Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
18 ноября 1905 года в Сеуле Япония вынудила императора Кореи подписать договор, в соответствии с которым Япония получила контроль над внешней политико...полностью>>
История->Реферат
Ара́бо-изра́ильская война́ 1947—1949 годо́в — война еврейского населения Палестины, а впоследствии — вновь созданного государства Израиль против армий...полностью>>
История->Реферат
В тяжелый для республики момент, армянские лидеры считали, что полумиллионное армянское меньшинство Грузии легко уязвимо, также как и единственный тра...полностью>>
История->Реферат
Армяно-турецкая война — военный конфликт между независимой Республикой Армении и Турцией с 24 сентября по 2 декабря 1920 года. Война закончилась разгр...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

12. Гипотезы ученных о происхождении кыргызов.

Этномим «кыргыз» является наиболее древним из всех наименований современных тюркских народов. Древнейшее упоминание его в связи с событиями 201 г. до н. э. указывает, что тогда они жили в Центральной Азии, а позже переселились на р. Енисей, где смешались с европеоидным народом—динлинами. Кыргызы на Енисее стали походить на европейцев русыми волосами и голубыми глазами, но говорили и писали они на тюркском языке. Внешний вид кыргызов вводил в заблуждение средневековых мусульманских купцов, которые посещали многие страны и видели разные народы. Начиная с XVIII в., ученые высказывали множество предположений о происхождении кыргызов и о их заселении Тянь-Шаня. Одни уверены, что енисейские кыргызы в XVII—XVIII вв. переселились на Тянь-Шань. Другие отрицают переселение и утверждают, что современные кыргызы всегда (по крайней мере, со времен усуней) жили на Тянь-Шане, что древние усуни это и есть кыргызы. Третьи пишут, что современные кыргызы образовались в результате смешения переселенцев с древними местными племенами. Период «великодержавиа» кыргызов в IX—X вв. закончился - распадом государства Кыргыз на ряд феодальных владений. Одно из таких владений кыргызы образовали на Алтае. Население Алтая в X в. так характеризует персоязычное сочинение «Хузудал-Ахам»: «Кыштым — название другого народа, также из кыргызов, они поселяются на склонах гор в шатрах, добывают меха, мускус, рог хуту и другое. Это один из кыргызских народов, их речь ближе к карлукской, а по одежде они напоминают кимаков». Таким образом, историк отмечает на Алтае смешение различных культур тюркских народов: кыргызов, кимаков и карлуков. Эти сведения подтверждают археологи. На Алтае и берегах Иртыша изучены погребения енисейских кыргызов IX—XII вв. Их было намного меньше, чем погребений местных племен, что отражало реально численное соотношение пришлых кыргызов и местного населения Алтая. К XII в. кыргызы, обитавшие на Алтае и в Джунгарии, отказались от древнего енисейского погребального обряда: они перестали сжигать умерших и подобно соседям-мусульманам стали их хоронить. В XIII в. на Алтае и в Джунгарии образовалось княжество Кыргыз, часть населения которого монголы выселили с родных земель. Кыргызы Алтая и Джунгарии входили в состав государства Моголистан. В XV в. кыргызы из-за Иртыша перешли на территорию современного Северного Кыргызстана и прочно утвердились на ней. Таким образом, с енисейскими кыргызами за несколько столетий произошли большие этнические изменения. Под влиянием преобладающего числа местного тюркоязычного населения они утратили свой европеоидный внешний облик и стали походить на другие тюркоязычиые народы, изменились язык кыргызов и погребальный обряд. Постепенно кыргызы на Алтае утратили многие культурные достижения своих енисейских предков, в том числе и письменность. Исторические судьбы енисейских и алтайских кыргызов разошлись. Одни постепенно растворились в составе иных тюркских племен, другим суждено было стать ядром современного кыргызского народа.

13. Этнические истоки и этапы формирования кыргызского народа.

Древних легенд о происхождении этнонима «кыргыз» не сохранилось. Средневековые легенды связывают название народа с мифическими «сорока девушками» (кырк+кыз) Ученые отрицают народное объяснение, но сами не пришли к одному мнению. Одни считают, что название народа состоит из числительного «кырк» («сорок» + суффикс множественного числа «ыз», то есть «сороковики, народ сорока племен»). Другие уверены, что название произошло от древнетюркского прилагательного «кырыг» («красный»)+«ыз», что означает «рыжие, рыжий народ». Есть и другие объяснения, но ни одно из них в настоящее время не является общепризнанным. Характерно, что древнетюркские и могольские племена одновременно вливались в состав не только кыргызской, но и узбекской, и казахской народностей, которые формировались в то же время. Это обусловило близкое родство трех тюркских народностей Средней Азии. Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в два «крыла» — традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В «он канат» («правое крыло») вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, басыз, черик, жору, бёрю, баргы, карабагыш и другие. Они занимали территорию Северного Кыргызстана. В «сол канат» («левое крыло») вошли племена кушчу, сару, мундуз, жетидер, кы-тай, чонбагыш, басыз и др. В третью группу кыргызских племен, названную ичкилик, вошли племена кыгачак, найман, тейит, кесек, жоокесек, кангы, бостон, нойгут, дёёлёс и др. Все три объединения включали как кыргызские, так и могольские племена на равноправной основе. Все племена, вошедшие в новую административно-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз». Этот важный в истории Тянь-Шаня акт произошел в конце XV— начале XVI в. С этого времени мы можем говорить об образовании кыргызской народности на Тянь-Шане.

14. Завершение процесса образования кыргызского народа в конце XV- начале XVIвв.

Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в два «крыла» — традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. Все племена, вошедшие в новую административно-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз». Этот важный в истории Тянь-Шаня акт произошел в конце XV— начале XVI в. Громадное значение для сплочения народности имели идеологические факторы. Прежде всего, это относится к принятию кыргызами Тянь-Шаня ислама, который позволил им также войти в семью мусульманских народов Средней Азии и приобщиться к их высокой культуре. С этого времени кыргызы, взамен утраченной, приобрели новую письменность на основе арабской графики. Завершающие этапы формирования киргизского народа протекали на Тянь-Шане в XV-XVIII вв., где происходил длительный процесс взаимодействия и взаимовлияния двух его основных компонентов - древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно киргизскими племенами, переместившимися сюда в XV веке из Прииртышья и Алтая. Главным консолидирующим фактором киргизов Тянь-Шаня в области идеологии становится эпос «Манас». Не случайно, что именно здесь, на Тянь-Шане, в XVII - первой половине XVIII века происходило окончательное сложение этого выдающегося произведения эпической традиции киргизского народа на наддиалектном общекиргизском языке, где нашли отражение и генеалогия, и обычное право - «торе», и история народа, не столько реальная, сколько воображаемая, какую хотели бы видеть сами киргизы. Эпос «Maнаc» воплотил в себе прогрессивную для своего времени идею объединения племен перед лицом внешней опасности, а в образе Манаса киргизские сказатели создали фигуру того идеального вождя, который мог бы встать во главе всех киргизов, сплотить их в силу, способную противостоять любому врагу. Таким образом, к середине XVIII в. окончательно сформировались этнополитическая организация киргизской народности, возникло ее этническое самосознание, определился устойчивый хозяйственно-культурный тип, сложилось фольклорное выражение историко-культурного единства киргизских племен (эпос «Манас»). В результате взаимодействия экономических, политических, этнических и культурных факторов на Тянь-Шане сложилось новое этническое образование — кыргызская народность.

15. Общественно- политический строй и социально- экономические отношения кыргызов в XVI- XVIII вв.

Традиционное хозяйство кыргызов - скотоводство, земледелие, охота, промыслы впитывало в себя многовековые навыки, а его неизменность накладывала консервативный отпечаток на быт, который почти не менялся в веках. Кыргызы славились как хорошие охотники. Охотились капканами, с ружьем, с ловчими птицами. Процесс домашнего производства был ограничен рамками семейного коллектива: одни ухаживали за скотом, другие готовили сырье, третьи делали из него войлок или выделывали кожу, шили одежду и т.д. Здесь еще не произошло общественного разделения труда, из домашних производств не выделялись самостоятельные ремесла. Во второй половине XIX в. развивается мелкотоварное производство, и появляются мелкие ремесленники. Сами кыргызы не любили заниматься торговлей. Исключением можно назвать первого посла в Россию Абдурахмана Кучакова. В городах торговый обмен заменялся иногда денежными сделками, но употребление денег было незначительно. Основную массу трудящихся кыргызского населения составляли рядовые скотоводы - букара. На верхней ступени иерархической социальной лестницы кыргызского общества стояли манапы. Этот институт феодальной знати вырос из бийства. Те, кто еще в XVIII — первой половине XIX в. назывались биями (например Тагай-бий, Атаке-бий), позже — с середины XIX в. — в письменных документах стали называться уже манапами. У кыргызов существовало рабство в патриархальной форме. В рабов превращали военнопленных, полностью разорившихся и задолжавших соплеменников.

16. Борьба кыргызского народа за свою независимость в XVI в.

В 1514 г. одному из могольских ханов — Султан-Сайду удалось укрепиться в Хотане. Государство Моголистан распалось. В северных его районах властвовали кыргызы, в Восточном Туркестане—могольские ханы. Вторая часть государства названа историками Моголией (в отличие от Моголистана). Во время мучительной агонии Моголистана во главе кыргызских родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствовавший усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов. Предполагают, что Мухаммед-кыргыз вошел в кыргызские предания под именем родоначальника кыргызов Тагай-бия. Мухаммед-кыргыз укрепил объединения «правого» и «левого» крыла кыргызских племен на территории современного Кыргызстана, определил основные направления внешнеполитической ориентации этнополитического объединения кыргызов на далекую перспективу. В условиях противостояния моголов с соседями Мухаммед-кыргыз вступил в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против могольской экспансии. Кыргызы приняли активное участие в походах казахов против Шейбанидов, стремившихся овладеть присырдарьинскими городами. Отряды кыргызов доходили до Туркестана, Сайрама, Ташкента, Андижана, Ахси и других. Поводом для могольского правителя Султан Саид-хана начать войну против кыргызских племен послужило стремление «наказать их за разграбление мусульманских городов». Поход Саид-хана в Кыргызстан состоялся осенью 1517 г. Ставка Мухаммед-кыргыза находилась в это время на южном берегу Иссык-Куля, в местности Барскоон. После небольшого сражения моголам удалось пленить Мухаммед-кыргыза. Однако из политических соображений Султан Саид-хан отпустил его на свободу. Мухаммед-кыргыз вновь стал верховным правителем кыргызских племен. Антимогольская ориентация его еще более усилилась. Он вступил в новый союз с главой Казахского ханства Тахир-ханом. Узнав об этом, Султан Саид-хан в 1524 г. снова захватил Мухаммед-кыргыза и отправил его в Кашгар, где тот и находился до смерти Султан Саид-хана (1533 г.). Несмотря на все попытки правителей Могольского государства закрепиться в Северном Кыргызстане, им это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость, и в 1527 г. могольские войска были вынуждены возвратиться в Кашгар. Преемник Султан Саид-хана Абд-ар-Рашид (правил: 1533—1560 гг.) совместно с Шейбанидами организовал ряд завоевательных походов против кыргызов и казахов. В 1537 г. против казахов было направлено войско, которым командовал наследник правителя Абд-аль-Латиф, однако войско было разгромлено, а наследник погиб в бою с кыргызами. В поход против кыргызов выступил сам Абд-ар-Рашид. Его союзниками стали Шейбаниды, а кыргызам на помощь пришли казахи во главе с Тахир-ханом. В жестоких сражениях верх одержали войска могольского правителя. Несмотря на отдельные удачные походы могольских правителей против кыргызов, в целом их попытки подчинить себе Кыргызстан не удались и могольские ханы практически отказались от попыток вооруженного вторжения на кыргызские территории.

17. Кыргызы в борьбе экспансии Джунгарского ханства. Середина XVII- первая половина XVIIIвв.

Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана в XVII — первой половине XVIII в. являлась борьба кыргызов с Джунгарским ханством, которое было создано могольским племенем ойратов на осколках Монгольской империи в Западной Монголии. Передвижение ойратов (кыргызы именовали их калмаками) из Западной Монголии в Среднюю Азию и Казахстан наметилось еще в середине XV в. и было обусловлено главным образом экономическими причинами — попытками захватить новые пастбища и установить выгодные для себя торгово-экономические контакты с оседлым и кочевым населением Средней Азии и Восточного Туркестана. Однако агрессия джунгарских правителей сразу же получила отпор. Началась эпоха длительных изнурительных войн кыргызов (калмаки называли их бурутами) и казахов против калмакских завоевателей за свою независимость. По свидетельству различных источников, в начале этой борьбы успех чаще всего сопутствовал кыргызам и казахам. Так, в 1620 г. кыргызы и казахи потеснили калмаков от границ своих кочевий. В 1626—1627 гг. состоялся еще один совместный поход кыргызов и казахов против «алмаков, в результате которого последние были оттеснены в Сибирь. На некоторое время джунгарские правители были вынуждены приостановить натиск на территорию кыргызов и казахов, опасаясь создания ими прочного союза. Со временем союз кыргызов и казахов стал ослабевать из-за постоянных междоусобиц и, воспользовавшись этим, калмакские войска весной 1633 г. вновь двинулись на их земли. Кыргызы и казахи оказали сильное сопротивление завоевателям, но одержать верх в борьбе с ними уже не смогли. В захватнических походах 1643 и 1652 гг. кыргызы и казахи сей раз оказали решительное сопротивление калмакам, что свело к незначительному успеху их военное предприятие. В 1653 г. умер Батур-хунтайджи, что вызвало обострение междоусобной борьбы калмакских феодалов. Противники калмаков воспользовались смутой. В 1658 г. против калмаков выступили войска Аштарханидов, к 38-тысячной армии которых примкнули тысячи кыргызов и казахов. В местности Хулан-Джилан в Таласской долине (близ современной станции Луговая) союзное войско вступило в сражение с калмакскичи отрядами, в ходе которого был убит главнокомандующий союзными войсками Абдушукур. Потеряв единое управление, отряды союзников стали отступать, неся значительные потери. Однако и калмакское войско, ослабленное в ожесточенной борьбе, не смогло развить свой успех. Междоусобная борьба калмакских феодалов к 70-м годам XVII в. завершилась победой Галдана-Бошохту, объединившего все калмакские племена, что дало возможность вновь осуществлять широкую внешнеполитическую экспансию. В 1678 г. Галдан-Бошохту овладел Яркендом, затем последовала серия походов против кыргызов, казахов и узбеков. В 1684 г. калмакам удалось овладеть Ошом и Сайрамом. В конце XVII в. влиятельному кыргызскому аристократу Арху Мухаммед-беку удалось объединить под своей властью военные силы ряда родоплеменных подразделений и установить политическое господство кыргызских феодалов почти во всех западных районах Восточного Туркестана. Господство это продолжалось до начала XVIII столетия, когда джунгарский хан Цэван-Рабтан окончательно завоевал весь Восточный Туркестан, за исключением округа Хами. Часть северокыргызских племен была вынуждена откочевать в Фергану, в сторону Гиссара и Куляба. Каратегинцы подчинились калмакам. Упорная, длившаяся более столетия борьба кыргызов с калмакскими захватчиками нашла яркое отражение в героическом народном эпосе «Манас». Учитывая легендарность многих сюжетов и хронологические смещения, можно, тем не менее, обращаясь к эпосу, судить, как сам народ воспринимал эту борьбу и своих героев. Идея борьбы за освобождение родной земли от калмакских поработителей, идея дружбы кыргызского и уйгурского народов через сложные переплетения судеб главных героев лежит в основе и другого народного эпоса — «Курманбек».

18. Кыргызы и цинский Китай. Вторая половина XVIII века.

Борьба народов Средней Азии и Восточного Туркестана, в том числе и кыргызов, расшатала устои Джунгарского государства, которое в 1757—1758 гг. подверглось сокрушительному удару со стороны Китая, где правила маньчжурская династия Цин. Джунгарское ханство было буквально стерто с лица земли. Более миллиона калмаков было уничтожено. Лишь пятая часть их спаслась бегством в пределы Средней Азии и России. Одни нашли укрытие в кыргызских кочевьях, где появилось новое родоплеменное объединение сарт-калмак. На территории завоеванного Восточного Туркестана цинские власти образовали новую китайскую провинцую, которая называлась Синьнзян («Новая граница»). Преследуя остатки калмаков, маньчжуро-китайские войска стали вторгаться на кыргызскую территорию. Так, в 1757 г. отряды цинского генерала Чжао Хоя перешли через перевал Санташ и напали на кыргызов племени саяк. Встретив яростное сопротивление, Чжао Хой начал переговоры с предводителем саяков Турчибием, убеждая его признать власть китайского богдыхана. При этом он ссылался на императорский манифест, в котором кочевникам предлагалось китайское подданство, а взамен — гарантия права жить на своей территории. В случае неповиновения император грозил иными мерами «обуздать подвластные (кыргызские) племена, чтобы всегда держались границ». Кыргызы рассматривали это как еще одно покушение на их независимость. Антицинские настроения среди кыргызов обострились еще больше. Вместе с тем был один важный для кыргызов вопрос, заставлявший их завязывать отношения с Цинами: судьба тех земель, которые до агрессии джунгар принадлежали кыргызам. Этот вопрос был поднят при первой же встрече с Чжао Хоем в 1757 г. сарыбагышским предводителем Черикчи. Именно поэтому, стремясь установить нормальные политические и экономические отношения с новым соседом, кыргызские племена направляют свои посольства в Пекин с просьбой закрепить за ними их прежние кочевья, отобранные калмакскими феодалами; с предложениями наладить торговлю (мясо, шкуры и шерсть, производимые кыргызами, имели хороший спрос в Китае).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана. Шелковый путь Кыргызстана

    Реферат >> История
    ... Великий Шелковый путьИстория Кыргызстана. Шелковый путь Кыргызстана В исторической судьбе ... обширной сокровищницы человеческой истории. Трансконтинентальные контакты ... устойчивость развития". И.Каримов. В истории человеческой цивилизации есть немало примеров ...
  2. Шпаргалка по Истории Кыргызстана

    Шпаргалка >> История
    ... тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Кыргызстана. Это был Тюркский каганат, просуществовавший ... 2 каганата - Восточный и Западный. Последующий этап истории Кыргызстана связан с Западно-тюркским каганатом. Массовое ...
  3. История Узбекистана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... усилия, предпринимавшиеся верховными правителями. Политическая история Хивинского ханства заполнена многочисленными завоевательными ... структур и укрепление сотрудничества в приграничных районах Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (Ошский узел)», создан ...
  4. История формирования Синьцзян - Уйгурского автономного района

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Кыргызстана. IV. Материалы исследования: Материалами исследования являются работы п истории, ... территории Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. Литература уйгуров нам неизвестна ... представителей уйгур живущих на территории Кыргызстана. 1. А. И. Нарынбаев – ...
  5. История государства и права Беларуси как наука и учебная дисциплина

    Реферат >> История
    ... науки и дисциплиныОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИизучалась ... движение, воен­ная история, правовая история и др.); история Беларуси тесно связана ... Арменіі, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекістана, Туркменістана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020289421081543