Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Отец – врач, ветеран Первой мировой войны, мать – педагог, автор учебников, реформатор школьного образования. В конце XIX в. семья из иудаизма обратил...полностью>>
История->Реферат
Профессор Чикагского университета с 1957 года, гражданин США с 1966 года. Автор более 30-и научных, литературных и философских трудов, переведённых на...полностью>>
История->Реферат
Родился в 1930 году. Окончил исторический факультет МГУ в 1953 году. Работал директором средней школы в городе Сталинск. Был разъездным спецкором «Лит...полностью>>
История->Реферат
5 мая 1941 года ежегодный съезд АПА вынес постановление об образовании постоянного «Комитета по истории психиатрии». В 1970 году комитет был переимено...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение советских войск в Афган-н (дек1979) положило начало длительному воен конфликту, в котором СССР понес большие челов-е, матер-ые, моральные потери. Это б грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

2. Гражд. W в Афг (1978—1979). Причина: свержение монархии в 1973 г. В ходе кот. пришедшему к власти в рез-те Апрельской революции (анифеод.) коммун-му прав-ву противостояли группировки оппозиции, из-за попыток нов. руководства, игнорируя мест. специфику, форсированными способами построить соц-м по совет. образцу. Среди историков до сих пор стоит ?: б. ли эти события революцией и стоял ли за ними Сов. союз.

Афг. W (1979—1989). Причины: 1. стремление поддержать сторонников концепции соц-ма, 2. предот-ть возможное укрепление в регионе ислам. фундамент-ма, 3. меж/нар. престиж СССР. Окончат. решение о вводе войск в Афг. б. принято 12 дек. 1979 г. Продолжение предшествующего эт., присутствие в стране контингента совет. Wк, введенного для поддержки просовет. режима, и широк. интернационализацией конфликта; помощь оппозиции оказывали США, Пакистан, Иран и ряд др. Gв. РРез-ом Wх действий с 1978 по 1992 г. стала масс. миграция беженцев в Иран и Пакистан.

Рез-ты: 1. просовет. режим Наджибуллы (1986-1992) просущ-л ещё 3 года. 2. появ-сь террорист.

организация Аль-Каида и окрепли группы ислам. Радикалы. 4. потери СССР – 14453 убитых, Афг. 1 млн.

Гражд. W в Афг. (1989—1992), 3й эт. Wх действий, после вывода совет. Wк правит. армия сражалась против Wой оппозиции, по-прежнему поддерживаемой из-за рубежа.

Гражд. W в Афг (1992—2001) Причина – б/ба за власть, анархия в стране. Конфликт м|у победившими в рез-те 3го эт. W группировками оппозиции. Выделяют 2 этапа: сперва м/у полевыми командирами, потом м/у коалицией полевых командиров (моджахеды – актив. Сторонников против совет. W вмешательства), носившей название Северный Альянс и движением религ. фундаменталистов - Талибан. С 1996 г. большая часть терр. Афг. контролировалась движением талибан.

Итог: установ. режима талибов; углубление внутриполит. кризиса в стране.

W НАТО в Афганистане - Wе действия США и их союзников по блоку НАТО при поддержке Север. Альянса против Талибана, обвиненного по рез-там расследования терактов 11 сент. 2001 г. в укрывательстве террористов и пособничестве распространению фундаментализма. Талибан перешел к повстанческой W, с переменным успехом продолжающейся по сей день. США провели контртерр. операцию в Афг. в рамках операции «Несокрушимая свобода» в ответ на террорист. акт 11 сент. 2001.

Цели США: свержение режима талибов, формирование демократ. прав-ва, пленение и суд над бин Ладеном и его сообщниками по аль-Каиде. 2002 г. операция «Анаконда»; 2003-2005 партизанская W талибов.

3.Проверка знаний и умений это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материала, изучавшегося на уроке и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической. Опрос проводиться в начале урока, важно, чтобы проверка носила тематический характер, например по развитию какой – нибудь проблемы. К основному вопросу ставятся дополнительные, вопросы, его формулировка, должен быть простым и точным по формулировке, понятным детям. В старших классах задание можно усложнить. Здесь ученики разрабатывают логическую тему, строят сложный план, дают определение понятий, в том числе свое собственное, составляют характеристику партий, движений, политических деятелей, заполняют различные виды таблиц. Выставление отметок происходит по традиционной 5ти бальной системе, либо Зачтено – Не зачтено. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений

Учащихся. Формы: Фронтальная Индивидуальная Групповая. Виды: УСТНЫЙ Беседа по теме, рассказ у доски, ответ по цепочке,устное тестирование ПИСЬМЕННЫЙ Составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы ПРАКТИЧЕСКИЙ Ответ по картине, иллюстрации, обсуждение кадров видеофильма, описание музейных экспонатов.

Тест краткое, стандартизированное (по форме предъявления, технологии проверки и оценки) задание (система заданий), направленное на выявление и дихотомическую оценку достижения учеником заданного государственным образо­вательным стандартом уровня предметной подготовки. Задания с несколькими вариантами ответа — самые распрост­раненные в школьной практике, потому что применимы ко всем структурным компонентам исторического содержания, просты в выполнении, могут использоваться во всех видах проверки и на любом этапе комбинированного урока и других занятий. Альтернативные задания обычно содержат некие утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные, исполь­зуя слова «да» — «нет». В заданиях на восстановление соответствия ученикам предла­гается соотнести элементы 2 (3) списков. Ко второй группе тестов — «тестов интеллекта» — относятся задания на группировку исторической информации, на аналогию, на определение последовательности и исключение лишнего. Здесь знания школьников являются только обяз-м условием успеш­ного выполнения ими контрольного задания.

БИЛЕТ №27.

1. Начало десталинизации общес-й Ж СССР. XX съезд КПСС. Попытки реформирования экономики, соц-й сферы, раз-е К-ы в 1953-64 г.

2. Характер и формы эпохи «пробуждения» Азии в начале XX века:иран-я рев-я 1905-1911 г, рев-я в Китае в 191-1913 г.

3. Результаты обучения истории, способы их диагностики и оценивания. Тестовый контроль знаний.

1.Система, созданная Сталиным в 20-х — начале 50-х гг., предполагала абсолютное лидерство правящей Коммунистической партии, подчинение государства партии, господство коммунистической идеологии, командную экономику, культ вождя, подавление политических и гражданских свобод, террор и репрессии. Наследники Сталина, пришедшие к власти после его смерти, с одной стороны, понимали, что сохранение или упрочение системы невозможно и даже гибельно, но, с другой стороны, были готовы отказаться лишь от некоторых наиболее одиозных ее элементов (культа личности вождя, массового террора и репрессий, полного подавления товарно-денежных отношений и пр.). Коммунистическая идеология, однопартий-ность, руководящая роль КПСС, централизованное планирование и общественная собственность, недопустимость оппозиции — эти и другие достижения реального социализма они считали необходимым сохранить. К тому же далеко не все из новых руководителей партии и государства были склонны что-то менять, многим сталинская модель власти казалась едва ли не идеальной. Отсюда и противоречивость первых попыток десталинизации, предпринятых в 1953—1964 гг., ее непоследовательность и неопределенность.

    Первыми с предложениями о частичной реабилитации заключенных, пересмотре основ внешней политики, корректировке аграрной политики, расширении полномочий государственных органов выступили Г. М. Маленков, ставший Председателем Совета Министров СССР после смерти Сталина, и Л. П. Берия, с конца 30-х гг. руководивший карательной системой. В июле 1953 г. Берия был арестован и вскоре расстрелян. Набиравший силу Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сумел к 1955 г. добиться победы над главным конкурентом — Маленковым. К этому времени из тюрем и лагерей были освобождены десятки тысяч человек, реабилитированы жертвы «дела врачей», «ленинградского дела», военачальники, осужденные после Великой Отечественной войны. Преобразования были обещаны сельскому хозяйству: подняты закупочные цены, списаны долги, увеличены капиталовложения в колхозную экономику, снижены налоги на личное подсобное хозяйство и разрешено увеличить его размеры в пять раз. Началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Западной Сибири (1954).В феврале 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина (доклад оставался секретным до второй половины 80-х гг., с его содержанием людей знакомили на собраниях, лекциях, политинформациях). По выражению современников, «это был мужественный шаг мужественного человека»: Хрущев привел факты прямой ответственности Сталина за террор и репрессии, осудил их как нарушение социалистической законности, призвал к преодолению их последствий. Но при этом руководитель партии остался верен тезису о том, что сталинизм не исказил сущности построенного в СССР социалистического общества, что виновен в репрессиях лично Сталин и его приспешники, что индустриализация, коллективизация, разгром оппозиции были необходимы и благотворны для страны. Хрущев «был глубоко ранен сталинизмом: и страх, и ужас, и чувство личной вины». Десталинизация в его представлении ограничивалась осуждением злоупотреблений времен культа личности, обузданием карательных органов, установлением жесткого партийного контроля над ними.  
     Но и такая десталинизация встретила мощное сопротивление консерваторов. На Аленуме ЦК КПСС в 1957 г. Молотов, Каганович, Маленков и др. потребовали снять Хрущева с поста Первого секретаря, но не получили поддержки. В обществе известия о XX съезде были встречены по-разному. Одни отказывались верить фактам, осуждали Хрущева, другие опасались, что разоблачение культа личности нанесет удар по международному престижу СССР. Многими XX съезд был воспринят как символ перемен, шаг к свободе, к социализму, очищенному от деформаций и искажений, к гражданской ответственности, самостоятельности, инициативе. В критике культа личности они увидели долгожданную «оттепель». Это слово дало название целой эпохе в истории духовной жизни СССР середины 50-х — середины 60-х гг. (Подробнее о культуре и науке см. билет 21.)
     В 1956—1957 гг. были реабилитированы некоторые подвергшиеся депортации народы (балкарцы, калмыки, чеченцы, ингуши и др.), расширены права союзных республик в хозяйственном и культурном развитии, предприняты меры по активизации советских органов, комсомола, профсоюзов. В 1959 г. был принят новый устав КПСС, в котором впервые говорилось о возможности внутрипартийных дискуссий, обновлении кадров и пр. В 1961 г. XXII съезд КПСС, приняв новую программу партии — «программу строительства коммунизма», принял постановление о перезахоронении тела Сталина на Красной площади и об активизации борьбы с культом личности. Из партии были исключены Молотов, Каганович и др. Наконец, в 1962 г. Хрущев предложил приступить к разработке проекта новой Конституции.
    В известном противоречии со сталинской моделью находилась и социальная политика, проводимая Хрущевым: на колхозников была распространена паспортная система, упорядочено пенсионное обеспечение, развернуто массовое жилищное строительство, началось расселение коммунальных квартир.
    Десталинизация не была, однако, ни последовательной, ни целостной. В промышленной политике Хрущев придерживался курса на приоритетное развитие тяжелой и оборонной промышленности, командных методов управления. Реформа 1957 г., заменившая отраслевые министерства территориальными советами народного хозяйства (совнархозы), принципиальных изменений не внесла. Территориальная организация управления не изменяла сущности командной экономической системы.
     В аграрной сфере в 1958—1959 гг. произошло возвращение к административным методам управления. Знаменитая кампания по насильственному внедрению кукурузы, реорганизация машинно-тракторных станций, борьба против личных подсобных хозяйств были проявлениями директивного стиля руководства. Негативные последствия не замедлили сказаться — трудности со снабжением городов продовольствием, начало закупок зерна за рубежом (1963), повышение розничных цен, связанные с этим волнения (события в Новочеркасске).
  
     Особенно непоследовательно, с постоянными колебаниями и отступлениями курс на десталинизацию проводился в сфере культуры, идеологии, духовной жизни. Волнения рабочих в Польше, антикоммунистическое восстание в Будапеште (1956) напугали партийное руководство. «Оттепель» воспринималась с опаской, в ней видели нежелательное «брожение умов», «подрыв основ». Вот почему была развернута идеологическая кампания против Б. Л. Пастернака, опубликовавшего за рубежом роман «Доктор Живаго», высмеяны и ошельмованы художники-абстракционисты, раскритикованы писатели и поэты, пытавшиеся отойти от устаревших догм. «В культуре я сталинист», — говорил сам Хрущев. Но именно он дал разрешение на публикацию повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», направленной против сталинизма.
     Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. Тоталитарная система, которую он унаследовал от Сталина, претерпела некоторые изменения, но по существу не изменилась.

2. Рев-ция в Рос 1905— 1907 гг оказала огромное воздейст­вие на страны В. Иран (1905— 1911), Турц. (1908), в Кит (1911—1913) произошли рев-ции, а в Инд в 1905—1908 гг. наблюдался мощный революц подъем масс. Мощные выступления имели место также в Ин­донез, Егип, Алжире, Марок. В странах В. произошли сдвиги в эк-ке: за­рождение кап-ма, формирование буржуазии и проле-та. Гл. задача - б/ба со ср/в, Ф., отсталостью, колон. зависимостью от импер-ма. Решить проблему незав-ти.

Синьх-ая рев-ция (1911 – 1913) Цель - свержение цинской монархии и утверждение респки. «три народных принципа»: 1. национализм - восстановление чисто кит правления; 2. народовластие-учреждение респ-ки; 3. народное благосостояние- уравнение прав на землю. В 1905-1908 гг. в Кит. развернулось движение буржуазии и предпринимат-ой прослойки землевладельцев за укрепление своих эк позиций и противодействий иностр капиталу. В рев-ции участвовали горожане, помещики, чиновники. Периодизация: 1) сент – дек 1911 г; 2) фев. 1912 – 1913 гг. В дек. 1911 г. Ятсеня б избарн tым президентом Кит Респ-ки. Впервые в истории Кит б провозглашены демократ свободы и права народа, предоставлено избират право жен-м, введена всеобщая Wая повинность. С. Ятсен б вынужден отказаться от поста tго президента в пользу Юань Шикая. 12 фев 1912 г. цины отказались от вл-ти. Рев-ция не покончила с засильем феод и полуколон порядков в Кит. Б свергнута цинская дин-тия и установлен республ строй. Иран рев-ция (1905 – 1911) Уже к 70м г XІXв. Ир. б зависимый от Анг и Рос Конкуренция иностр товаров разоряла Иран. ремесло, домашнюю промыш-ть и предприятия нац-ой иран фабрично-завод. промыш-ти. Многие отрасли Gго управл-я Ир. оказались под контролем иностр-ев. Превращение Ир в полуколонию - консервация отсталых феод отнош-й. Причины: резкое обострение внут социал противоречий; противоречия м/у иностр импер-ми и нац-ми силами. Цель рев-ции - добиться незав-ти от метрополии. Движущие силы: кр-во, городская беднота, зарождавшийся раб класс, город мелк буржуазия, купечество и дух-во и даже часть землевладельцев. Периодизация: 1)1905 – 1907 гг.: сент 1906 г. в Тебризе нач забастовка, б создан 1й в стране энджумен (рев-ый комитет). 2)1907 – 1909 гг.: в 1907 г. рев-ция в Ир. поднялась на нов ступень. Вспыхнули забастовки. Нач-ся масс. антиимпер-ое движ-е – бойкот иностр товаров. 3)1909 – 1911г.: 2й меджлис – вновь избранное прав-во встало на путь свёртывания демокр-и и в 1911 г. подавило рев-цию. Пробужд Индии. К к ХIХв. завершился процесс втягивания Инд в } миров. Капит-го хоз-ва. Инд. отсталая аграр страна с господством феод пережитков, и резкими соц-ми противоречиями. Эк-ая б/ба раб класса Инд в форме локальных стачек носила антиимпер х-р. Причины: 1. Инд оплачивала колон Wе авантюры брит импер-ов в Аз. и в Аф.; 2. расширение и углубление колон. эксплуатации Инд.; 3. столкновение интересов на рынке х/б текстиля; 4. ухудшение полож-я трудящихся и рост класс и национ противоречий. Движущие силы: город и сел рабочие, кр-не, мелк буржуазия, ж/джники, город насел-е, мелк помещики. Периодизация: 1)1905 – 1907 гг.: 1905 г. раздел Бенгалии. Движ-е «свадеши» (бойкот иностр товаров и поощрение отеч производителя). 2) 1907 – 1909 гг.: с 1907г движение “Свадеши” стало перерастать в движ-е за осуществление “Свараджа” (самоуправление). Весной 1907 г. выступления в Пенджабе. Раскол в ИНК. Цели, выдвинутые нац-освоб движ-ем полностью решены не б. Вл-ти пошли на незначит-ые уступки, коренных измен-й в стране не произошло. Турция. С 70г. Т. превращается в полуколонию импер-их держав. Насильств-е втягивание её в мир капитал рынок и произ-во. Эк-ка развивалась однобоко. Росли иностр концессионные предприятия, открывались иностр банки. Причины: 1. установление полного контроля над фин-ми страны иностр капиталом; 2. контроль монополий над флотом, ж/д, полез ископаемыми, связью и с/х;

3. Проверка знаний и умений это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материала, изучавшегося на уроке и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической. Опрос проводиться в начале урока, важно, чтобы проверка носила тематический характер, например по развитию какой – нибудь проблемы. К основному вопросу ставятся дополнительные, вопросы, его формулировка, должен быть простым и точным по формулировке, понятным детям. В старших классах задание можно усложнить. Здесь ученики разрабатывают логическую тему, строят сложный план, дают определение понятий, в том числе свое собственное, составляют характеристику партий, движений, политических деятелей, заполняют различные виды таблиц. Выставление отметок происходит по традиционной 5ти бальной системе, либо Зачтено – Не зачтено. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений

Учащихся. Формы: Фронтальная Индивидуальная Групповая. Виды: УСТНЫЙ Беседа по теме, рассказ у доски, ответ по цепочке,устное тестирование ПИСЬМЕННЫЙ Составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы ПРАКТИЧЕСКИЙ Ответ по картине, иллюстрации, обсуждение кадров видеофильма, описание музейных экспонатов.

Тест краткое, стандартизированное (по форме предъявления, технологии проверки и оценки) задание (система заданий), направленное на выявление и дихотомическую оценку достижения учеником заданного государственным образо­вательным стандартом уровня предметной подготовки. Задания с несколькими вариантами ответа — самые распрост­раненные в школьной практике, потому что применимы ко всем структурным компонентам исторического содержания, просты в выполнении, могут использоваться во всех видах проверки и на любом этапе комбинированного урока и других занятий. Альтернативные задания обычно содержат некие утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные, исполь­зуя слова «да» — «нет». В заданиях на восстановление соответствия ученикам предла­гается соотнести элементы 2 (3) списков. Ко второй группе тестов — «тестов интеллекта» — относятся задания на группировку исторической информации, на аналогию, на определение последовательности и исключение лишнего. Здесь знания школьников являются только обяз-м условием успеш­ного выполнения ими контрольного задания.

БИЛЕТ №28.

1..Социально-экономическое и политическое развитие СССР в серед. 60-х г –серед. 80 –х г. Диссидентское движение

2.. Характер и формы эпохи «пробуждения» Азии в начале XX века:Турция 1908-1909 рев-я, нац-о-осв-е дв-е в Индии в 1905-1908 г.

3.. Анализ урока истории: структурный, комплексный.

1. И/г. С кон 60х г. в сов-ой и/г утверждается оценка 60-70х г. как п/да «совершенствования развитого социализма», до сер 80х г. сов-е историки последоват-но проводили тезис о высокой степени зрелости совет-го общ-ва. В п/д перестройки сер60 – кон 60х г. оценивается как «t тихой ресталинизации», за 70 – сер 80х г. закрепляется образный термин «t застоя». Сейчас отеч-ые историки работают над проблемой торможения соц-эк и дух-го развития страны в 70 – 80г. Соц-ые историки заостряют внимание на соц-эк-х условиях и факторах загнивания, «историки-тоталитаристы» – на загнивании сов-го тоталитаризма. По мнению историков-диссидентов, усиление пол-ой реакции в стране б связано с вступлением страны в п/д стр-го кризиса. Все историки единодушно констатируют формир-е в СССР особого класса – советской правящей номенклатуры.

В современной отеч-ой лит-ре заявляет о себе т.з., усматривающая в данном п/де «болото, хранящее невиданную мощь, так бездарно потом растраченной и разграбленной» (Калашников). «Империю погубили тупые, зажравшиеся руководители». Соц-эк развитие СССР. Ошибки, допущенные Хрущевым, волюнтаризм в его пол-ке облегчили приход к вл-ти консерв-х сил, окончательно блокировавших нарождавшееся демокр-ое движ-е.14 окт 1964г. на Пленуме ЦК КПСС Хрущев б смещен со всех постов. 1ым секретарем (с 1966 г. - Генеральным секретарем) ЦК КПСС стал Брежнев, выражавший интересы партийного аппарата и мощного слоя хоз-ой бюрократии. Самой круп за весь послеw-ый п/д попыткой перестройки эк-ки стала хозяйственно-эк-ая реф-ма 1965г., проводившаяся под руководством председателя Совета Министров СССР Косыгина. Реф-ма затронула промыш-ть, строит-во, с/х. Ее осн-ми направлениями стали: нов адм-ая централизация: упразднение совнархозов и восстановление промыш-х министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях. Предприятия, перешедшие на нов сис-му, в целом улучшили показатели своей работы. В дальнейшем экстенсивный хар-р эк-ки привел к форсированному развитию топливно-энергетич-го комплекса СССР. Нов отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Аграрная пол-ка СССР хар-лась круп капиталовложениями в с/х, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Со 2/п 70х г ситуация в с/х стала принимать кризисный хар-р. Больш-во колхозов и совхозов яв-сь убыточным. Ур жизни в СССР медленно повышался до сер 70х г., а затем более чем 5летие не снижался. Однако финансиро-е соц-ой сферы продолжалось исключительно по остаточному принципу. С 1970г. началось снижение осн-х эк-х показателей. К кон 70х г обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит. Общественно-пол-ая обстановка. П/д 70х - нач 80х г. в истории сов-го общ-ва получил определение "застойного". Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Брежнева и его окружения), заключались в соц-эк-х отнош-х, господствовавших в стране, той модели общ-ва, которая сформир-ась еще в 30е г. В брежневский п/д происходил процесс дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление вл-ти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет вл-ти. Идеолог-ий диктат КПСС сдерживал развитие тв-ва, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в идеологии, лит-ре, науке, к-ре. В общ-ве нарастала соц-ая апатия, вызванная двойной моралью и ростом соц-ой несправедливости. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране продолжало оставаться диссидентское движение.

Противоречия

«развитой социализм» – застой; большие достижения ВПК – диспропорции и кризисные явления в эк-ке.

Диссидентское движение

Диссидентское движение (диссидент от лат. dissidens-несогласный, противоречащий) - антисоветское, антикоммунистическое движение граждан СССР с середины 70-х до сер. 80-х гг. XX в. Диссиденты называли себя также "правозащитниками", "инакомыслящими". В середине 80-х гг. диссидентское движение исчерпало себя, так как пришедшие с перестройкой плюрализм мнений и легализация многих идей диссидентства устранили общую основу их движения. Диссиденты придерживались различных политических взглядов (от марксистских до православно-националистических), но их объединяло стремление утвердить в обществе самоценность человеческой личности, обеспечить защиту ее прав. Известными деятелями диссидентского движения были писатель А.И. Солженицын и физик-ядерщик А.Д. Сахаров. Ядром диссидентского движения стала защита прав человека. С этой целью были созданы диссидентские организации: "Инициативная группа защиты прав человека в СССР" (1969 г.), Комитет прав человека в СССР (1970 г.), Советское отделение Международной амнистии (1974 г.), Московская и республиканские Хельсинкские группы (1976 г.). Основными требованиями диссидентов были: демократизация общественной жизни, правовое государство, гласность, открытое общество, радикальная экономическая реформа. Основными формами диссидентской деятельности являлись:
1)сбор и распространение запрещенной властями информации (самиздат), которые начинались с перепечатки и распространения отдельных запрещенных художественных произведений (И.А. Бунина, М.В. Цветаевой, А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова и др.). Затем появились стенограммы судебных процессов, стали выходить литературно-художественные, общественно-политические, религиозные и др. журналы, содержавшие произведения А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова, Р.А. и Ж.А. Медведевых, В. Гавела и др. Наибольшую известность получил информационный бюллетень "Хроника текущих событий", издававшийся с апреля 1968 г.;
2) подготовка и распространение "открытых писем" в защиту незаконно осужденных или посвященных злободневным проблемам общественно-политической жизни страны. Наиболее известной акцией "подписантов" стали письма в ЦК КПСС 43 детей репрессированных коммунистов и обращение большой группы известных и культурных деятелей против тенденций ресталинизации;
3) демонстрации. Наиболее известные две из них: 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве, в День Советской Конституции, с требованиями защиты конституционных прав, открытого суда над арестованными ранее писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем и 25 августа 1968 г. на Красной площади с протестом против ввода советских войск в Чехословакию;
4) конкретная моральная и материальная помощь отдельным лицам, подвергшихся незаконным репрессиям, и их семьям. С этой целью функционировал специальный Фонд помощи. Общая численность диссидентов в СССР не превышала 2000 чел., но диссидентское движение пользовалась широкой поддержкой за рубежом. Деятельность диссидентов по формированию идеалов общечеловеческих ценностей и демократических принципов приближала и подготавливала проведение в СССР М.С. Горбачевым политики перестройки.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Истории (5)

    Шпаргалка >> История
    ... Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались. "Шпаргалка по отечественной истории" Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины ... ; 3) началось железнодорожное строительство. "Шпаргалка по отечественной истории" Россия в XIX в. продолжала оставаться ...
  2. Шпаргалка по Истории (6)

    Шпаргалка >> История
    ... повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства. XVII в. отмечен замечательными ... профессор Московского университета, крупный специалист по истории средневековой Европы Т.Н. Грановский. Примерно в это ...
  3. Шпаргалка по Истории (13)

    Шпаргалка >> История
    ... лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана ... (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство ... «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. ...
  4. Шпаргалка по Истории (3)

    Шпаргалка >> История
    ... : гражданская история, политическая, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, ... реформа управления государственными крестьянами; • работа по систематизации законодательства; • денежная реформа. Основная ...
  5. Шпаргалка по Истории (9)

    Шпаргалка >> История
    ... значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную ... ленинского понимания роли личности в истории. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации ... . Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015201568603516