Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Нормальное функционирование предприятия не возможно без наличия определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из здани...полностью>>
Экономика->Реферат
Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по закон...полностью>>
Экономика->Реферат
Безработица – это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не заня...полностью>>
Экономика->Реферат
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюз...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, в условиях убытков по другим операциям, крупнейшие банки, помимо использования полученных от государства средств для погашения внешних заимствований, для кредитования других банков, нашли и другие возможности получить прибыль. Представленная на диаграмме динамика подтверждает опасения, что средства, предоставленные государством для поддержки банковской системы, были направлены на операции с иностранной валютой, а не на кредитование реального сектора. Вместе с тем можно ожидать, что теперь закончена продажа валюты, которую банки купили в период плавной девальвации рубля, на предоставленные им средства. Тогда полученные рублевые средства могут стать кредитами реальному сектору.

Рейтинг динамической финансовой стабильности банков (РДФС) является средством оценки финансовой стабильности банков России в интересах вкладчиков, клиентов, партнеров, действующих и потенциальных инвесторов, органов государственной власти. Методика РДФС позволяет рассчитать аналогичные рейтинги для предприятий, страховых организаций, других субъектов экономики. Методика РДФС разработана специалистами Агентства «Мобиле».

Расчет РДФС производится ежемесячно для всех банков России на основе доступной финансовой отчетности - балансы по счетам второго порядка (форма 0409101 Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации). Расчет РДФС производится с учетом динамики показателей по месяцам на протяжении годового периода.

По результатам расчета ежемесячно каждый банк помещается в один из 12 классов по специальной шкале в соответствии с его уровнем финансовой стабильности. Положение в классе, изменение положения между классами и внутри классов позволяет оценить траекторию финансовой стабильности каждого банка.

В отличие от других рейтингов РДФС оценивает банк как по динамике изменения его положения в банковской системе России, так и по сбалансированности его внутренних показателей, таких как достаточность капитала, ликвидность, качество активов, ориентация на реальный сектор и т.д.

Индекс состояния банковской системы (ИСБС) оценивает ежемесячное изменение финансовой стабильности БС РФ по 12 балльной шкале. На сегодня нет аналогов показателя, который одним числом оценивает состояние целого сектора экономики. Расчет ИСБС производится на основе распределения банков по классам РДФС. Чем больше банков попадает в классы более высокой финансовой стабильности, тем выше значение ИСБС. Значение ИСБС показывает текущее состояние, а его изменение - тенденции развития БС РФ. На рисунке 4 дан взвешенный индекс состояния БС РФ - ИСБС-В, при расчете которого каждый банк взвешен по сумме пассивов. При расчете ИСБС-В каждый банк как единица, умножается на свою долю в сумме пассивов банковской системы в целом, т.е. производится нормировка на единицу.

Улучшение состояния банковской системы за прошедший период проявлялось в сокращении количества банков в классе Г, а также уменьшении классов В1 и В2. Возросли количества банков в классах Б2, Б1 и ВЗ. За период с 1.01.2004 в классе А стало появляться больше банков, в том числе, банки постоянно присутствуют в классе АЗ. Однако перемещение банков в более высокие классы происходит медленно. Более того, снижение количества банков в классе А, начиная с 1.09.2007, снижение значений ИСБС-В, следует рассматривать как опосредованное влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России.

Индекс состояния БС РФ, взвешенный ( ИСБС-В) представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Индекс состояния БС РФ, взвешенный (ИСБС-В)

По данным рисунка видно, что состояние банковской системы России, после роста в 2002-2005 гг., начало снижаться в 2006-2007 гг. После заметного спада в конце 2007 года, ИСБС-В колебался на уровне 2005 года. Затем начал расти, что является следствием государственной поддержки банковской системы.

2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов банковской системы в стране

Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Рассмотрим этот пласт нормативных актов, выстроив четкую иерархию.

Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона:

В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Закон устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы, регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений со служащими ЦБР. Подчеркнем, что 10 июля 2002 года был изложен в новой редакции. Заметим, что последние десять-тринадцать лет законодательство о банках и банковской деятельности переиначивалось несколько раз.

Второй по значению - Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Закон «О банках и банковской деятельности» - специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.

Помимо названных законодательных актов правовое регулирование банковской деятельности в РФ строится на множестве иных законодательных актов. В частности можно выделить: Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"; Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле».

Наряду с законодательными актами, правовое регулирование банковской деятельности строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить:

- Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1184 "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации"

- Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций"

- Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 454-р «О прекращении участия федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций».

Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные акты ЦБР. В этой связи, одним из элементов особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П ЦБР Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР".

Официальные разъяснения Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком только при условии, что это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев их толкования, а также иными нормативными правовыми актами для случаев толкования последних

Официальные разъяснения Банка России по вопросам применения его собственных нормативных актов являются актами их толкования и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Важно подчеркнуть, что нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие :

- курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- изменение процентных ставок;

- размер резервных требований;

- размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

- прямые количественные ограничения;

- правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

- порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В отечественной нормотворческой практике нередки случаи принятия "совместных" подзаконных актов, авторами которых выступают несколько органов федеральной исполнительной власти.

В таком "коллективном правотворчестве" участвует и Центральный банк.

Еще раз подчеркнем, что при применении на практике норм изложенных в ведомственных актах ЦБР и совместных актах, необходимо учитывать, что данные акты не должны противоречить действующему законодательству РФ.

В заключение отметим, что заниматься нормотворчеством в части банковского законодательства вправе только федеральные органы власти. Из положений Конституции РФ (ст.71) вытекает однозначное правило о том, что банковское законодательство относится к исключительному веденью Российской Федерации, а значит, субъекты РФ заниматься нормотворчеством в этой сфере не могут.

Рассмотрев во втором параграфе динамику развития банковской системы РФ и индекс состояния банковской системы, можно сделать вывод, что уже в 2002 году свыше 90% кредитных организаций имели положительные финансовые результаты. Динамично росли активы, ссуды клиентам, вклады населения и другие показатели. В реальном исчислении до 2008 года капитал, активы, другие показатели банковской системы возрастали с темпами существенно выше роста ВВП. Вместе с тем, основные показатели банковской системы России остаются ниже, чем в развитых и многих развивающихся странах.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие банковской системы Российской Федерации

    Курсовая работа >> Банковское дело
    ... из них рассматривает историю развития банковской системы Российской Федерации. Во второй главе ... банковской системы; пятый (с 1988 по настоящее время) – формирование современной рыночной банковской системы. Началом первого этапа в развитии банковской системы ...
  2. Банковская система Российской Федерации этапы становления и перспективы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... развития Банковской системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики. Глава 1. Теоретические и правовые основы функционирования банковской системы Российской Федерации 1.1. Понятие и признаки банковской системы ...
  3. Анализ современного состояния банковской системы Российской Федерации

    Реферат >> Банковское дело
    2. Анализ современного состояния банковской системы Российской Федерации 2.1 Особенности современной банковской системы Рассмотрение различных банковских систем позволило сформулировать основные признаки современной банковской системы. Кредитная система ...
  4. Банковская система Российской Федерации (5)

    Курсовая работа >> Банковское дело
    ... к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли ...
  5. Банковская система России современные проблемы и перспективы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... Банковская система Российской Федерации, принципы её организации. 2. Проблемы современного развития банковской системы РФ. 3. Перспективы совершенствования банковской системы РФ ... банком Российской Федерации, качестве управления Банком, состоянии внутреннего ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0072460174560547