Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Отец – врач, ветеран Первой мировой войны, мать – педагог, автор учебников, реформатор школьного образования. В конце XIX в. семья из иудаизма обратил...полностью>>
История->Реферат
Профессор Чикагского университета с 1957 года, гражданин США с 1966 года. Автор более 30-и научных, литературных и философских трудов, переведённых на...полностью>>
История->Реферат
Родился в 1930 году. Окончил исторический факультет МГУ в 1953 году. Работал директором средней школы в городе Сталинск. Был разъездным спецкором «Лит...полностью>>
История->Реферат
5 мая 1941 года ежегодный съезд АПА вынес постановление об образовании постоянного «Комитета по истории психиатрии». В 1970 году комитет был переимено...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В старших классах карта все более выполняет роль источни­ка историч-х знаний, поэтому и задания учащимся должны иметь более глубокий, аналитический хар-р. Целесообраз­но применение проблемных заданий по карте. Локализация историч-х событий на карте (Покажите объект на карте и определите словами его местоположение); Оживление» карты наглядными средствами – (прикрепите знаки, символы и аппликации, для путешествия по карте); Чтение и составление легенды карты – (Придумайте условные знаки для игрового сюжета по карте);

БИЛЕТ №21.

1. Советская страна в 1920 г.: экономика, политика, идеология, культура

2. ПМВ: причины, ход, итоги.

3. Методика работы с историч-и документами, статистич-и сведениями на уроках истории.

1.Широкомасш-ая б/ба с капиталом привела к складыв-ю с-мы «ВК». Эти отнош-я предполагали отсутствие частной собств-ти, прямое продуктораспределение вместо товарно-денежных отнош-й, плановость хоз-ва, всеощность труда. Хаар-ые черты ВК: 1.национализация всей промыш-ти; 2. сверхцентрализация управления эк-ой(«главкизм»); 3. запрет частной торг-ли, свертывание товарно-денежных отнош-й; 4. продразверстка; 5. натур-ая оплата труда раб-х и служ-х, бесплатность коммунальных услуг; 6. уравнительная оплата труда раб-х и служ-х(уравниловка); 7. всеобщая труд-ая повинность. В мар 1919г. в нов программе ВКП(б) принципы ВК б положены в основу строительства социализма в Рос. Больш-ки поставили задачу: завершить экспроприацию буржуазии, перейти от денеж торг к натур-му продуктообмену, от уравнительного землепользов-я к коллектив-му, от рыночного к плановому хоз-ву. Штурм капитализма привел страну к гражд w. Больш-ки б вынуждены отказаться от ВК эксперимента и перейти к НЭПу.

Переход к НЭПу. Сущность нэпа-восстановление в ограниченных рамках рыночной эк-ки при сохр-нии командных высот народ-го хоз-ва в руках партийно-гос-го аппарата. 1.замена продразверстки продналогом. Глав отличие налога от разверстки заключ-сь в его размере и стабильности. 2. аренда земли и наемный труд. Кр-не получили право свободного выхода из сельск общины, колхозов, но купля, продажа, завещание, дарение, залог земли б запрещены. Значит-ая часть гос. промыш. предприятий перешла в ведение советов народного хоз-ва(губсовнархозов). 3. отмена всеобщей трудовой повинности. Б взят курс на добровольное привлечение рабочей силы в народ-е хоз-во, образовался рынок труда, трудоустройством безработных занимались биржи труда. 4. ликвидирована уравнительная сис-ма оплаты труда. Натуроплата труда(продпайки) б заменена денеж формой зарплаты. К кон 1921г. карточ сис-ма б свернута. 2 круп кризиса нэпа произошли в 1923г и в 1927/28гг.: 1.«кризис сбыта» 2.«кризис хлебозаготовок» п/д рыночной, товарно-денежной эк-ки б заменен тотальным огосударствлением(этатизацией) эк-ки. Страна вступила в эпоху «большого скачка».

И/г: В ходе науч. дискуссий о нэпе в работах Генкиной, Полякова понимание нэпа, как пол-ки, рассчитанной на весь переходный от капитализма к социализму п/д, глав целью которого яв-сь установление союза м/у рабочим классом и трудящимся кр-ом. В современной и/г Розенберг нэп-п/д, когда вл-ть вынуждена б считаться со сложн социок-ой тканью общ-ва, с наследием дореволюц-ой Рос, входившим в непримиримое противоречие с целями и способами форсир-го преобразов-я общ-ва в большевистском духе.

Образование СССР. Распад в 1917-1918г. единого, централиз-го Рос-го гос-ва сменился объединит-ым движ-ем, которое привело к образов-ю СССР в 1922г. Цементирующей силой объединит-го движ-я, а затем и гос. союза стала компартия. Для разработки плана объедин-я всех советских респ-к ЦК ВКП(б) создал в авг 1922г. спец-ую комиссию во главе с Куйбышевым. Комиссия пришла к выводу о необходимости созд. гос. союза социалистич-х респ-к путем включения их в РСФСР на правах автономных. РФ =>СССР. 30 дек1922г. в Мос, съезд утвердил Декларацию и Договор об образов-и СССР. В янв1923г. б созд. объединенная Конституц-ая комиссия из представителей ЦИК всех союзных респ-к(председатель Калинин). В янв 1924г. съезды советов союзных респ-к ратифицировали Конституцию СССР. В ней провозглаш-сь принципы построения союзного многонац-го гос-ва: свободное, Добров-ое, равнопр-ое объедин-е суверенных респ-к, их право выхода из СССР. Показателем 1го процесса стали принятие Конс-ции СССР 1936г. и выборы в Советы в 1937-39гг. осн полож-я Конс-ции СССР 1936г. сводились к: б провозглашена победа социализма в СССР, вводилось нов наименование Советов-«Советы депутатов трудящихся», за ними закреплялась роль пол-ой основы общ-ва. Одновременно Конс-ция закрепила и руководящую роль компартии в жизни гос-ва и общ-ва, обозначив ее как «передовой отряд» и «руководящее ядро»., конс-ция провозгласила эк-ой основой СССР социалистическую собственность, существовавшую в 2х формах: гос-ой и кооперативно-колхозной. Высшим органом гос. власти СССР провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из 2х равноправных палат: Совета Союза и Совета Нацинальностей. Отныне только Верховный Совет мог осуществлять законод-ую вл-ть в СССР. Он же формировал и правительство СССР-Совет Народных Комиссаров. Конституция декларировала предоставление гражданам широкого круга прав: на труд, на отдых, на матер-ое обеспечение в старости.

2. Причины: столкновение интересов европ-х держав, б/ба за передел мира между 2-я военно-пол-ми группировками Антанты (Рос, Англ, Фр) и Тройственным союзом (Герм, А-В, Турц). Главными были противоречия м/у Герм и Англ. Герм рассчитывала захватить нов колонии за счет Англ и Фр, ослабить Фр и Рос, установить свое господство в Еврп. А-В – расширить сферу своего влияния на Балканах. Англ – путем б/бы ослабить Герм, захватить часть ее колоний, ÷ Осман импер, этого добивались и Фр империалисты (вернуть Эльзас и Латорингию). Рос – установить свое господство на Балканах и в проливах Босфор и Дарданеллы. Все гос-ва собирались использовать з/ны военного t для подавления рабочего и демократиx-го движ, расширить влияние на Бл Вост, в Кит и Афр.

Созданная сис-ма воен-х союзов могла с легкостью превратить любой конфликт во всеобщую схватку.

Серия локальных w за передел мира: 1898 – испано-америк w, англ – бурская w 1899 – 1902; рус-яп w 1904-05; марокканский кризис 1911.

28.06.14. в Сараево сербским террористом был убит эрцгерцог венгерский наследник Франц – Ферденант – повод к w. ПМВ начавшаяся 28.07.14. яв. Следствием кризиса традиц-го бурж-го общ-ва. Факт этого теракта поставил державы п/д непростым выбором: как на него реагировать. Б возможны 2 варианта: рассматривать это как событие общеевроп-го масштаба или считать, что это дело лишь А – В и Сербии. А-B объявила w Сербии.

Цепная реакция: 1.08. в w вступает Рос и Герман.; 3.08. – Фр и Белг; 4.08. – Англ; кон авг Яп. В w втянуто 36 гос-в мира.

Характер: ПМВ б империалистическая, захватнической.

Ход: три фронта: Зап (от Ла-Манша – до Швейцарии); Вост (Балтика-Румыния); Балканский(по австросербской границе).

Глав события разворачивались на зап-м и вост-х фронтах. Главные сражения ПМВ: 09.14.- на Марне немцы отброшены от Парижа; одноt на вост фронте – сражение в Польше и Галиции немцы остановили наступление рус войск w приобретает затяжной хар-р. Зимой – весной 15 года развернулись бои на всем вост фронте, лишь осенью рус удалось остановить нем- наступление. 02. 16 крупное наступление нем по захвату фр крепости Верден (провал). Лето 16г. – круп наступ-ая операция англ – фр войск в р-не р. Сомма. 08.16г. Румыния переходит на сторону Антанты негативно, т.к. линия фронта расширяется. В 04.17г. в w вступает США.

Итоги: в 10.18г. из w вышла Турция. 11.11.18. Герм капитулировала. Париж конф-ция 18.01.19. (жесткая позиция Фр на счет Герм., Англ б не выгодно ослабление Герм – это автоматически вело к усилению Фр). Образована лига наций. Герм потеряла Эльзас и Лотарингию, левый берег Рейна демилитаризован, царский угольный басен передан Фр. Т.о. Германия потеряла 1/8 часть тер-ии, лишалась всех колоний, разоружалась, репарации, пол-ая карта сильно изменилась, взрыво опасной оказался принцип самоопределения Фр. Рспространяется идеи реваншизма, устанавливается версальско-вашингт-ая сис-ма м\ународн отношений.

3. При работе с док-ми у учеников активизируется про­цесс мышления и воображения, что способствует более плодо­творному усвоению историч-х знаний и развитию историч-го сознания. У уч-ов вырабатываются умения самостоя­т-ой работы: читать док-ты, анализ-ть и извлекать инф-цию, рассуждать, оценивать значение док-ов про­ш и наст.

Классификация док-ов, применяемых в обучении ис­тории Она основана на хар-ре документальных текстов, когда все они подразделяются на 2 осн-ые группы — Док-ты повествовательно-описательного и актового хар-ра, имевшие в свое t практическое значение. Дополнительную группу сост-т памятники худож-го слова. Актовые док-ты — это юридич-ие, хоз-ые, пол-ие, программные (грамоты, законы, указы, проше­ния, челобитные, росписи, договоры, статистические и следст­венные док-ты, программы, речи). Повествовательно-опи­сательные док-ты — летописи, хроники, мемуары, пись­ма, описания путешествий. К памятникам худ-го слова истории древ мира и сред веков относятся произ­ведения устного народ-го nd-ва (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Ученики в процессе работы с док-ом проводят его раз­бор, воспроизводят отдельные положения текста, определя­ет логически завершенные части, выделяют главные идеи Каждой части, проводят сравнительный анализ док-ов.

Теперь о классификации. Условно худож-ую ли­т-ру подразделяют на 2 большие группы. Это лит-ые источники изучаемой эпохи и историч-ая беллет­ристика. К источникам изучаемой эпохи относятся про­изведения, авторы которых яв-ся непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. К исторической беллетристике принадлежат худож-ые произведения об изучаемой эпохе, созданные писате­лями более позднего t. Приемы использования худож-ой лит-ры на уроках различны. Более глубокое изучение произведения ис­пользуется для воссоздания картины быта, общественных от­ношений.

БИЛЕТ №22.

1. Социально-экономическая реконструкция СССР в 1930-е г.:индустриализация, коллективизация, социальные процессы.

2. Зарубеж и/фия стран Зап: осн шк и направл-я

3.использование худ-й литры в обучении истории.

1. Этапы индустриализации.

1 этап - с нач до нояб 1929 г. 2 этап - с кон 1929 г до 1932 г. 3 этап - II, III 5летки. На XIV съезде, в дек 1925 г б взят курс на “социалистич-ую индустр-цию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. Пол-ка “социалистической индустр-ции” б направлена на: 1. всемирное развитие гос-го сектора как основы социалистической эк-ки, 2. внесение в управление народным хоз-ом планового начала, 3. установление нов взаимоотнош-й м/у городом и деревней с учётом расшир-я кр-го спроса не только на прод-ты потребл-я, но и на средства производва, 4. сокращ-е непроизводительного потребления, с тем чтобы сэкономленные средства направить на строит-во заводов и фабрик. При этом утвержд-сь, что “социалистическая индустр-ция” может б осуществлена только за счёт внутр-х источников накопления, тюк. СССР не мог рассчитывать на иностр кредиты. В апр 1929 г состоялась XVI партконференция. Из 2х разработанных Госпланом СССР вар-ов 5летнего плана она отобрала 1ый, задания по которому в промыш-ти б на 20% выше. На съезде Куйбышев заявил, что необходимо каждый год удваивать объём капиталовлож-й и повышать производство продукции на 30 % ,- “Темпы решают всё !” Это нашло яркое выражение в массовом “социалистическом соревнов-и ”, в ударничестве и стахановском движении. Установлено, что по больш-ву важн показателей 1ые 5летние планы не б выполнены. 2ая 5летка отличалась от 1ой более широкими масштабами строительства: первая - 1500 предприятий , а 2ая - 4500 предприятий. А также отличалась более широким диапазоном отраслей. Лозунгами 1х 5леток б: I “ Техника решает всё !” II “ Кадры решают всё !”. Огромное знач-е имела трудовая активность масс. Стах-ое движение б использовано для того, что бы повысить производительность труда. Планы б гигантские но они не выполнялись. Но б создан огром массив нов промыш-ых предприятий. К-ция с/х СССР яв-сь процессом объед-я мелких единоличных кр-х хоз-в в круп-е, коллективные путем производственного кооперирования. Объединение колхозов. Ликвидации кулачества. Этапы раскулачивания: 1.нояб 1929г-вес1930г.: началось поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны . Недовольство кр-н вылилось в массовый убой скота, бегство в города, антиколхозные восст-я. 2.с ос 1930г.-нов, осторожный этап. Создавались т-о хоз.артели, допускавшие существование личных, подсобных хозяйств. К кон 30х г колхозы объединяли более 90% кр-н. Колхозы обслуживались с/х техникой, но созд. колхозов не привело к росту с/х производства, увелич-сь заготовки с/х продукции(зерна)-это привело к отмене в 1935г. карточной сис-мы в городах и экспорту хлеба. Также этот курс привел к смертному голоду в с/х районах страны. Массовое бегство из деревни привело к введению паспортного режима с пропиской к определенному месту жительства. Колхоз-м и кр-м-единолич-м паспорта не выдавали. «К-ая рев-ция» В сфере кул-ры большевики поставили задачу изменить дух-ый мир народов Рос, организовав его на коммунистич. принципах. Центр гос. органом по руководству к-ым строит-вом стал Наркомпрос РСФСР Луначарский) Первостепенное внимание б уделено пол-му просвещению масс, осн. цель которого состояла в утверждении марксистской идеологии в дух-й жизни страны. Руководство гос. пропагандой коммунизма б возложено на Главполитпросвет во главе с Крупской. Главполитпросвет объединял и направлял работу по ликвидации неграмотности, эта б 2ая задача к-го строит-ва. На смену традиционной и/г которая рассм. эти процессы как соц. строит-во, зарубежная и/г расм. как пути созд-я тоталитар-го общ-ва. В 60е появ-сь направл-е зап-й и/г как «социалистич-я ист-я», которая рассм-т процессы взаимод-я вл-ти и общ-ва, которые д.б. приспосабливаться к нов пол-м реалиям.

2.Великобр. В 30-1/п40-х гг. произ-л процесс профессионализ-ии ист. знания, появ-ся ист общ-ва, выпускаются жур-ы. Осн. центры образов-я историков-Кембридж, Оксфорд. Ведущие историки: Берри, Тойнби, Коллингвуд. В н XX в. в и\г сохр. приверженность к либер. концепции (ист. процесс как поступател. восхождение общ-ва и гос-ва по ступеням прогресса). В 20-40х г. усилив-ся позиции эк. и соц. истории (ученые Кембрид. и Лонд. ун-тов). П/е W в ист. науке повыс. интерес к амер. и лат/ам. проблематике. Ведущ. знач-е принадл-т изуч-ю брит. ист-ии. После ВМв ведущ. пол-е – полит. и констит. ист-я. (Элтон, Хаттон, Ховард и др.); в нов. соц. ист-ии – Томпсон, Хилл, Хилтон, Мортон. Культ. ист-я как самост. дисц-на, б созд. марксист. ист-ками (Брикс, Томас, Сэмуэль и др.)

Фр и/г П/е I мир.W историки традиц. позитивист. напр-я сохр свое влияние. Попытка пересмотра методологии позит-зма с релятивист-х позиций – Арон. Исследов-я Блока и Февра. Школа «Анналов»-переход к нов. пониманию ист исслед-й. В 20-30е изучение Фр. R –одна из крупных тем (Гагсот, Олар, Матьес, Лефевр. История I мир.W- Ренувен. Герм и/г Гл. тема п/е I мир.W – отклонение от тезиса о глав ответственности Герм. Консерват. напр-е не признает респ-ку как закон форму гос-ва. (импортирована с Зап). Пропаганда возврата к авторит формам правления или монарх режиму. (Зомберт, Галлер, Риттер). Либер историки поддерж Веймар респ-ку, выст. за более гибкую пол-ку и примирение с зап державами. (Мейнеке, Онкен, Бранденбург, Шнабель). Леволиб позиция – выступ за сохр-е и распростр-е парламен- ма, мирн. сотрудничество м/у гос-вами, п/в милитаризма. Эти историки счит-сь чужаками. (Цикурш, Валентин, Бергштрессер). Демокр историки заним. те же позиции, что и леволиб. Но некот моменты демократ-е. Выст за расширение демокр завоеваний Ноябр.R, большой интерес к марксизму.(Хинце, Майер, Кер, Хальгартен, Нойман).

США Одним из наиб. влият. вариантов прагматизма стал инструментализм (Дьюи), кот-й рассм. науч. понятия как инструмент. Либ -реформист направление-прогрессист школа – изучение эк факторов и соц конфликтов в истории США.(Бирд, Шлезингер-старш., Адамс, Вирворд). Консерват. направление пыталось утвердиться на ведущих позициях в изучении 2 классич. тем амер. истории: W за независ-ть, Граждан. W. (Эндрюс, Чанинг), рабство (Филипс, Рэндал, Крейван). Комансовско-висконсинская школа - хар-н интерес к эк фактам, использов-е методов эк интерпретации и ориентация на либер гос. реф-мы (Команс). Радикал направление выступало с антимонополистич. позиций. Палингтон представил амер. мысль от эк., социол., полит. - прав. идей и доктрин до т.н. высок. прозы и поэзии. Суть амер. истории заключалась в б/бе сторонников права собст-ти и концепций права ч/ка. В 30-е лидером направления стал Джозефсон, кот-й исслед-л эк. и полит. аспекты, последствия установления господства монополистич. капитала. Негритян и/г – самост направление. Ее становление связ. с деят-тью Вудсона. Ведущ. авторы: Франклин, Уэсли, Броули. Негрит и/г испытывает определен воздействие прогрессист шк, но она в отличие от нее намеревалась преодолеть расизм и шовинизм, стремилась max полно выявить самост. роль афроамер-цев в истории США.

Италия - Офиц. идеологи фашист режима – Джентиле и Вольпе. В 20-30-е и/г полностью сосредоточена на отеч тематике (Джолитти, Биссалатти, Саландра, Нитти). Историки-антифашисты: Морандин, Сальватарелли, Сальвенини). Изучение и/г Рисорджименто: Габетти, Кроче, Омодео, Кантимори.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Истории (5)

    Шпаргалка >> История
    ... Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались. "Шпаргалка по отечественной истории" Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины ... ; 3) началось железнодорожное строительство. "Шпаргалка по отечественной истории" Россия в XIX в. продолжала оставаться ...
  2. Шпаргалка по Истории (6)

    Шпаргалка >> История
    ... повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства. XVII в. отмечен замечательными ... профессор Московского университета, крупный специалист по истории средневековой Европы Т.Н. Грановский. Примерно в это ...
  3. Шпаргалка по Истории (13)

    Шпаргалка >> История
    ... лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана ... (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство ... «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. ...
  4. Шпаргалка по Истории (3)

    Шпаргалка >> История
    ... : гражданская история, политическая, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, ... реформа управления государственными крестьянами; • работа по систематизации законодательства; • денежная реформа. Основная ...
  5. Шпаргалка по Истории (9)

    Шпаргалка >> История
    ... значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную ... ленинского понимания роли личности в истории. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации ... . Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00160813331604