Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Курсовая
Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущно...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Ядром Москвы самого её основания был Кремль. Вокруг этой крепости возводились другие крепостные стены, опоясавшие Китай - город, Белый город и Земляно...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
В правоохранительном блоке Российского законодательства значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих нор...полностью>>
Право, юриспруденция->Контрольная работа
Административно-процессуальные нормы, определяющие основы правового статуса участников процесса (нормы, регулирующие предметную и территориальную подв...полностью>>

Главная > Диссертация >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В первой половине XIX века значительных успехов в рассмотрении проблем светской герменевтической проблематики добился профессор Берлинского университета Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861). Возражая на идеи Тибо, Ф.К. Савиньи затронул основные положения исторической философии XVIII века. От практического вопроса кодификации он перешел к общим рассуждениям о происхождении права и развил целую теорию правообразования в духе исторической школы права. Им выделялось четыре типа юридической герменевтической интерпретации:

  1. грамматическая, рассматривающая смысл слов и предложений;

  2. систематическая, дающая понимание данного закона исходя из смыслового единства всех законов;

  3. историческая, акцентирующая внимание на том, в каких исторических условиях принимался и применяется закон;

  4. телеологическая, выявляющая смысл и цель закона.

Более подробно взгляды и влияние учения Ф.К. Савиньи на русское законодательство и правоведов будут рассмотрены в следующем параграфе данного диссертационного исследования.

Следующий значительный период разработки герменевтической теории этого времени связывается с деятельностью философа Ф. Шлейермахера (1768-1834). Ф. Шлейермахер предпринимает попытку создать универсальную герменевтику, принципы которой могли бы быть в равной мере применимы в филологии, теологии и юриспруденции. Несмотря на отсутствие единого целостного текста, содержащего принципы герменевтики Ф. Шлейермахера, воссозданная на основе его отдельных исследований и записей его учеников концепция «обладает законченностью и внутренней целостностью».

Попытки Ф. Шлейермахера создать единую теорию понимания приводят его к необходимости решать вопрос о том, что такое понимание вообще и каковы его условия. По этому поводу он отмечает, что «усилие понимания имеет место повсюду, где не происходило непосредственное понимание или где приходится принимать в расчет возможность недоразумения. Герменевтика – это искусство избегать недоразумения». Он переводит герменевтическую проблематику на новый уровень – проблематизируя само понимание.

Ф. Шлейермахер выделяет несколько способов понимания, неразрывно связанных и взаимодействующих, применимых в том числе и для юридической интерпретации. Объективное понимание представляет собой грамматическую интерпретацию, при которой анализируется предметно-содержательная сторона текста произведения – речь как факт языка. Целью такого понимания у Ф. Шлейермахера В.В. Соколов считает понимание текста на основе анализа единиц языка. Ф. Шлейермахер обозначает два принципа грамматического толкования: «…смысл слов уточняется только из языковой области, общей для автора и его первоначальной аудитории»; смысл любого слова должен определяться в связи с теми словами, которые его окружают. Субъективное понимание названо философом психологической интерпретацией, предметом которой выступает «факт мышления» . Цель психологического толкования - обнаружить первоначальный импульс автора. На этом уровне исследуются индивидуальные особенности стиля текста и личности автора. Грамматическое и психологическое толкование соотносятся между собой как язык и мышление. Так, например, источником закона Ф. Шлейермахер считает не связанный с языком импульс, который впоследствии получает оформление в виде внешнего языкового произведения (непосредственно текста закона). Задача герменевтики заключается в выявлении этого внутреннего импульса, а понимание есть «обращение вспять акта речи».

Психологическое толкование у Ф. Шлейермахера осуществляется с помощью интуитивного (дивинационного) и сравнительного методов, взаимодействующих друг с другом. Интуитивный метод состоит в понимании через «вживание в другого», перевоплощении в автора с целью понять авторскую индивидуальность. Результаты этого субъективного метода необходимо проверять с помощью сравнительного метода. В случае повторения результатов можно говорить о достижении понимания. Толкование имеет целью восстановить изначальный смысл текста, оно оказывается «воссоздающей конструкцией».

Основным положением шлейермахерской герменевтики является «необходимость понять речь автора так же хорошо, а затем даже лучше, чем инициатор», т.е. автора надо понимать лучше, чем он сам себя. Поскольку, интерпретируя текст, мы находим в нем и сознательные, и бессознательные импульсы автора, становится возможным осознать то, что осталось неосознанным у автора. Определяющим моментом герменевтики Ф. Шлейермахера является конгениальность интерпретатора, которому для понимания истинного смысла, заложенного в тексте необходимо «возвыситься до уровня гениальности» автора.

Разработки Ф. Шлейермахера представляют собой первую в историческом плане попытку систематизировать основы теории интерпретации и создать общую методологию изучения текстов (включая правовые). Несмотря на стремление придать своей теории статус научной системы, сам Ф. Шлейермахер называет ее «Kunstlehre», т.е. учение об искусстве. В стремлении восстановить замысел текста Ф. Шлейермахер примыкает к традициям историко-грамматического толкования, согласно которому закон не может значить ничего такого, чего он бы не значил изначально.

Современные исследователи с именем Ф. Шлейермахера традиционно связывают разработку завершенной концепции герменевтического круга (спирали). Однако уже в античности и в христианской герменевтике существовали идеи, сходные с идеей круга. Согласно концепции Ф. Шлейермахера никакое произведение не может быть понято сразу. Сначала мы воспринимаем целое, схватываем общий смысл произведения. Затем обращаемся к частям произведения, уточняя смысл его частей. Постигнув смысл частей, вновь возвращаемся к идее целого, что позволяет понять смысл целого уже на новом уровне. При этом Ф. Шлейермахер расширяет понятия части и целого до исследования особенностей личности автора и его эпохи. Согласно его концепции все способы толкования взаимно дополняют друг друга. Движение от непонимания к пониманию включает в себя ряд последовательных стадий. Такое движение представляет собой не линейный, а спиралеобразный процесс, на каждом витке которого достигается новый, более высокий уровень понимания. Круг (спираль) замыкается тогда, когда с помощью инструментов герменевтики достигается полное понимание.

Вслед за Ф. Шлейермахером вопросы герменевтики рассматривает немецкий философ и историк Вильгельм Дильтей (1833-1911), вступая в полемику с ним. В. Дильтей оценивает «универсальную» герменевтику Ф. Шлейермахера как недостаточно историческую и слишком узкую с точки зрения ее предмета. По замыслу В. Дильтея, герменевтика не должна ограничиваться статусом метода понимания письменных текстов, а должна стать методом интерпретации и понимания вообще. Вместе с тем во многих вопросах В. Дильтей прямо наследует герменевтике Ф. Шлейермахера.

Таким образом, проанализировав процесс зарождения в истории правовой мысли герменевтических идей, состояние герменевтики в античности, следует отметить, что в этот период сложились три основные ветви герменевтики: религиозная, юридическая и филологическая. Юридическая герменевтика в отдельные периоды имела тенденцию к обособлению от иных областей герменевтики, а в другие сближалась и пересекалась с ними.

Исходя из анализа трудов Платона и Аристотеля, можно сделать вывод о том, что уже в их работах обнаруживаются первые подходы к оформлению герменевтики. Несмотря на тот факт, что Аристотель не ставил и не решил всех вопросов, связанных с формами человеческого мышления, представляется, что именно он является первооткрывателем такого метода, как логический анализ и систематизация.

В результате исследования периода проникновения в греческий мир христианства необходимо отметить, что следующий значительный этап развития герменевтики связывается с образованием на основе двух библиотек Александрийской и Пергамской школ и началом на их основе развития собственно теоретических идей герменевтики. Следует отметить тот факт, что Александрийская и Пергамская школы имели существенные различия в подходе к интерпретации текстов. Первая придерживалась более широкого подхода к вопросам интерпретации текста, допуская его аллегорическое толкование, вторая же допускала лишь буквальное толкование, с учетом влияния исторических особенностей и условий возникновения текста.

Кроме того, особая роль в разработке герменевтической проблематики принадлежит Аврелию Августину. Его труд «Христианская наука, или основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия» является комплексным исследованием способов понимания и толкования священного текста. Существенное значение данного труда для дальнейшего развития герменевтического учения определяется тем, что Аврелий Августин, решая проблему, связанную с пониманием и толкованием текста Священного писания, особо указывает на субъективный характер любой интерпретационной деятельности для преодоления которого он и разрабатывает систему правил интерпретационной деятельности. Решая вопрос о том, что подлежит толкованию и является объектом интерпретационной деятельности, Аврелий Августин определяет его не как собственно текст, а как Дух Писания. В результате проведенного анализа работы Аврелия Августина можно сделать вывод о том, что многие положения данного учения, касающиеся вопросов понимания и толкования текстов, актуальны не только в рамках теологии, в них заложены основополагающие идеи теории толкования в целом и юридической герменевтики в частности.

При исследовании дальнейшего развития юридической герменевтики отмечается, что систематическое изучение Римского права, начиная с XI века, в дальнейшем по мере подготовки специалистов-юристов в различных городах Европы привело к формированию профессионального сословия юристов. На этом этапе развития в качестве объекта интерпретационной деятельности выступают как правовые тексты, определяющие права и обязанности участников общественных отношений, так и сами общественные отношения, которые рассматриваются как «случаи применения правовых норм». Данный подход к объекту интерпретационной деятельности в некоторой мере созвучен и является предшественником определению объекта юридической герменевтики на современном этапе ее развития, когда под объектом юридической герменевтики понимается как нормативно-правовой акт, так и иные правовые тексты, включая акты правоприменения, тексты договоров, и даже сама правовая реальность.

Следующий этап развития юридическая герменевтика переживает в период Реформации. Одним из крупнейших систематизаторов юридической герменевтики XVII века признается Гуго Гроций. Его труд «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» является важнейшим этапом разработки герменевтической проблематики юридических текстов. В данной работе Гуго Гроций в том числе осуществляет разработку системы методов интерпретации правовых текстов.

Отмечая тенденции дальнейшего развития юридической герменевтической проблематики и анализируя причины спада научного интереса к данному вопросу, необходимо констатировать, что в связи с переходом от буквального к свободному толкованию принцип свободы толкования был доведен до крайности западноевропейской юриспруденцией и судебной практикой Средних веков и Нового времени. Свободное толкование правовых текстов переросло в произвол, приводящий к искажению текста и мысли толкуемого закона. Как реакция на это к XVIII веку возникла тенденция, в соответствии с которой законодательство разных стран предписывало применять законы по буквальному смыслу, запретив всякое их толкование. При этом следует заметить, что в данный период в странах континентальной Европы происходит изменение положения и значения нормативно-правового акта в системе источников права. Реагируя на изменение легального подхода к толкованию права, в юридической науке происходит временный отказ от использования герменевтической методологии и теоретической ее разработки.

Исследуя дальнейшее развитие юридической герменевтики, можно отметить, что лишь к концу XVIII столетия назревает необходимость в общей научной герменевтической системе, которая отличалась бы универсальностью и могла бы обеспечивать понимание всех текстов, в том числе и юридических, значение которых (прежде всего нормативно-правовых актов) значительно возросло в связи с бурным развитием социально-экономических отношений. В этот период в науке поднимается вопрос о философском подходе к вопросам интерпретации правовых текстов. Однако в силу различных причин философия этого времени еще была не способна дать юриспруденции требуемые механизмы интерпретации, отвечающие идеалам того времени.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Юридическая педагогика. Учебник

    Книга >> Педагогика
    ... 2. Становление и развитие юридического образования в императорской России История юридического образования в России восходит к XVIII ... конфликта: 1) возникновение и развитие конфликтной ситуации, которая ... рассматривается герменевтикой как фундаментальный ...
  2. Основные этапы возникновения и развития философии

    Реферат >> Философия
    ... понимание. 1. История возникновения философии Возникновение философии относится ... сознания с феноменами Герменевтика Бытие человека ... в России формировалась под ... психологических и юридических барьеров между ... общество. С развитием общественного производства и ...
  3. История философии (10)

    Конспект >> Философия
    ... Герменевтика. Развитие герменевтики в творчестве Шлейермахера, В. Дельтея, Г. - Г. Гадамера Причины возникновения ... рабочее движение. Новый этап в истории марксизма в России связан с именем В. И. ... , так как является юридическим лицом. В политике преобладает ...
  4. История развития философской науки

    Шпаргалка >> Философия
    ... индустриального общества”. В России пока закладывается лишь ... как, например, юридические или организационные нормы ... истории. Каждая ОЭФ имеет свои особые законы возникновения и развития ... собственно в философии герменевтики.Г-связующее звено между философскими ...
  5. История и теория философии

    Конспект >> Философия
    ... Психоанализ Экзистенциализм Герменевтика Феноменология Структурализм ... выбор вектора развития России). Проявляется борьба ... производства от юридических, политических, ... . . История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012450218200684