Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Контрольная работа
Северо –Западный экономический район- один из индустриально развитых районов России . Он играет большую роль в формировании межрегионального рынка. Со...полностью>>
Экономика->Реферат
В промышленности накоплен большой опыт управления качеством продукции различными методами : организационными ,плановыми , экономическими , которые тес...полностью>>
Экономика->Реферат
В настоящее время мировая экономика в целом и российская экономика, в частности, находятся в непростом состоянии в связи с мировым экономическим кризи...полностью>>
Экономика->Задача
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает вели­чайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйств...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Положительное значение, которое имеет данный коэффициент, объясняется однонаправленным изменением цены и объема предложения.

Если E> 1, предложение эластично, если E< 1, то предложение неэластично, если E= 1 – единичная эластичность, если E= 0 – абсолютно неэластичен, если E= ∞ - предложение абсолютно эластично.

Коэффициент дуговой эластичности предложения рассчитывается следующим образом:

Основной фактор эластичности предложения – время. Для объяснения данной зависимости рассматриваются три периода: мгновенный, кратко- и долгосрочный.

1. В мгновенном периоде производитель не в состоянии отреагировать на изменение цены. В мгновенном периоде под предложением принято понимать то количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях при неизменности объема материальных и трудовых ресурсов. В этом случае все факторы производства рассматриваются как постоянные. В течение этого периода предприятие имеет минимум свободы выбора и не может изменить в ту или другую сторону объем выпускаемой продукции. Если предложения S1 параллельна оси цен, то предложение совершенно неэластично (рис. 4.8).

2. В коротком периоде предложение означает объем товара, который может быть произведен на существующих производственных мощностях, но при изменении (увеличении или уменьшении) объема привлеченных материальных и трудовых ресурсов. Например, можно нанять дополнительных рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В этом случае одни факторы (оборудование) рассматриваются как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) - как переменные. Кривая предложения S2 для данного периода имеет положительный наклон. Предложение неэластично (рис. 4.8).

3. В длительном периоде предложение – это тот объем продукции, который можно произвести на всех мощностях, включая дополнительно созданные. В этом случае все факторы производства рассматриваются как переменные. Продолжительность длительного периода такова, что предприятие имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики, выполнить действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование. Кроме этого, можно выделить так называемые "веховые" движения, порожденные ростом знаний и капитала, изменениями условий спроса и предложения от поколения к поколению. Наиболее типична кривая предложения (S3) в долгосрочном периоде, она более эластична (рис. 4.8).

Среди прочих факторов, определяющих эластичность предложения, можно выделить следующие: динамика цен на другие товары, достигнутый уровень использования производственных факторов, технологическая специфика отрасли.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какая существует зависимость между ценой товара и величиной спроса на него, в чем различие понятий «изменение спроса» и «величины спроса»?

  2. Какие неценовые факторы изменяют спрос и как это изменение отражается на положении кривой спроса?

  3. В каких случаях закон спроса не действует?

  4. Как изменится спрос на кофеварки при повышении цены на кофе?

  5. Понятие предложения и факторы, вызывающие его изменения.

  6. Как повлияет на предложение кассет повышение цены на магнитофоны?

  7. Что случится с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения, постройте график?

  8. Что определяет равновесная цена, когда достигается рыночное равновесие?

  9. При каких условиях возникает ситуация излишка или дефицита товарной продукции на рынке?

  10. Понятие эластичности; факторы, влияющие на эластичность спроса по цене, коэффициент эластичности?

  11. Назовите товары с эластичным и неэластичным спросам.

Тема 5. Теория поведения потребителя

5.1. Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

5.2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

5.3. Бюджетное ограничение потребителя.

5.4. Равновесие потребителя.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

Суверенитет потребителя, рациональный потребитель, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кардинализм и ординализм, кривая безразличия, предельная норма замещения, линия бюджетных ограничений, правило максимизации полезности, равновесие потребителя, эффект дохода и эффект замещения, кривая "доход-потребление", кривая "цена-потребление", кривые Энгеля, нормальный и низший товары.

5.1. Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

Теория потребительского поведения изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей.

Возникновение теории потребительского поведения связано с рассмотрением в экономической науке проблем ценности и цены. Философов и экономистов всегда интересовал вопрос : что лежит в основе ценности и цены?

На первый взгляд может показаться, что главными действующими субъектами в экономической системе являются производители, ведь именно они определяют объем и структуру производства, имеют возможность оказывать влияние на уровень цен на товары и услуги, результатом их эффективной деятельности является возможность получения прибыли. В таких условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки производства. Именно этот принцип ведет к смещению акцента из сферы производства в сферу потребления. Если потребитель отдал за товар сумму денег, превысившую издержки производства, значит, производитель получит прибыль и сможет продолжать свою деятельность. В противном случае производитель не реализует свой товар, потерпит убытки и, в конце концов, разорится. Именно это свидетельствует о суверенитете потребителя, т.е. о возможности влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги.

Необходимым моментом суверенитета потребителя выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто встречаются ограничения такого рода свободы, причем они могут быть весьма различными по масштабам и формам: от жесткого нормирования потребления определенных благ (введения карточной системы) до законодательного запрещения производства и потребления какого-либо вида товаров. В основе этих ограничений могут лежать весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные обстоятельства (голод, война), желание уберечь население от вредного блага (алкоголь, наркотики, сигареты), стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении. Результатом же такого рода действий станет отказ от принципа суверенитета потребителя. Люди уже не смогут сигнализировать производителю о своем отношении к конкретным товарам и услугам и передавать ему ту сумму денежных средств, которую сочтут нужной. Производитель же не сможет расширить производство благ, необходимых потребителю. Все решения о производстве будут приниматься административными органами исходя из их собственных предпочтений.

Считается, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, а что меньше. Из всей товарной массы он выбирает наиболее предпочтительный товар или их набор, а также определяет объем этого выбора. Такой принцип называется гипотезой рациональности. Термин "рациональность" нельзя толковать в плане того, что человек, истративший весь свой доход на покупку цветов любимому человеку, нерационален, а индивид, отложивший деньги на автомобиль, рационален. С точки зрения экономиста они оба ведут себя рационально, если только действительно самостоятельно выбрали для себя эти варианты. Ученые не оценивают шкалу предпочтений потребителя, для них важен лишь тот факт, что она реально существует и человек пытается получить максимум удовлетворения в соответствии со своим доходом. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как "полезность", то принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при заданных ценах и доходе потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности.

Полезность и ее оценка.

А. Смит сформулировал парадокс ценностивода имеет большую ценность, чем алмаз, но цена её меньше. Решение этого парадокса Генрихом Госсеном (1854г.) связано с введением в экономический анализ предельных величин, то есть величин, характеризующих прирост данной переменной при изменении объема потребления или производства.

Авторами количественной теории полезности, исходящей из гипотезы о возможности прямого измерения полезности различных благ, являются У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас.

Количественный (кардиналистский от англ. cardinal — количественный) подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилях ( от англ. utility – полезность).

Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Различают общую и предельную полезности. Полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью. В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность некоторого количества блага.

Предельную полезность можно выразить как с помощью формулы дискретных приращений, так и в виде частной производной общей полезности:

или

Совокупная полезность:

TUn = MU1 + MU2 + MU3 + … + MUn

В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей по­лезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности — TU (см. рис. 5.1, a). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 5.1, б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономическая теория (40)

    Конспект >> Экономическая теория
    ... экономической теории. Экономические категории, законы, функции экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук и ее значение. 1.1. Зарождение и эволюция экономической теории Экономическая теория ...
  2. Экономическая теория (9)

    Учебное пособие >> Экономика
    ... . Экономическая тео­рия и общественные науки. Центральное место экономической теории в системе эко­номических наук. Классификация экономических наук. IV. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ...
  3. Экономическая теория (25)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. Теория управления имеет ... мере роста неравенства. В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении ...
  4. Экономическая теория (37)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... и современные экономические теории. 1.3. Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и законы. 1.1 Экономическая теория как наука Экономическая жизнь общества ...
  5. Экономическая теория (11)

    Контрольная работа >> Экономика
    ... Предмет, объект и методы экономической теории 4.1.1 Место и роль экономической теории в развитии общества 1. Термин ... для: A) Цивилизационной теории; B) Формационной теории; C) Институциональной теории; D) Экономической теории; E) Теория маржинализма. 293. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014739036560059