Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Представлены виды ценных бумаг в Республике Беларусь, а также проведен анализ проблем и перспектив развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, ...полностью>>
Экономика->Реферат
В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший ведущие станы мира – США, Германию, Францию, Англию и др. Пострадали все классы и ...полностью>>
Экономика->Реферат
Одним из важнейших аспектов в этой связи является исследование особенностей управления профессиональным развитием и деловой карьерой персонала. Только...полностью>>
Экономика->Реферат
В работе дается характеристика сущности межбюджетных отношений, отмечены проблемы их развития. Проведен анализ современного состояния межбюджетных отн...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теория субъективной полезности опирается на законы, открытые Г. Госсеном.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена):

  1. в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;

  2. при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с её полезностью при первоначальном потреблении.

После того как итальянский экономист В. Парето на основе математических расчетов сделал вывод о невозможности количественного измерения полезности, начались поиски нового способа объяснения потребительского поведения. Они привели к созданию понятийного и математическою аппарата, основанного на определении относительных полезностей различных наборов благ и выявлении тех, которые обладают большей полезностью. Новый подход к оценке полезности был назван ординалистским (от англ, ordinal — порядковый) подход.

Ординалистская функция полезности основывается на следующих предположениях.

1. Вырабатывая свою потребительскую стратегию, потребитель оценивает полезность не отдельных благ, а потребительских наборов. Он не может определить, насколько для него шкаф полезнее холодильника; гораздо реалистичнее ожидать, что он будет в состоянии оценить, насколько два батона и один литр сока полезнее одного батона и двух литров сока. Первым обратил на это внимание представитель кембриджской школы Ф. Эджуорт, его исследования и легли в основу концепции кривых безразличия.

2. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравнить два любых набора товаров и в результате прийти к одному из выводов: набор Х пред­почтительнее набора У; набор Х менее предпочтите­лен, чем У; ни один из наборов не является предпочти­тельным.

3. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Если потребитель предпочитает набор Х набору Y, а набор Y набору Z, то он предпочтет набор Х набору Z. Аналогично, если он предпочитает набор Х набору Y, безразличен в выборе между Y и Z, то он предпочтет набор Х набору Z. Если же потребитель безразличен в выборе между X и Y, а также Y и Z, то ему все равно, потреблять X или Z.

4. Предположение о ненасыщаемости. Если набор X содержит не меньшее количество единиц каждого товара, чем набор Y, покупатель безразличен в выборе между наборами. Если же набор X содержит большее число единиц хотя бы одного товара, чем набор Y, то набор X предпочтительнее набора Y. Это предположе­ние соответствует нашему интуитивному представлению "больше - лучше, чем меньше" и охватывает практически все случаи реальной действительности; ситуации же "больше некуда" встречаются достаточно редко.

5. Потребителю не требуется знать абсолютную ве­личину полезности каждого набора или каждого товара в конкретном наборе.

Ординалистская теория полезности разработана английскими экономистами Р. Алленом и Дж. Хиксом. Основными инструментами данной теории являются кривые безразличия и бюджетные ограничения.

5.2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

Пусть потребитель сталкивается только с двумя благами, Х и Y. Тогда любая из возможных комбинаций благ может быть представлена в виде точки на графике (рис. 5.2), где по оси абсцисс откладывается количество единиц блага Х, а по оси ординат - количество единиц блага Y.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Бесконечное множество кривых безразличия представляют собой карту кривых безразличия, и она отражает предпочтения потребителя.

Свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия имеют отрицательную направленность. Это обстоятельство может быть аргументировано следующим образом: чтобы сохранить постоянный уровень полезности набора при уменьшении потребления первого товара, потребитель должен компенсировать это уменьшение увеличением потребления второго товара.

2. Чем дальше от начала координат отстоит кривая, тем больший уровень полезности она характеризует.

3. Две кривые безразличия не могут пересекаться, поскольку один и тот же набор товаров не может харак­теризоваться двумя разными уровнями полезности.

4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство имеет место благодаря уменьшению предельной нормы замещения при движении вдоль по кривой безразличия.

Предельной нормой замещения благом Х блага Y (MRSXY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

Поскольку отношение по определению отрицательно, минус, вводимый перед правой частью, делает значение нормы замещения положительным.

Пусть потребитель безразличен между наборами А и В (рис. 5.3, а). Значит, норма, по которой он согласен замещать благо Y благом X, оставаясь при этом на одной и той же кривой безразличия, составит

По мере приближения точки А к точке В отношение будет приближаться к наклону касательной в точке В. В пределе в окрестностях В наклон кривой (или касательной) в этой точке и есть предельная норма замещения:

Предельная норма замещения может принимать различные значения, она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия. В случае выпуклости к началу координат, как на рис. 5.3, MRS убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего (аналог убывающей предельной полезности). Так, на рис. 5.3, б потребитель, находясь в точке А, готов уступить Y0Y1 блага Y взамен приращения блага X на X0X1. Однако, располагая набором С, он за равновеликое приращение блага X (X2X3 = X0X1) согласится уступить лишь Y2Y3 блага Y, что меньше Y0Y1.

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS = const. В этом случае кривые безразличия вырождаются в прямые линии (линия U1U1 на рис. 5.4). Обычно такие товары рассматриваются как один товар.

Возможно, далее, что товары вообще не могут заменять друг друга, как, например, правый и левый ботинок. В этом случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка (U2U2 на рис. 5.4). Наконец, иногда возможно, что, чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы иметь его. В этом случае кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает (U3U3 на рис. 5.4). Хотя ни один из этих вариантов не может быть исключен, выпуклость кривых безразличия и убывающая норма замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.

Увеличим количество товара X в наборе на очень незначительную величину ∆X. В результате общая полезность набора увеличится на MUX∙∆X. Определим теперь, на сколько единиц необходимо сократить количество товара Y, чтобы общая полезность товарного набора не изменилась. Для этого MUX∙∆X нужно разделить на MUY:

Знак минус необходим, поскольку X и Y меняются в противоположных направлениях. Последнее равенство можно преобразовать к виду

Напомним, что ΔX и ΔY выбраны такими, что общая полезность набора остается неизменной. Следовательно,

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возмож­ность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение.

5. 3. Бюджетное ограничение потребителя.

Выше мы описали систему предпочтений потребителя. Рассмотрим теперь множество его возможностей, т.е. множество всех доступных потребителю товарных наборов.

Пусть потребитель располагает в единицу времени некоторым доходом М. В течение данного периода он не может расходовать свыше М денежных единиц. Тогда потребитель может приобрести любой набор товаров Х = (Х1, Х2, ..., Хn), удовлетворяющий следующему условию:

P1Х1 + P2Х2 + … + PnXn = M

где Х1, Х2, ..., Хn — количество единиц товаров 1, 2,..., n, приобретаемых потребителем; Р1, P2,..., Pn — цены этих товаров; М — располагаемый доход потребителя.

Выражение называется бюджетным ограничением потребителя. Вспомним, что графические методы анализа заставляют нас рассматривать случай, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами (назовем их товарами Х и Y). Тогда бюджетное ограничение имеет вид

PXX + PYY = M

Линия, описываемая уравнением носит название бюджетной линии.

Примем теперь очень важное предположение: предположим, что отдельный потребитель не может повлиять на цену какого-либо товара, сколь значительно бы этот потребитель не изменял свой объем потребления данного товара (иными словами, на рынке существует совершенная конкуренция на стороне спроса). Таким образом, цены товаров выступают для потребителя как некие внешние, заданные рынком величины.

Попробуем представить бюджетную линию графически. Заметим, что вышеуказанное уравнение легко преобразуется в уравнение

Поскольку величины М, РX и РY, по нашему предположению, постоянны, уравнение представляет собой уравнение прямой типа линии АВ, изображенной на рис. 5.5.

Координаты точек А и В (точки пересечения бюджетной линии с осями координат) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, истратив весь свой доход только на товар Х или только на товар Y. Так, ордината точки А: YA=M / PY. Именно столько товара Y может купить потребитель, вовсе отказавшись от приобретения товара X. Аналогичным образом абсцисса точки В: ХВ=М / РХ. Любой другой находящийся на бюджетной линии набор товаров С = (XС, YС) имеет для потребителя точно такую же стоимость М, что и наборы

А = (0, M/PY) и В = (М/РХ, 0).

Вообще говоря, бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров РX и РY.

Как видно из рис. 5.5, бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Такое свойство бюджетной линии вполне объяснимо: поскольку наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара. Вспомним, что наклон прямой линии характеризуется коэффициентом при переменной Х в уравнении этой прямой. Следовательно, наклон бюджетной линии характеризуется величиной . Знак “минус” как раз и указывает на отрицательный наклон бюджетной линии (так как цены товаров — положительные величины, т. е. РX > 0, РY > 0, то величина отрицательная). Наклон бюджетной линии равен, таким образом, соотношению цен товаров, взятому с противоположным знаком. Наклон этот, как видно, является постоянной величиной, поскольку мы предположили ранее, что отдельный потребитель не способен повлиять на рыночные цены товаров.

Теперь, когда мы уже знаем свойства бюджетной линии, представим графически множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению. Поскольку объемы потребления не могут быть отрицательными величинами, доступное множество представляет собой заштрихованный на рис. 5.6 треугольник ОАВ, ограниченный бюджетной линией и осями координат.

K и L - доступные наборы, D и Е - недоступные.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономическая теория (40)

    Конспект >> Экономическая теория
    ... экономической теории. Экономические категории, законы, функции экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук и ее значение. 1.1. Зарождение и эволюция экономической теории Экономическая теория ...
  2. Экономическая теория (9)

    Учебное пособие >> Экономика
    ... . Экономическая тео­рия и общественные науки. Центральное место экономической теории в системе эко­номических наук. Классификация экономических наук. IV. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ...
  3. Экономическая теория (25)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. Теория управления имеет ... мере роста неравенства. В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении ...
  4. Экономическая теория (37)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... и современные экономические теории. 1.3. Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и законы. 1.1 Экономическая теория как наука Экономическая жизнь общества ...
  5. Экономическая теория (11)

    Контрольная работа >> Экономика
    ... Предмет, объект и методы экономической теории 4.1.1 Место и роль экономической теории в развитии общества 1. Термин ... для: A) Цивилизационной теории; B) Формационной теории; C) Институциональной теории; D) Экономической теории; E) Теория маржинализма. 293. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019409656524658