Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом ...полностью>>
Экономика->Доклад
Второй вариант —минимизация убытков — реализуется, когда рыночная цена продукции предприятия больше минимальной величины средних переменных издержек, ...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Все изобретаемые средства массовой коммуникации становились и становятся новыми видами рекламы. Появление печатного станка очень скоро было использова...полностью>>
Экономика->Реферат
а) основная сумма долга по обеспеченному ипотекой обязательству по каждому договору или закладной не должна превышать 85 процентов рыночной стоимости ...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое рынок?

  2. Каковы условия и обстоятельства возникновения рынка?

  3. Какие функции выполняет рынок?

  4. Классификация рынков по определенным признакам.

  5. Характеристика социально-ориентированной рыночной экономики.

  6. Чем обусловлено разгосударствление экономики, государственной собственности и ее приватизация?

  7. Охарактеризуйте инфраструктуру рынка.

  8. Каковы особенности экономики, в которой функции регулирования поделены между государством и рынком?

Структурно-логическая схема.

Рис 3.13. Кругооборот потоков ресурсов, продуктов, денег.

Источник 21, с. 31

Для понимания практически всех моделей, рассматриваемых экономической наукой, очень важно изучить модель кругооборота потоков ресурсов, продуктов и денег во взаимодействии секторов национальной экономики и рынков ( рис. 3.13)

Данная модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы, домашние хозяйства, государство, сбалансированные контрпотоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене. В схеме существует два способа использования дохода, которые непосредственно не приводят к потреблению товаров и услуг 1. Это чистые налоги (Тn), поступающие в распоряжение государства (не идут на рынки), и сбережения, которые аккумулируются на финансовом рынке, а не на рынках продуктов, то есть это «утечки» из кругооборота продуктов и доходов. 2. Два вида расходов на товары и услуги, которые не являются расходами домашних хозяйств. К их числу относят инвестиции (I) и госрасходы (G). Их называют инъекциями.

Иностранный сектор связан с экономической системой тремя способами:

  1. Импорт товаров и услуг – первое звено связи. На схеме показан только импорт потребительских товаров (в целях упрощения).

  2. Экспорт – второе звено, связывающее внутреннюю национальную экономику с иностранным сектором. Доходы поступают на рынки продуктов, где сливаются с другими потоками денежных средств. Разница между величиной поступлений по экспорту и величиной денежных платежей по импорту называется чистым экспортом.

  3. Третий способ связи национальной экономики с внешним миром состоит в осуществлении разного рода международных финансовых операций с получением займов или предоставлением ссуд. Поэтому может быть приток финансового капитала или отток его.

В результате построения данной модели имеем, что страна может импортировать больше, чем экспортировать, если в то же самое время будет иметь место реальный чистый поток капитала, превосходящий отток. Подобная ситуация происходит и в том случае, когда некая страна занимает за границей в долг больше средств, чем иностранные экономические хозяйствующие субъекты занимают у нее, или же если страна продает за границу больше активов, чем покупает.

Кроме того, страна может экспортировать и больше, чем она импортирует, если отток капитала из страны превышает его отток в нее. Такая ситуация складывается в том случае, если страна выдает иностранным заемщикам больше ссуд, чем она берет в других странах, или же, если она покупает за границей больше активов, чем продает. Таким образом, в экономической системе, характеризующейся наличием чистого экспорта, должен наблюдаться также и чистый отток капитала.

Включение в кругооборот процессов, обусловленных международными связями экономической системы, не нарушает основополагающих соотношений между отдельными элементами кругооборота без внешнего сектора.

3.4. Функции государства в современной рыночной экономике.

В переходной экономике государство обеспечивает функцию институционально - правовой основы развития рыночных отношений. То есть переход к рыночной экономике начинался с создания нормативно-правовых актов, дающих право на осуществление частной собственности внешнеэкономической деятельности. Далее разворачивается процесс самозарождения рыночных институтов. Частные собственники лоббируют принятия необходимых нормативно-правовых актов для развития предпринимательства, создания таких институтов как коммерческие банки, биржи, общества, фирмы, страховые, аудиторские организации, союзы и.т.д.

Вторая функция государства компенсация негативных последствий, эффектов, вызванных несовершенством рынка. С одной стороны, принимаются меры по минимизации издержек рынка принятием административных мер по отношению к субъектам рынка, с другой, государство способствует созданию рыночных механизмов по защите конкуренции, борьбе с монополиями, расширению возможностей и приемлемых условий для вложения финансового капитала частными субъектами хозяйствования в развитие социальной сфере и одновременно становлению платных услуг в образовании, здравоохранении, транспортной инфраструктуре.

Важной функцией государства является осуществление макроэкономической политики и обеспечение устойчивого экономического роста. С этой целью приняты многие социально-экономические программы, определяющие долгосрочную стратегию развития национальной экономики, народнохозяйственных комплексов, отраслей, территорий.

Раздел 2. основы микроэкономики

ТЕМА 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4.1 Спрос как экономическая категория. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

4.2 Предложение как экономическая категория. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

4.3 Рыночное равновесие

4.4 Эластичность спроса и предложения

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

Спрос, объем спроса, функция спроса, кривая спроса, закон спроса, парадокс Гиффена, эффект Веблена, эффект ожидаемой динамики цен, ценовые и неценовые факторы спроса, предложение, объем предложения, функция предложения, кривая предложения, закон предложения, ценовые и неценовые факторы предложения, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем, эластичность спроса по цене, коэффициент эластичности спроса по цене, дуговая эластичность, эластичный и неэластичный спрос, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос, факторы эластичности спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность, коэффициент перекрестной эластичности, эластичность предложения, коэффициент эластичности предложения, факторы эластичности предложения.

4.1. Спрос как экономическая категория. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Рассмотрение функционирования и эффективности рыночной системы необходимо начинать с изучения механизма образования индивидуальной и рыночных цен. Основными ценообразующими факторами являются спрос и предложение.

Спрос это представленная на рынке потребность в товарах, обеспеченная деньгами.

Объем спроса – это количество товара, которое покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке.

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы платить.

Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

QD = f(P)

Обратная зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести, получила название закона спроса.

Кривая спроса D графически показывает объем спроса на товар при каждом значении цены (при прочих равных условиях) (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Кривая спроса.

Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене Р2 > P1 соответствует объем спроса Q2 1, т.е., чем больше цена, тем меньше объем спроса.

Так как между ценой на товар и объемом спроса на него существует обратная зависимость, кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Существуют исключение и несколько отклонений от закона спроса. Суть первого – парадокса Гиффена – заключается в том, что повышение цены на определенные товары, в первую очередь продукты питания, не ведет к уменьшению объема спроса на них менее обеспеченной части населения.

Не укладывается в рамки закона спроса и эффект Веблена, суть которого сводится к тому, что повышение цены на ряд товаров (обычно предметы роскоши) приводит к росту объема спроса за счет увеличения объема так называемого престижного спроса. Престижный спрос возникает на те товары, которые, по мнению покупателей, подчеркивают их высокое социальное положение.

Ситуация, влекущая за собой отклонение от закона спроса, возможна и при действии эффекта ожидаемой динамики цен. Если потребители ожидают дальнейшего снижения цены на товар, понижение цены в данный момент времени может сопровождаться сокращением спроса. Если же потребители ожидают повышения цены в будущем, спрос может возрасти в настоящий момент времени.

Цена – не единственный фактор, формирующий спрос. Существуют и другие, неценовые факторы.

Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг линии спроса: вправо, если спрос возрастает, влево – если снижается (рис. 4.2).

К неценовым факторам спроса относят:

- изменение доходов. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет, но спрос на так называемые «серые» (низкокачественные) товары – снижается. При снижении реальных доходов – наоборот. Увеличение доходов приводит к смещению кривой спроса вправо, а уменьшение – влево;

- цены на сопряженные товары. Если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Если два товара взаимодополняемы (комплементарные), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь;

- потребительские предпочтения. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него, и наоборот.

- ожидания покупателей изменения их доходов или товарных цен существенно влияют на их потребительское поведение;

- число покупателей. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д. Увеличение населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвигает линию рыночного спроса вправо для всех товаров, поскольку ведет к увеличению количества покупателей на рынке.

Так как рынок предполагает наличие множества покупателей, следует различать индивидуальный и рыночный спрос.

Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных объемов спроса при каждом значении цены.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономическая теория (40)

    Конспект >> Экономическая теория
    ... экономической теории. Экономические категории, законы, функции экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук и ее значение. 1.1. Зарождение и эволюция экономической теории Экономическая теория ...
  2. Экономическая теория (9)

    Учебное пособие >> Экономика
    ... . Экономическая тео­рия и общественные науки. Центральное место экономической теории в системе эко­номических наук. Классификация экономических наук. IV. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ...
  3. Экономическая теория (25)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. Теория управления имеет ... мере роста неравенства. В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении ...
  4. Экономическая теория (37)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... и современные экономические теории. 1.3. Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и законы. 1.1 Экономическая теория как наука Экономическая жизнь общества ...
  5. Экономическая теория (11)

    Контрольная работа >> Экономика
    ... Предмет, объект и методы экономической теории 4.1.1 Место и роль экономической теории в развитии общества 1. Термин ... для: A) Цивилизационной теории; B) Формационной теории; C) Институциональной теории; D) Экономической теории; E) Теория маржинализма. 293. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00152587890625