Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Представлены виды ценных бумаг в Республике Беларусь, а также проведен анализ проблем и перспектив развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, ...полностью>>
Экономика->Реферат
В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший ведущие станы мира – США, Германию, Францию, Англию и др. Пострадали все классы и ...полностью>>
Экономика->Реферат
Одним из важнейших аспектов в этой связи является исследование особенностей управления профессиональным развитием и деловой карьерой персонала. Только...полностью>>
Экономика->Реферат
В работе дается характеристика сущности межбюджетных отношений, отмечены проблемы их развития. Проведен анализ современного состояния межбюджетных отн...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Поскольку конечной целью нашего анализа является изучение реакции потребителя на изменение цен и дохода, нам необходимо, очевидно, рассмотреть, как изменяются при изменении цен и доходов границы доступного множества.

Увеличение дохода при неизменных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх (а снижение дохода соответственно к параллельному сдвигу бюджетной линии вниз) (рис. 5.7).

Допустим, что изменяется цена лишь одного товара Х (например, уменьшится с PX до P), в то время как цена товара Y и доход потребителя останутся неизменными.

Уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью y, а увеличение цены товара Х — к аналогичному повороту по часовой стрелке (рис. 5.8).

5.4. Равновесие потребителя

Попробуем теперь с помощью уже известного нам инструментария кривых безразличия и бюджетных линий построить модель потребительского выбора с тем, чтобы определить: какими же свойствами обладает тот набор товаров, который выбирает потребитель из множества доступных ему товарных наборов при данных ценах товаров и доходе?

Итак, пусть потребитель располагает некоторым доходом, который он может тратить на приобретение двух товаров, причем цены этих товаров не зависят от объемов закупок данного потребителя. Тогда множество доступных потребителю товарных наборов может быть представлено графически с помощью бюджетной линии. Система предпочтений может быть представлена в графическом пространстве товаров в виде карты безразличия данного потребителя. Изобразим теперь карту безразличия и бюджетную линию на одном графике (рис. 5.9). Какой набор товаров выберет наш потребитель при данных бюджетном ограничении и карте безразличия?

Потребитель, по нашему предположению, стремится максимизировать получаемую им полезность, т.е. выбирает наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества доступных ему наборов.

На графике (рис. 5.9) множество доступных нашему потребителю товарных наборов отображается треугольником ОАВ.

Представим себе вначале, что точка потребительского выбора в доступном множестве лежит ниже бюджетной линии АВ. Это означает, что некоторая часть потребительского дохода осталась неизрасходованной. В рамках нашей модели, однако, доход может тратиться лишь на приобретение двух товаров, причем возможность сбережений не предусматривается. В этих условиях дополнительные закупки товаров на неизрасходованные денежные средства, очевидно, будут увеличивать извлекаемую потребителем полезность, что следует из предположения III ординалистской теории полезности — “больше — лучше, чем меньше”. Иными словами, точка потребительского выбора обязательно должна лежать на бюджетной линии АВ.

Какая же из точек на бюджетной линии соответствует оптимальному, с точки зрения потребителя, набору товаров? Рассмотрим точку F. Точка F лежит на пересечении бюджетной линии АВ и кривой безразличия I1. Кривая безразличия I1 пересекает бюджетную линию также в точке G. Очевидно, что точки F и G не являются наиболее предпочтительными для потребителя, поскольку при движении вниз по бюджетной линии от точки F и вверх по бюджетной линии от точки G потребитель переходит на более высоко расположенные кривые безразличия и, следовательно, на более высокий уровень полезности. Рассмотрим теперь точку С, более предпочтительную, чем точка F. Точка С лежит на кривой безразличия I2 пересекающей бюджетную линию в точке D. Точки С и D не являются точками оптимального потребительского выбора по тем же причинам, что и точки F и G. Вообще говоря, из свойств кривых безразличия и из рис. 5.9 очевидно, что если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки бюджетной линии между ними будут более предпочтительны для потребителя. И лишь в том только случае, если кривая безразличия имеет одну и только одну общую точку с бюджетной линией (точка Е на рис. 5.9), эта точка соответствует наиболее предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных этому потребителю наборов. Точка Е называется точкой потребительского оптимума, поскольку расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия, т.е. соответствует наиболее высокому уровню удовлетворения при данных доходе потребителя и ценах товаров.

Как известно, наклон кривой в каждой точке равен наклону касательной, проведенной через эту точку. Следовательно, в точке Е наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия.

Вспомним теперь, что наклон кривой безразличия в данной точке равен предельной норме замены MRSXY, а наклон бюджетной линии - соотношению цен товаров РХY. Следовательно, в точке потребительского оптимума Е: MRSXY=PX / PY

Однако, как было показано выше

Следовательно,

Реакция потребителя на изменение дохода и цен.

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

С
ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В12, В3,..., Вn. Точки касания кри­вых безразличия с бюджетными ограничениями К1 К2, К3, К4,..., Кn показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 5.10). Эта кривая, на­званная Дж. Хиксом "доход—потребление", в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

Если кривая "доход—потребление" — луч, выходящий из нача­ла координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потреби­тель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребле­ния блага Y и постепенное увеличение потребления блага X.

Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821 — 1896). Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис. 3.11. Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси ординат — количество оплачиваемых им продуктов Q.

Прежде все­го, происходит насыщение продовольственными товарами, затем — промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее — высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококаче­ственных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на про­мышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Рассматривая кривую "доход — потребление", мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качест­ве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага X снижается, т. е. Р1x > Р2x > P3x > Р4x и т.д. Например, 1 единица блага X стоила 100 долл., а теперь она стоит 50 долл. Это значит, что за 100 долл. покупатель может купить 2 единицы блага X.

Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3 (рис. 5.12,а).

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую "цена—потребление".

На базе этой кривой может быть легко построена кривая спро­са (см. рис. 5.12,6), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х (РX), а на оси абсцисс — количество блага X.

При анализе кривой "доход — потребление" мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена — потребление" — влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо X вызвано изменением цены, а в какой — реального дохода.

Эффект дохода и эффект замещения.

Каким образом изменение цены товара (при неизменности цен остальных товаров и дохода потребителя) оказывает воздействие на объем спроса на этот товар? С одной стороны, снижение цены данного товара при постоянстве цен прочих товаров означает снижение его относительной цены, в результате чего все другие товары становятся дороже относительно данного товара. Потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. С другой стороны, снижение цены данного товара можно рассматривать как повышение реального дохода потребителя. Остающаяся в его распоряжении некоторая сумма денежных средств может быть в этом случае потрачена на приобретение до­полнительных единиц как относительно подешевевшего, так и любого другого товара.

Итак, изменение цены какого-то товара оказывает влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар двумя путями: во-первых, под влиянием изменения относительной цены данного товара; во-вторых, реального дохода потребителя. В связи с этим целесообразно разделить общий эффект изменения цены на две сос­тавляющие части: эффект замены и эффект дохода.

Эффект замены есть изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.

Под эффектом дохода следует понимать изменение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменных относительных ценах товаров.

Если речь идет о "нормальных товарах", то эффекты замены и дохода действуют в одном и том же направлении. Если же речь идет о "товарах низшей категории", то эффекты замены и дохода действуют разнонаправленно. В этом случае совокупный эффект изменения цены будет зависеть от того, какой из составляющих эффектов окажется преобладающим.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Раскройте категории потребление и полезность.

  2. Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности благ.

  3. Предпочтения потребителя.

  4. Кривые безразличия и их свойства.

  5. Предельная норма замещения.

  6. Бюджетное ограничение потребителя.

  7. Правило максимизации полезности. Условия равновесия потребителя.

  8. Динамика равновесия потребителя.

  9. Кривые "доход-потребление" и "цена-потребление".

  10. Эффект дохода и эффект замещения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономическая теория (40)

    Конспект >> Экономическая теория
    ... экономической теории. Экономические категории, законы, функции экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук и ее значение. 1.1. Зарождение и эволюция экономической теории Экономическая теория ...
  2. Экономическая теория (9)

    Учебное пособие >> Экономика
    ... . Экономическая тео­рия и общественные науки. Центральное место экономической теории в системе эко­номических наук. Классификация экономических наук. IV. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ...
  3. Экономическая теория (25)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. Теория управления имеет ... мере роста неравенства. В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении ...
  4. Экономическая теория (37)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... и современные экономические теории. 1.3. Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и законы. 1.1 Экономическая теория как наука Экономическая жизнь общества ...
  5. Экономическая теория (11)

    Контрольная работа >> Экономика
    ... Предмет, объект и методы экономической теории 4.1.1 Место и роль экономической теории в развитии общества 1. Термин ... для: A) Цивилизационной теории; B) Формационной теории; C) Институциональной теории; D) Экономической теории; E) Теория маржинализма. 293. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021340847015381