Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
«Бычьи головы» (рум. Cap de bour) — филателистическое название редких и оригинальных по своему исполнению первых почтовых марок Молдавского княжества ...полностью>>
История->Реферат
Гето-даки — единое название двух фракийских племен — геты и даки. Термин «гето-даки» используется историками для того, чтобы подчеркнуть этническое и ...полностью>>
История->Реферат
В 1495 году участвовал в походе Ивана III на Новгород. В 1499 вместе с князем Петром Фёдоровичем Ушатым и В.И.Заболоцким-Бражником возглавил поход за ...полностью>>
История->Реферат
Иван Васильевич Волк Курицын (казнён 27 декабря 1504) — дьяк и дипломат на службе царя Ивана III. Брат Фёдора Васильевича Курицына, также дипломата и ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

27. Административно- территориальное и судебное устройство Кыргызстана в составе Российской империи.

Во время присоединения к России кыргызы, как и раньше, жили компактными родоплеменными объединениями, делясь на два крыла и группу южных племен — ичкилик. Каждое племя делилось на роды (уруу) и на под-роды (урук). Четких территориальных границ расселения родов не было. Однако наметить основные районы проживания все же можно. Бугинцы занимали в основном восточное и южное побережье Иссык-Куля, предгорья Илийской долины. Сарыбагыши — Кеминскую долину и северо-западное побережье Иссык-Куля. В Чуйской долине и Таласе преобладали солто, саруу, кытай, кушчу. По Сон-Кулю, на Сусамыре и в Кетмень-Тюбе жили саяки. В Центральном Тянь-Шане и Восточном Туркестане—монголдор и черик. На Алае и Памире - адыгене. В Западной Фергане — ичкилики, тенты, кушчу, мундузы, басызы. В Восточной Фергане — монгуши, ба'гыши, карабагыши. Между ними кочевали другие родовые подразделения, что создавало благоприятные условия для этнического смешения. Царские власти ввели новое административное деление, которое почти не учитывало характер родоплеменной организации жизни кыргызского общества. После присоединения к России Кыргызстан входил в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Территория, населенная кыргызами, долилась между четырьмя областями: Семиреченской, Сыр-дарышской, Ферганской и Самаркандской. Кыргызское население в то время достигало полумиллиона человек. Колониально-управленческий аппарат был полувоенным: во главе областей и уездов стояли царские офицеры и участковые приставы, а волости возглавляли руководители племен и подов. Новая власть запретила межплеменные и родовые войны, полностью ликвидировала рабство, упорядочила налоговую систему. Эти властные мероприятия положительно сказались на развитии кыргызского общества, внутренняя жизнь которого в остальном осталась прежней. Царская администрация мало вмешивалась в управление кыргызским населением. Здесь вся полнота власти была передана кыргызским феодалам, которые в большинстве своем стали верно служить царизму и в то же время ревностно охранять традиционные устои кыргызского общества, на которых и держалась их власть. Кыргызами, населявшими Ферганскую и Самаркандскую области, от имени царской администрации управляли бывшие кокандские чиновники: беки, датхи, акимы, ишик-агасы. На севере Кыргызстана в конце XVIII —начале XIX в. сформировалась новая правящая верхушка — манапство. В Условиях военной опасности со всех сторон и межплеменной Усобицы старая родовая аристократия — бии—уже не отвечала нуждам общества. В этих условиях родовитость, старость и мудрость должны были уступить качествам военного вождя. Первыми манапами стали молодые, храбрые и физически сильные бии — батыры. Патриархальная власть перерождалась в феодальную с появлением манапов бии оказались на более низкой ступени феодальной иерархической лестницы. Они являлись как бы помощниками манапа, выполняли его поручения, составляя вместе с ним правящую элиту рода. Сохранился суд биев. Но не все манапы были тиранами. Народные предания о сарыбагышском манапе Шабдане полны любви к нему. Рассказывают о его справедливом и мудром правлении, необычайном гостеприимстве, благородстве, простоте в обращении. У него в аиле постоянно кормились увечные, сироты, старики и старухи. Шабдан построил школу для детей. Конечно, молва идеализирует манапа, но во многом она правдива. Даже русские переселенцы при тяжбах больше доверяли решениям Шабдана, чем уездных чиновников. Манапы, несомненно, были эксплуататорами. В имущественном и правовом отношениях они не были однородны. С течением времени появились старшие манапы (чон манапы), второстепенные манапы (чала манапы), самые мелкие (чолок) и даже букара-манапы — обнищавшие родственники манапов.

28. Социально- экономическое развитие Кыргызстана во второй половине XIX – начале XX вв.

Характер хозяйствования и быта кыргызов после присоединения к России оставался традиционным. Однако со временем сказывались влияние российской экономики и непосредственные контакты с переселенцами. Русско-украинские переселенцы организовали земледельческие хозяйства, развивали племенное животноводство, пчеловодство и садоводство. Возникают новые города (Пишпек, Токмак, Каракол) и множество селений. Переселенцы активно воспринимали у коренного населения навыки ирригации, системы выпаса скота, выращивания винограда и других культур, перенимали некоторые орудия труда и быта. Многие изучали кыргызский язык. Началось развитие ремесленного производства и горного промысла. Появились мелкие кустарные предприятия, зарождалась обрабатывающая, угольная и нефтедобывающая промышленность. В Кыргызстан на постоянное жительство едут узбеки, уйгуры, татары. В 1877—1878 гг., после подавления антицинского восстания в Китае, здесь появляются дунганские беженцы, которые оседают компактными колониями в Чуйской долине и в окрестностях Каракола. Изменения в экономике привели к изменениям социального состава населения. Появилось много зажиточных крестьян, мастеровых, купцов, отходники — кыргызские крестьяне-бедняки, уходившие на заработки в разгар полевых работ и уборочных кампаний, а зимой возвращающиеся в свои аилы. В целом же общественно-политические отношения у кыргызов оставались патриархально-феодальными. Национальный рабочий класс так и не успел сформироваться, не было и национальной буржуазии.

29. Аграрная и налоговая политика царизма в Кыргызстане.

Из года в год все более тяжелым становился налоговый пресс, экономика Кыргызстана имела характер сырьевого придатка Центральной России. Кочевники облагались кибиточной податью с каждого отдельного хозяйства, но сумма налога деньгами определялась с аила в целом. И отвечали за сбор этого налога местная аильная и волостная администрация. Налоги должны были ударить в первую очередь по зажиточным хозяйствам, имевшим большое поголовье скота, но так как их сбор скоро прибрали к своим рукам возглавившие местную администрацию манапы и баи, то основную тяжесть поборов они перекладывали на плечи рядовых кочевников. Земледельческое оседлое население облагалось двумя видами налогов: херадж — с посевных земель и танап — с огородно-бахчевых культур. Херадж взыскивался зерном, танап — деньгами, сумма его из года в год менялась—преимущественно в сторону увеличения. Кроме того, население отбывало всевозможные натуральные и земские повинности — исправление дорог, ирригационные работы, предоставление транспортных средств и топлива для воинских частей и т. п. Налоговый и социальный гнет усугублялся национальным неравенством, особенно в наделении земельными угодьями переселенцев, что болезненно воспринималось коренным населением.

30. Колониальный гнет царизма. Андижанское восстание 1898 года.

Налоговый и социальный гнет усугублялся национальным неравенством, особенно в наделении земельными угодьями переселенцев, что болезненно воспринималось коренным населением. Поэтому, когда в 1898 г. ферганские узбеки и кыргызы в окрестностях Андижана и Оша поднялись против царизма, восстание приняло антирусскую направленность под лозунгами газавата. Его возглавил «святой человек» — ишан Магомед-Али Халиф Мухаммед-Сабыр оглы (сокращенно — Мадали), у него было и другое прозвище: Дукчи-ишан («веретенщик»). 17 мая 1898 г. в селении Тамчи-Булак, в 20 верстах от Оша собралось около 300 человек из Наукатской волости, были вооружены ножами, самодельными пиками, кетменями, просто дубинками. Возбуждение толпы поддерживали несколько мюридов Дукчи-ишана, а верховодил некий Оморбек Алимов. Однако среди повстанцев нашлись такие, кто предупредил царских офицеров в Оше об опасности. Решительные действия воинского начальника предотвратили кровопролитие в г. Оше и его окрестностях. Трагическая развязка произошла в Андижане. Восстание с самого начала было обречено на неудачу. Дукчи-ишан был схвачен и повешен. Жестокое наказание понесли и его ближайшие сподвижники. Но главный удар обрушился на букару. Властями по этому делу было привлечено к суду 257 кыргызов, не считая представителей других национальностей. Решением военного суда в Оше было осуждено на смертную казнь 106 человек. Правда, опасаясь нового возмущения, казнь им заменили многолетней каторгой.

31. Культура Кыргызстана во второй половине XIX – начале XX вв.

Культура кыргызского народа в XIX – начале XX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться. Ее ярким представителем стал акын Токтогул Сатылганов (1864—1933 гг.) из Кетмень-Тюбе. Токтогул стал знаменем народа в борьбе за лучшее будущее, его совестью. С его творчеством перекликаются и произведения другого акына — Байымбета Абдрахманова — Тоголока Молдо (1860—1942 гг.), который владел письмом и наряду с импровизированными устными стихами оставил стихи в собственной записи. Оба акына резко осуждали социальную несправедливость и баев-мироедов, угнетавших свой народ. Эстафету акынов-заманистов — Калыгула и Арстанбека — подхватил талантливый акын-импровизатор и письменник Молдо Кылыч Шамырканов (1866—1917 гг.). Он был одним из тех, кто внес значительный вклад в процесс перехода кыргызского поэтического искусства от изустного к письменному. В его поэмах «Эпоха скорби» и «Сказ о землятресении» ясно проявляются мировоззренческие противоречия, обусловленные приверженностью к патриархальной психологии и религиозным идеям. Появились у кыргызов и свои историки. В 1913 и 1914 гг. в Уфе и Казани в свет вышли две книги студента Казанского университета Осмоналы Сыдыкова (1877— 1940) — «Тарых-и кыргыз Шадмания» («История кыргызского раздолья») и «Мухтасар тарых-и кыргызийа» («Краткая история кыргызов»). Основанные на генеалогических преданиях — санжыре—книги повествуют о происхождении и родословной отдельных кыргызских племен, о деяниях крупных манапов. В XVIII — середине XIX в. у кыргызов почти не было школ. Лишь заезжие муллы иногда обучали детишек азам арабской грамоты на Коране. После присоединения к России в крае наряду с русскими появились так называемые русско-туземные школы. Отдельные манапы строили помещения, приглашали учителей и открывали в родных кочевьях школы. 1 сентября 1888 г. в Караколе открылась первая сельскохозяйственная школа, в которую было принято 11 кыргызских мальчиков, а в 1890 г. открылась школа в Пишпеке. Позже здесь были открыты мужская гимназия и женская прогимназия, а в Караколе — женская прогимназия. С середины XIX в. начинается изучение территории Кыргызстана, его ресурсов, истории и быта российскими учеными и путешественниками. П. П. Семенов-Тян-Шанский, Чокан Валиханов, В. В. Радлов, А. П. Федченко, Н. М. Пржевальский, В. В. Бартольд и другие своими трудами положили начало открытию Кыргызстана просвещенному миру. Этому способствовало также участие экспонатов из Кыргызстана на Всемирной выставке в Париже, работа археологической экспедиции под руководством Г. Гейкеля в Таласской долине, занимавшаяся поисками памятников рунической письменности, издание Г. Алмаши отрывков из эпоса «Манас» на Западе. Работы академика В. В. Бартольда по древней и средневековой истории кыргызов вошли в мировую науку, вызвали естественный интерес к горному краю и самобытной культуре его народа.

33. Восстание кыргызского народа в 1916 г.

Усиление национально-колониального гнета, налогового пресса, особенно жесткого в условиях военного времени, привело к восстанию 1916 г. Советская историографии однозначно представляла восстание как национально-освободительное в целом, антивоенное, антиколониальное, антицарское, антиимпериалистическое и отчасти антифеодальное, движущими силами которого являлись бедняцко-середняцкие массы дехканства. На самом же деле социальный состав его участников был намного шире: кроме простого люда в нем участвовали и представители бай-манапской верхушки, и мусульманского духовенства, то есть восстание было общенародным. Оставалась почти без внимания и другая его особенность: участие в восстании вместе с кыргызами представителей многих национальных меньшинств Кыргызстана: узбеков, казахов, дунган, уйгуров, татар и даже отдельных русских переселенцев.

Прямым поводом к восстанию явился царский указ от 23 июня 1916 г. о мобилизации мужчин из местного населения призывных возрастов (от 19 до 43 лет) на военно-тыловые работы. Однако исторические корни восстания были более глубоки. Главной причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыргызов в пользу переселенцев. В 1916 г. русские и украинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 процентов, имели свыше 67 процентов всей пахотной земли. Примерно такое же положение было и в Пишпекском уезде. Началом восстания па всей территории Средней Азии и Казахстана послужили волнения жителей Ходжента в Самаркандской области 4 июля 1916 г., решительно отказавшихся выполнять царский указ о мобилизации. Глухое недовольство, зревшее в народных массах в соседних районах, прорвалось открытыми выступлениями горожан—коренных жителей края в уездных и областных городах Ферганской области, в том числе в Оше, в краевом центре — Ташкенте в конце первой и начале второй декады июля. Все они были жестоко подавлены. С 10 июля до конца месяца выступали кыргызские и узбекские дехкане в южной части Кыргызстана. Волнения в Ошском и соседних с ним уездах Ферганской области (в Андижанском, Намангаиском и Кокандском) были быстро подавлены. Однако волнения нарастали, и 21 июля во всех областях Туркестана было введено военное положение. Большинство иссык-кульских кыргызов склонялись к тому, чтобы не направлять людей на тыловые работы и откочевать в Китай. Часть их решила подчиниться царскому указу. Колебались и жители Кемина, поднявшиеся в Кыргызстане первыми. Они два дня спорили, но привезенные группой джигитов захваченные в Боомском ущелье 178 берданок и около 40 тысяч патронов «вдохновили» большинство собравшихся на открытое неповиновение. В Пишпекском и Пржевальском уездах волнения начались в конце первой декады августа. В Чуйской долине возмущения вспыхнули в начале августа в районе Беловодска, Пишпека и Токмака. Тогда же восстали кыргызы Атекинской и Сары-багышской волостей в Кеминской долине. 9 августа началось восстание на Сусамыре, в Кочкорке, Джумгале и других местностях Центрального Тянь-Шаня. 10—12 августа поднялись кыргызы Иссык-Кульской котловины. К концу августа правительственным войскам удалось разгромить повстанцев в Пишпекском и Пржевальском уездах. Лишь в отдельных горных районах они продолжали сопротивление до сентября — октября. Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого центра и общего руководства Но в ходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов. Это Таласбай Алыбаев, Алымкул Табалдин, Егемберды Сарыков, Ибраим Талев, ЧокуСай Мондоев и др. Народно-освободительное в целом восстание 1916 г. сопровождалось, однако, и рядом кровавых межнациональных столкновений, от которых пострадала часть переселенческого и коренного населения края. Нападения сопровождались убийствами и избиениями, нередко зверскими, без различия возраста, пола и занятия, насилиями и надругательствами над женщинами. Столь же печальная участь постигла десятки русских селений по северному побережью оз. Иссык-Куль и отдельных — по южному, а также в Атбашинском и Нарынском участках Пржевальского уезда. В результате в Семиреченской области пострадали главным образом простые крестьяне-переселенцы, женщины, дети и старики (мужчины призывных возрастов были в армии), в то время как царская администрация во всем Семиречье понесла незначительные потери. В ходе подавления и после разгрома восстания роли поменялись. Теперь страдающей стороной стало кыргызское и другое мусульманское население. Переселенцы, провоцируемые царскими властями, при их попустительстве и даже содействии жестоко расправлялись с коренными жителями, не разбираясь особо: участвовали они в восстании или пет. Расправы над повстанцами выдавались за акты справедливого возмездия. По подсчетам туркестанских чиновников, коренное население Северного Кыргызстана после восстания 1916 г. уменьшилось на 42 процента. Почти 150 тыс. человек бежало в Китай, было убито или пропало без вести. Архивные документы, как и свидетельства участников и очевидцев событий, говорят, чго массовыми жертвами межнациональной розни стало кыргызское дыйканство и трудовое переселенческое крестьянство. В то же время истинные виновники геноцида — представители господствующих классов и душители восстания 1916 г., как и многие проводники колониальной политики царизма из бай-манапской верхушки, остались безнаказанными и даже были обласканы царским правительством за свои «заслуги». Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 г. во многих районах Туркестана в документах и памяти свидетелей восстания 1916 г. зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства трудового люда. Так, отдельные рядовые общинники-кыргызы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали русских женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя своей головой, спасали жизнь кыргызским семьям. К 75-летию восстания общественностью республики было внесено предложение о сооружении памятника всем жертвам межнациональной розни 1916 г., независимо от их национальной принадлежности. А 25 июня — день издания царского указа о мобилизации кыргызов на тыловые работы, послуживший поводом к восстанию, объявлен днем поминовения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана. Шелковый путь Кыргызстана

    Реферат >> История
    ... Великий Шелковый путьИстория Кыргызстана. Шелковый путь Кыргызстана В исторической судьбе ... обширной сокровищницы человеческой истории. Трансконтинентальные контакты ... устойчивость развития". И.Каримов. В истории человеческой цивилизации есть немало примеров ...
  2. Шпаргалка по Истории Кыргызстана

    Шпаргалка >> История
    ... тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Кыргызстана. Это был Тюркский каганат, просуществовавший ... 2 каганата - Восточный и Западный. Последующий этап истории Кыргызстана связан с Западно-тюркским каганатом. Массовое ...
  3. История Узбекистана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... усилия, предпринимавшиеся верховными правителями. Политическая история Хивинского ханства заполнена многочисленными завоевательными ... структур и укрепление сотрудничества в приграничных районах Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (Ошский узел)», создан ...
  4. История формирования Синьцзян - Уйгурского автономного района

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Кыргызстана. IV. Материалы исследования: Материалами исследования являются работы п истории, ... территории Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. Литература уйгуров нам неизвестна ... представителей уйгур живущих на территории Кыргызстана. 1. А. И. Нарынбаев – ...
  5. История государства и права Беларуси как наука и учебная дисциплина

    Реферат >> История
    ... науки и дисциплиныОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИизучалась ... движение, воен­ная история, правовая история и др.); история Беларуси тесно связана ... Арменіі, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекістана, Туркменістана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0045981407165527