Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи (араб. معمر القذافي‎‎ [muˈʕamːar alqaðˈðaːfiː], Muʿammar al-Qaḏḏāfī, ливийск. араб....полностью>>
История->Реферат
Учился в Мариямполе в гимназии, с 1920 года в учительской семинарии, откуда был исключён за празднование 1 Мая; экзамены об окончании сдал экстерном. ...полностью>>
История->Биография
В 1712 году был отправлен за границу для обучения. Исполнял обязанности посла в Берлине в 1722 году. При Анне Иоанновне сенатор, надзирал за Монетным ...полностью>>
История->Реферат
С 1911 года - активист нелегальных социал-демократических ячеек. В 1913 году официально вступил в РСДРП(б). С 1914 года, во время первой мировой войны...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

До 70-х годов Кыргызстан занимал первое место в СССР по урожайности сахарной свеклы. Свекловодство было основой сельского хозяйства восьми районов Чуй-ской долины. Среднегодовое производство ее составляло 1,7—1,8 млн. т, урожайность — 360—380 ц/га. В отрасли были заняты тысячи знающих свое дело людей. Но ведущая в Чуйской долине отрасль из высокорентабельной в 60—70-е годы к 80-м годам превратилась в убыточную из-за игнорирования руководством научных основ ведения свекловодства. Несмотря на неоднократные заключения специалистов — ученых Всесоюзного института свекловодства, предлагавших сократить посевы сахарной свеклы (в связи с поражениями свекловичных площадей корневыми гни-лями), они не только не сокращались, а росли. Волевые решения, направленные на расширение площадей (поскольку урожаи снижались, а планы заготовок оставались прежними), привели к тому, что были отброшены разработанные в свое время схемы севооборотов. То же самое было и с производством хлопка: посевы хлопчатника в севооборотах достигали 40%, а урожайность постоянно снижалась. С 1975 г. ЦК Компартии Киргизии и правительство республики неоднократно обращались в ЦК КПСС и союзное правительство с просьбой изменить специализацию в растениеводстве, заменить производство сахарной свеклы и частично хлопка производством других видов продукции, в частности, семян люцерны, сахарной свеклы, табачного листа. Только через три года эти просьбы были удовлетворены. Изменения в специализации растениеводства республики способствовали увеличению поставок в общесоюзный фонд семян названных культур и табачного листа, что позволило обеспечить северные районы страны этими семенами, а также поднять экономику республики. Большим тормозом в повышении эффективности сельскохозяйственного производства являлся увеличивающийся из года в год административно-управленческий аппарат. В общесоюзном разделении труда Кыргызстан традиционно выступал как крупный по своему значению район производства продукции животноводства. Ведущую роль в животноводстве республики играло овцеводство, дававшее 34% всех доходов колхозов и совхозов. Кыргызстан занимал третье место в СССР по абсолютным показателям производства продукции овцеводства (уступая только РСФСР и Казахстану), а в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий — первое. Увеличение производства продукции животноводства достигалось в основном за счет экстенсивных факторов, главным из которых был необоснованный рост поголовья общественного стада без учета возможностей естественных пастбищ и полевого кормопроизводства. Плотность скота, возросшая за этот период в 1,9 раза, хотя и стабилизировалась, но уже предопределила деградирование пастбищных угодий. Около 60% их практически стали малопригодными, а на достаточно продуктивных урожайность травостоев понизилась в 2 раза. Овцеводство, определяющее экономику большинства колхозов и совхозов республики, особенно горных районов, где на его долю приходилось 90% доходов, постепенно снижало доходность. Рентабельность этой доходной в прошлом отрасли в одиннадцатой пятилетке составила 7,9%, а в 1985 г. овцеводство впервые стало убыточным. Несмотря на это, в перспективе предусматривалось дальнейшее ускоренное развитие тонкорунного и полутонкорунного овцеводства. Для выполнения этих заданий необходимо было удвоить капиталовложения в отрасль. Но этого сделано не было. Более того, не были выполнены планы по строительству животноводческих помещений, существенному повышению уровня кормопроизводства и т. д. Все это предопределило дальнейшую деградацию определяющей отрасли животноводства республики.

59. Застойные явления в различных сферах жизни республики, их сущность и причины. 70- е первая половина 80- х гг. XX в.

История последующего периода показала, что выдвинутые задачи «развернутого строительства коммунизма» не могли иметь практического решения.

Курс на реформы утратил в начале 60-х годов динамизм и былую притягательную силу. Общество, нуждающееся в реформах, не знало, как к ним подойти, его все более обескураживала несуразность многих из них. Поэтому устранение Н. С. Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР на октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС было встречено в массах с безразличием, а некоторыми — с облегчением, так как это связывалось с надеждой на большую стабильность и упорядоченность, на подъем народного хозяйства. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев, Председателем Совета Министров назначен А. Н. Косыгин. Как и во всей стране, в Кыргызстане были объединены промышленные и сельские партийные организации и советские органы, упразднены зональные промышленно-производственные управления и восстановлены районные комитеты партии. Однако восстановление территориально-производственного принципа построения партийных органов не исключало возможности администрирования, вмешательства их в дела хозяйственных и советских органов. Обновления функций райкомов не произошло, хотя об этом немало говорилось и на мартовском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС, и на XXIII съезде партии. Они были восстановлены в привычном виде, с традиционными методами и формами работы как важнейший элемент административно-командной системы. Структура парторганизаций Кыргызстана приспосабливалась к выполнению спускаемых сверху волевых решений и указаний. Штатный партаппарат областных, районных комитетов и ЦК Компартии Киргизии резко вырос. Производственно-отраслевая организация и специализация партаппарата усиливали его нацеленность на дублирование советских и хозяйственных органов, на технократический подход и административно-нажимные методы. Меры по «совершенствованию стиля работы» партийных комитетов, принимавшиеся в 70—80-е годы, не затрагивали основ административно-командной системы, поэтому многие ее изъяны не только не были преодолены, но в условиях Кыргызстана даже усиливались. Слепая вера в универсальную эффективность жесткой централизации, опора на устоявшиеся организационно-структурные стереотипы усугублялись трайбализмом, проявляющимся в расстановке и выдвижении руководящих работников. Как и четверть века назад, выход был найден в смене руководства, а не в ликвидации устоявшейся системы. 2 ноября 1985 г. Т. У. Усубалиев был освобожден от обязанностей первого секретаря ЦК Компартии Киргизии. Его место занял А. М. Масалиев — инспектор ЦК КПСС. Достигнутые к 60-м годам показатели экономического развития страны свидетельствуют, что в СССР в целом определяющая общенациональная задача построения индустриального общества была решена. Реальной стала перспектива дальнейшего поступательного развития к научно-индустриальному (постиндустриальному) обществу. Но это была лишь теоретическая возможность, ибо реализовать ее в рамках устоявшихся социально-экономических отношений, идеологических ориентиров и политических структур было невозможно. Для нового витка общественного прогресса требовалось радикальное обновление общественных отношений. Следует отметить, что еще не все возможности развития страны были исчерпаны, страна могла еще продвигаться вперед. Это объяснялось тем, что индустриализация отдельных регионов и отраслей проходила неравномерно и во многих из них все еще продолжалась. Перспектива застоя и кризиса была осязаема уже в первой половине 60-х годов, когда даже по официальной статистике среднегодовые темпы прироста национального дохода сократились с 10,2% в 50-е годы до 6,5%, а темпы роста производительности труда — с 8 до 6%. Очевидные тревожные симптомы видело и руководство страны. В начале 60-х годов были приняты меры «по совершенствованию руководства хозяйством», но они касались лишь отдельных сторон самого аппарата администрирования и ожидаемых результатов не принесли. Несовершенство методов управления, планирования и экономического стимулирования производства, всего механизма хозяйствования становилось все более очевидным. Реформа, хотя и поверхностная, все же содействовала повышению темпов развития. Восьмая пятилетка (1966— 1970 гг.) стала лучшей по экономическим показателям. Но вслед за первым шагом не последовало других необходимых и более радикальных изменений. Попытка осуществить глубокие качественные преобразования экономики, не выходя за пределы собственно экономической сферы, оставляя в неприкосновенности политическую систему, социальную и идеологическую, не удалась. Все более расширявшийся бюрократический аппарат управления обесценил реформу, сохранив старые методы материально-технического обеспечения и вертикальную ведомственную подчиненность. Экономика Кыргызстана во второй половине 60-х — первой половине 80-х годов развивалась как органическая составная часть народнохозяйственного комплекса страны. Основу ее составляла многоотраслевая, нацеленная на удовлетворение потребностей Союза в целом промышленность, на долю которой к концу данного периода приходилось 60% совокупного общественного продукта и более половины национального дохода республики. Большие возможности в развитии индустриального и аграрного секторов экономики республики использовались недостаточно эффективно. Результатом и непосредственным проявлением негативных и застойных процессов стало прогрессирующее понижение показателей развития народного хозяйства республики. Среднегодовые темпы роста произведенного национального дохода снижались, систематически снижалась фондоотдача, хотя фондовооруженность труда возрастала. За 1975—1985 гг. основные производственные фонды в народном хозяйстве республики увеличились на 85%, валовой же общественный продукт—на 51, а произведенный национальный доход—на 53%. За этот же период производство промышленной продукции возросло на 60%, а валовой продукции сельского хозяйства — на 18%. Падала рентабельность производства. Несмотря на достигнутые в 70—80-е годы определенные успехи, для прироста производства требовалось все большее дополнительное вовлечение материальных, природных и трудовых ресурсов. В итоге снижалась эффективность производства, развитие экономики вступало все в большее противоречие с социальной политикой -— с осуществлением провозглашенной задачи — наиболее полного удовлетворения потребностей людей с целью их всестороннего и гармоничного развития.

60. Демократизация общественной жизни в Кыргызстане.

Одной из главных черт развития суверенной Кыргызской Республики стал неизменный курс на демократизацию общественной жизни. Это прежде всего стремление к оптимальному разграничению функций государства и гражданского общества, построению новых производственных, общественных отношений, чтобы наиболее эффективно совместить личный интерес с коллективным, коллективный — с государственным, интересы представителей разных наций, живущих в стране, — с интересами «общего дома всех кыргызстанцев», интересы политических партий и движений — с интересами всего общества. Принципы, установленные « реализуемые в общественной практике, — экономическая свобода, политический плюра-изм духовная общность и нравственный гуманизм — способствуют выбору человеком своего места в жизни, служат гарантией его безопасной и социально значимой жизнедеятельности. И хотя до полного обеспечения названных условий еще далеко, государственная политика явно повернулась лицом к человеку, что подтверждается принятыми законами и реализуемыми решениями. Суверенный Кыргызстан с момента обретения независимости провозгласил ориентацию государственной политики на демократизацию общественной жизни. Однако в первые 2—3 года процесс демократизации страдал «детской болезнью». Эйфория от ложно понимаемой демократизации приводила порой к абсурду, ко вседозволенности. Проявлением ложной демократизации стало, в частности, превращение определенными кругами политики в политиканство, что отвлекало интеллектуальный потенциал, нравственные, духовные силы и энергию людей от реальных направлений по демократизации общества. Пренебрежение принципами демократии обусловливало несовершенство разработки законодательных нормативных документов, нарушения в осуществлении самого процесса демократизации. Несмотря на такие издержки, определенные успехи демократизации налицо. Первым истинно демократическим шагом был осознанный обществом отказ от монополии коммунистической идеологии и тоталитарного режима. Вторым — выбор пути мирного радикального обновления общественного устройства и стремление сохранить гражданское согласие. Третьим — утверждение идеологической и политической свободы и политического плюрализма в общественно-политической жизни. Четвертым — переход к многоукладным и рыночным отношениям в экономике. Пятым — обеспечение свободы информации. Шестым — движение к открытости общества.

61. Экономика Кыргызстана в условиях перестройки. 1985-1991 гг.

Горбачев и его сторонники не стремились к смене общественно-политического строя, считая, что социализм в СССР вполне жизнеспособен. Однако они понимали, что «так жить нельзя». Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественной жизни страны были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его двигателем виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение экономики и активизация «человеческого фактора».Таким образом, комплекс преобразований касался лишь сферы экономики, где острее всего чувствовались признаки кризиса советской системы. Именно на решение экономических задач были нацелены меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров. Как и все региональные звенья КПСС, партийная организация Кыргызстана как всегда решительно поддерживала и последнюю реформу партии — «перестройку», начатую сверху. В республике была разработана Генеральная схема управления народным хозяйством, согласно которой укреплялись действующие и создавались новые торгово-промышленные, проектно-промышленно-строительные и другие организации, углублялись специализация и кооперация, пересматривались организационные структуры бюрократического аппарата, который подлежал резкому сокращению. Принимались меры по внедрению хозрасчета, экономических методов управления в народное хозяйство. Был объявлен экономический всеобуч. Коммунисты и руководители трудовых коллективов всех звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого социализма» к изучению основ экономических знаний, хозяйственного расчета и самофинансирования. В ходе перестройки Кыргызстан избрал ряд приоритетных направлений: оздоровление политической и нравственной атмосферы, развитие демократизации и гласности во всех сферах жизни, улучшение работы с кадрами, преодоление снижения темпов развития экономики, ускоренное решение социальных проблем, укрепление законности и правопорядка, проведение реформ народного образования, Развитие науки, культуры, здравоохранения и др. Благодаря ряду экономических преобразований в Кыргызстане удалось на время приостановить снижение темпов роста производительности труда, наметить сдвиг в структурной и инвестиционной политике, совершить поворот к социальной ориентации производства. Заметно росли капиталовложения в строительство жилья, увеличивались реальные доходы населения.

Так, в 1988 г. среднегодовой темп прироста произведенного национального дохода составлял 5,9% вместо 4,3% в 1981—1985 гг. По сравнению с 1985 г. продукции промышленности произведено больше на 13,6%, сельского хозяйства— на 14%, а производительность труда была выше в промышленности на 11,5, в сельском хозяйстве—на 16, в строительстве — на 13%, т. е. значительно больше, чем в 1981—1986 гг. Однако в экономике республики возникло множество проблем. Главной из них стала несбалансированность потребительского рынка, которая привела к повышенному, иногда ажиотажному, спросу на продукты питания, одежду, обувь, бытовую технику. С началом перехода к региональной хозяйственной самостоятельности, хозрасчету начались нарушения договорной дисциплины по поставкам продукции. От этого начала страдать прежде всего металлообрабатывающая промышленность Кыргызстана, ориентированная на привозное сырье и детали. В свою очередь кыргызстанцы стали часто «забывать» свою «инициативу», гремевшую на всю страну: «Все поставки братским республикам в срок и с отличным качеством!». В 1988 г. 15% промышленных объединений и предприятий нарушили договорную дисциплину по поставкам. В сельском хозяйстве труд, основанный на личной заинтересованности, доказал свою эффективность. В 1988 г. личное и подсобное хозяйство населения, во владении которого находилось 35,8%) поголовья крупного рогатого скота республики, 16,6% поголовья овец и коз, давали 33,2% произведенного в Кыргызстане мяса и 45% молока. Однако аренда и кооперация в сельском хозяйстве внедрялись медленно и болезненно, с трудом преодолевая бюрократические рогатки и комплексы массовой психологии. В 1989 г. начался кризис «перестройки». После непродолжительного подъема наступил экономический кризис, имеющий тенденцию к углублению. В декабре 1989 г. началось устойчивое снижение объемов промышленного производства, которое продолжалось весь 1990 г. и ускорилось в 1991 г. Каждое четвертое предприятие не выполняло договорные обязательства.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана. Шелковый путь Кыргызстана

    Реферат >> История
    ... Великий Шелковый путьИстория Кыргызстана. Шелковый путь Кыргызстана В исторической судьбе ... обширной сокровищницы человеческой истории. Трансконтинентальные контакты ... устойчивость развития". И.Каримов. В истории человеческой цивилизации есть немало примеров ...
  2. Шпаргалка по Истории Кыргызстана

    Шпаргалка >> История
    ... тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Кыргызстана. Это был Тюркский каганат, просуществовавший ... 2 каганата - Восточный и Западный. Последующий этап истории Кыргызстана связан с Западно-тюркским каганатом. Массовое ...
  3. История Узбекистана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... усилия, предпринимавшиеся верховными правителями. Политическая история Хивинского ханства заполнена многочисленными завоевательными ... структур и укрепление сотрудничества в приграничных районах Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (Ошский узел)», создан ...
  4. История формирования Синьцзян - Уйгурского автономного района

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Кыргызстана. IV. Материалы исследования: Материалами исследования являются работы п истории, ... территории Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. Литература уйгуров нам неизвестна ... представителей уйгур живущих на территории Кыргызстана. 1. А. И. Нарынбаев – ...
  5. История государства и права Беларуси как наука и учебная дисциплина

    Реферат >> История
    ... науки и дисциплиныОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИизучалась ... движение, воен­ная история, правовая история и др.); история Беларуси тесно связана ... Арменіі, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекістана, Туркменістана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00730299949646