Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Кинастон был одним из последних т. н. «мальчиков-исполнителей» в эпоху Реставрации: молодых актёров, игравших на сцене женские роли. Благодаря привлек...полностью>>
История->Реферат
Приёмная (может быть, внебрачная) дочь одного из представителей известного флорентийского семейства Строцци, поэта Джулио Строцци, который и сам был в...полностью>>
История->Реферат
Уже с 1874 года двадцатилетний Василий Абашидзе стал участвовать в любительских спектаклях. Спустя пять лет, в 1879 году вступил в труппу Тифлисского ...полностью>>
История->Реферат
В. Н. Андреев родился в дворянской семье. По окончании гимназии учился в Казанском университете, но курса не закончил. Участвовал в любительских спект...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Филиал ФГОУ ВПО «Московский государственный университет

культуры и искусств» в городе Жуковском

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ИСТОРИЯ РОССИИ

с древнейших времен до XVI века

Реферат по дисциплине «Отечественная история»

специальность 080507 «Менеджмент организации»

Исполнитель:

студент группы М01-09

Ненахова А.Б.

Проверил:

к.и.н., доцент Феклистов А.Г.

г. Жуковский

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к 9 в.

Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

Из ряда существующих концепций, образования Древнерусского государства, у славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с сере­дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.

Многие фундаментальные положения изучаемой пробле­мы вплоть до настоящего времени продолжают оставаться дис­куссионными. В частности, не существует единого мнения от­носительно времени, характера и конкретно-исторических ус­ловий перехода восточно-славянского общества к государству.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Предпосылки возникновения Древнерусского государства

Расположенное на великой Восточно-Европейской равнине Древнерусское государство с момента его образования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло важ­ную роль в истории не только народов России, но и народов Центральной и Западной Европы.

Древнерусское государство образовалось в итоге длитель­ного процесса развития восточнославянских племен. Славянс­кие племена - одно из важнейших этнических образований Европы.

Самые ранние известия письменных источников о славян­ских племенах относятся к 1-2 вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птоле­мей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря.

Начиная с 6 в. источники о славянах становятся многооб­разными и достаточно содержательными. Это находится в пря­мой связи с той ролью, какую к тому времени начинают играть в Восточной Европе славянские племена и их борьба с Визан­тией, которая, так же как и Римская империя, но от Рождества Христова, вполне может считать себя родоначальницей всех последующих больших и малых имперских притязаний.

По византийским источникам установлено, что славяне в 6 в. занимали огромную территорию от Дуная до Вислы и де­лились на три большие группы: склавинов, антов и венедов. Первые обитали между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы, вторые - в междуречье Днестра и Днепра, в нижнем их течении и в Причерноморье, третьи - в бассейне Вислы. Исследователями высказано мнение, что указанные три группы в дальнейшем развитии дали три ветви славянства: юж­ную (склавины), западные (венеды) и восточную (анты). Одна­ко источники 6 в. не содержат еще указаний на какие-либо различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечая единство языка, единство обычаев и законов.

Единство славян находило выражение в их общественном устройстве. Славяне в 6 в. переживали последнюю стадию раз­вития общинно-родового строя. Основой общественной орга­низации у славян стала патриархальная семейная община. Госу­дарства у славян в 6 в. еще не было. Наряду с народным собра­нием существовали племенные вожди или князья. Вожди сла­вянских племен принадлежали к зарождавшейся родоплемен-ной знати, выделявшейся по своему имущественному положе­нию из основной массы населения. В 6 в. племенная раздроб­ленность еще не была преодолена славянами. Однако тенденция к созданию более прочного единства у них уже имелась. Этому в немалой степени способствовала та обстановка постоянной вой­ны, которую вели славяне против Византии на протяжении почти всего 6 века. В ходе этой борьбы создавались союзы сла­вянских племен.

Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным. Обработка земли велась с помо­щью тягловой силы орудиями плужного типа, возделывался широкий круг зерновых культур: пшеница, рожь, зернобобо­вые и волокнистые культуры. Подсека и перелог, игравшие еще большую роль, особенно в северных районах, начинали вытесняться двух- и трехпольной системой с паровым клином. Боль­шое значение в хозяйстве славянина имело животноводство. Охота и рыболовство были распространены повсеместно.

Распространение пашенного земледелия на всей террито­рии расселения славян означало огромный прогресс по сравне­нию с подсечной системой, бытовавшей прежде.

Другим важным показателем роста производительных сил у восточных славян было развитие ремесла. В некоторых славян­ских поселках обнаружены десятки домниц, в которых выплав­лялось железо. Раскопки показывают, что в славянских домах занимались прядением, выделывали меха, кожи, производили посуду. Несомненно, часть произведенного продукта шла на об­мен.

Ремесленное производство создало предпосылки для воз­никновения городов как центров ремесла. К началу X в. некото­рые славянские города-укрепления, такие как Киев, Черни­гов, Смоленск, Новгород, превратились в центры ремесленно­го производства.

Вместе с тем 7-9 вв. явились временем развития вне­шних экономических связей восточных славян со странами Во­стока, Византией, а также со странами Прибалтики. Великий Волжский торговый путь связал землю восточных славян с пле­менами Среднего Поволжья и дальше - через Хвалынское (Кас­пийское) море - с Востоком. Днепровский путь связал восточ­ных славян с Византией. А к концу 9 в. как Волжский торговый путь, так и днепровский путь «из варяг в греки» получили свое продолжение на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

Существенной чертой обще­ственного строя славян 8-9 вв. является наличие уже по­всеместно сельской или территориальной общины как союза индивидуальных хозяев (малых семей), в собственности кото­рых находятся жилище, орудия труда, продукт труда, обраба­тываемый участок земли. Небольшой размер жилища на 4-5 человек, размещение и размер хозяйственных построек, неболь­шой запас продуктов - все это свидетельствует об индивиду­альном характере хозяйства славян. Об этом же говорит факт сбора дани у славян с «дыма», то есть дома. Исходя из последующего развития крестьянской общины, можно предположить в славянской общине 8-9 вв. нали­чие коллективной собственности на землю, в известных случа­ях - коллективный труд и пережитки родового строя в быту, в правосознании и идеологии.

Частная собственность и основанный на ней индивиду­альный труд с неизбежностью вели к имущественному, а зна­чит, и социальному неравенству. Выделение из общины иму­щественной верхушки свидетельствовало об образовании эко­номически сильной группы, которая стремилась ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.

Этот процесс нашел свое выражение в появлении к концу 9 - началу 10 в. богатых славянских погребений наряду с бед­ными, обнаруженных археологами в крупнейших славянских городах, и в образовании на территории славянских поселений обособленных укреплений - замков, где жили выделившиеся из общины представители экономически могущественной вер­хушки. Все эти явления отразились в замечательном памятнике древнерусского права - Древнейшей Русской Правде, запи­санной в 11 в. при Ярославе Мудром, но в своей основе относя­щейся к кануну образования Древнерусского государства.

Древнейшая Русская Правда рисует нам, несомненно, об­щество правящего слоя и остального населения, еще не осво­бодившееся до конца от оболочки родового строя. Существует еще такой важнейший институт родового строя, как кровная месть и круговая порука. Но родовые связи уже начинают заме­няться связями территориальными. Основная общественная орга­низация, с которой имеет дело Древнейшая Правда, - это «мир», территориальная сельская община (слово «мир» сохра­нило в русском языке значение территориальной сельской об­щины вплоть до 20 в.). Однако население этих «миров» уже перестало быть однородным по своему социальному составу.

Древнейшая Правда ярко отразила появление внутри сла­вянских «миров» привилегированного слоя. Основное внима­ние она уделяет защите интересов «мужей» - термин, которым в Древнейшей Правде обозначена социальная верхушка обще­ства славян. «Муж» тесно связан с общиной. Он живет «в своем миру». Но в противоположность рядовым общинникам «муж» не является человеком труда - земледельцем. Это преимущественно военный человек. Живет «муж» в «хоромах», окруженный многочисленной «челядью», которая работает на него.

Основную массу «челяди» составляют рабы, хотя в ее составе все больше появляется и нерабов из числа общинников, которые, разорившись, потеряли свою свободу и попали в зависимость от богатых «мужей». «Хоромы» были не только жилищем «му­жей», но и центром владений земель, лугов и различных уго­дий, на которые накладывал свою руку «муж», захватывая их у общины и превращая в свою наследственную частную собствен­ность -— «отчину» (термин, от которого произошло слово «вот­чина» - обозначение феодальной земельной собственности в России). Вместе с ростом экономического богатства росла и политическая мощь «мужей». Возникновение имущественного неравенства у славян шло одновременно с образованием государства.

В формировании предпосылок образования государства определяющими были внутренние факторы:

  • создание племенных княжений

  • социальная и имущественная дифференциация

  • возникновение власти, все более отделяющейся от общества, стоящей над ним

  • систематическое взимание дани с населения.

Из византийских источников можно заключить, что у антов 6 в. государства еще не было, их князья являлись военны­ми предводителями, не нарушавшими прерогатив и прав на­родных собраний, их войска составлялись из всего вооруженно­го народа. Дружина у князей еще отсутствовала. Военная добыча в основном доставалась воинам: ценности и пленные делились, а завоеванная земля заселялась победителями.

В процессе дальнейшего развития славянских племен в 7-9 вв. на Восточно-Европейской равнине постепенно из­жились элементы народоправства. Выделившаяся верхушка из славянской общины - «мужи» (по терминологии Древнейшей Русской Правды), захватила в свои руки органы племенного самоуправления. Группируясь вокруг племенного князя, «мужи» составляли его вооруженную дружину, с помощью которой князь мог уже противопоставить свою власть пережиточным органам родового самоуправления и использовать их в интере­сах народившихся господ. Нормы обычного права, сложивши­еся в общине, изменились применительно к новым условиям. Защита складывающейся феодальной собственности - глав­ная цель этих изменений. Рядовой общинник, ведущий свое мелкое хозяйство, потерял черты воина и стал земледельцем. Война являлась делом князя и дружины. Так в ходе длительно­го развития складывались отдельные элементы государствен­ного аппарата.

В целом имеющиеся источники (Русская летопись, арабс­кие источники) делят славянские племена на две группы: юж­ную, состоявшую из полян, северян и вятичей, и северную, состоявшую из словен, кривичей и включавшую в себя ряд не­славянских племен. Эти два союза славянских племен явились ядром складывавшегося Древнерусского государства.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Образование Древнерусского государства (16)

    Реферат >> История
    ... и Василия III . ГЛАВА 5. Историческое значение образования Древнерусского государства. Образование государства имело важное историческое значение для ...
  2. Образование Древнерусского государства (17)

    Реферат >> История
    2. Образование Древнерусского государства. К середине IXв. ... система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (отменена лишь в середине ... по сравнению с законодательством Древнерусского государства. Содержание грамот характеризуется большой ...
  3. Образование Древнерусского государства (19)

    Реферат >> История
    ... социальные различия. 2.Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманская теория. Вопрос о предпосылках и истории образования Древнерусского государства вызвал и вызывает ...
  4. Образование Древнерусского государства (18)

    Реферат >> Экономика
    ... сознанием экономических процессов и явлений. 4. Образование Древнерусского государства Данные Повести временных лет. Летописец ... легенде, произошло образование русского государства. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные ...
  5. Образование древнерусского государства (22)

    Реферат >> История
    Образование древнерусского государства Древнерусское государство образовалось в результате распада родоплеменных связей и ... для борьбы с внешними врагами. Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015890598297119