Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
•  адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных вид...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность исследования. Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию де...полностью>>
Психология->Реферат
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания...полностью>>
Психология->Реферат
Для поддержания своей жизнеспособности человеку в каждый момент времени необходима определенная степень пластичности психики, способствующий разрешени...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

- методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это - самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение (в основном - проксемическая оценка, т.е. выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица) и паралингвистические параметры. Среди недостатков - неразработанность и узость даваемой информации;

- методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;

- диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы - "Калифорнийский психологический опросник личности" и методику Т. Лири. К сожалению, "...остается неясным, как соотносить разные уровни между собой..." [7, с. 190], - это авторское замечание касается последней методики. Т.о., детальный анализ не может дать синтезированного целостного образа картины межличностных отношений;

- методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик - проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются "большим удельным весом" субъективизма в интерпретации данных.

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Использование диагностических методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий:

- методики должны использоваться в комплексе (не менее трех-четырех), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Использование методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или специально созданных проблемных ситуациях (к примеру, как себя дети поведут при самостоятельном распределении коробки конфет);

- диагностику лучше проводить в помещении, где ничто не отвлекает ребенка от решения предложенной задачи (например, в игровой или комнате для проведения подготовительных занятий к школе); присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений;

- все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым;

- диагностическое обследование должно проводиться в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы, при этом недопустимы какие-либо адресованные в сторону ребенка оценки, порицания или поощрения;

- результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются ребенку и его родителям.

Традиционно для исследования межличностных отношений внутри малой группы используется метод социометрии. Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг, товарищ и “metrum” – измерение, мера. Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий.

Целями применения социометрической процедуры являются:

  • измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

  • выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования;

  • обнаружение внутригрупповых “союзов”.

Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены недавно возникшей группы достаточно хорошо узнали друг друга.

3.2 Изучение межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ)

Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, ТАТ) – проективная методика исследования личности. Одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана Х. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной под именем Г. Мюррея, который внес весомый в клад в ее разработку. Стимульный материал ТАТ – стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой исследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Возможно использование сокращенных наборов специально подобранных картин. Обычно обследование проводится по 2 этапа, по 10 картин за 1 сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день. Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится.

Существуют различные подходы к анализу и интерпретации данных. Существует множество модификаций ТАТ (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возраста и др.), а также основанные на тех же исходных принципах методик, которые могут считаться оригинальными. В отечественных исследованиях ТАТ впервые был использован в начале 60 гг. в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева для выявления значимых, прежде всего патогенных, отношений личности, дифференциальной диагностики неврозов, психозов и пограничных состояний. Позднее ТАТ начинают применять в общепсихологических исследованиях.[8, c. 234]

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) – это более компактный модифицированный вариант тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Он отнимает меньше времени на обследование и более приспособлен к условиям работы практического психолога. И главное – для него разработан новый стимульный материал. Тест разработала Л.Н. Собчик.

Отличие этого метода в том, что стимульный материал еще менее структурирован по сравнению с ТАТ. Здесь отсутствует налет эпохи, культурно-этнических признаков, имеющих социальное значение оттенков, которые отчетливо просматриваются в ТАТ.

По сравнению с ТАТ, рисованный апперцептивный тест обладает, быть может, не столь широким спектром исследовательских возможностей. В то же время, в силу большей лаконичности и простоты методика нашла применение при обследовании школьников и молодежи в контексте профориентационных проблем, в семейном консультировании, в социально-психологической помощи пресуицидентам, при изучении производственных, спортивных и военизированных коллективов, в также в клинике неврозов.

В каждой картинке представлен вариант межличностного отношения, а возможно и межличностный конфликт, который испытуемый интерпретирует исходя из собственного опыта межличностных отношений. В связи с этим психологическое исследование с использованием РАТ более целенаправленному подбору психокоррекционного подхода не только с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испытуемого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-культурному уровню личности консультируемого человека. Тематика сюжета картинок связывается со следующими тенденциями. Доминантность – стремление оказать влияние на людей, руководить ими. Агрессия – стремление побороть противника, изгнать или унизить его. Отвержение – стремление порвать отношения, грубость, неуступчивость. Автономия – тенденция к избеганию любых ограничений, индивидуализм. Приспособление – пассивная подчиняемость внешним силам, застенчивость. Почтительность – стремление подчиняться сильной личности, восхищаться ею. Успех – стремление к быстрому достижению цели. Желание быть в центре – стремление производить впечатление на окружающих. Игра – оптимизм, активность, беззаботность, и безответственность. Эгоизм – забота о личном успехе, болезненное самолюбие. Социабельность – уважение к мнению окружающих, забота о других, альтруизм. Поиск покровителя – потребность в советах, в мягком обращении, неуверенность в себе и в своих перспективах. Помощь другим – выраженное чувство жалости к другим, забота о детях, желание помочь, успокоить. Избегание наказания – стремление к подавлению своих непосредственных порывов, к поведению воспитанного человека. Самозащита – защита своих прав, поиск виновных среди окружающих. Порядок – стремление к чистоте, повышенная аккуратность.

Испытуемому дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены ответы на следующие вопросы:

- Что происходит в данный момент?

- Кто эти люди?

- О чем они думают и что они чувствуют?

- Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнений, занятиях йогой (приложение А) [42, c. 3].

3.3 Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ)

Исследование по изучению межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух частей. В первой части исследовании участвовали нормально развивающиеся дети дошкольного возраста и дошкольники с интеллектуальной недостаточностью по 20 человек в каждой группе. Во второй части исследовании участвовали дети младшего и старшего школьного возрастов по 10 человек в каждой группе. Всего выборка составила 60 детей. Исследование проводилось 2 года. Базами для проведения исследования были выбраны - детское дошкольное учреждение № 237 г. Минска, специальное дошкольное учреждение № 235 и вспомогательная школа-интернат № 11.

В первый год исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, как в детском дошкольном учреждении, так и в специальном дошкольном учреждении в исследовании принимали участие 20 детей. Нами были поставлены задачи по выделению возрастных закономерностей и определению особенностей формирования межличностных отношений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ полученных данных по методике РАТ в основном проводится на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, позволяющих оценить наличие внутреннего и внешнего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности. Нами рассматривались соответствующие и несоответствующие ответы на содержание изображенного на картинках (приложение В). Соотнесение количественных данных представлено на диаграмме (рисунок 1).



Рисунок 1 – диаграмма соотношения соответствующих и несоответствующих ответов по методике (%)

Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерно значительно количество несоответствующих ответов - 47% (26% - N) при этом ответов в виде защитных реакций, частичных и полных отказов отвечать - 33% (12% - N).

У дошкольников с нормальным развитием практически на всех рисунках в качестве героев выступают взрослые люди (80%); у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается такая тенденция (75%).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция

    Книга >> Психология
    ... родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка, приводящие к формированию у него ... . ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ДЕТИ Межличностные отношения на протяжении дошкольного возраста претерпевают существенные и закономерные изменения. ...
  2. Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... общих закономерностей нормального ... формировании личности в онтогенезе ... анализ ... интеллектуальной недостаточностью ... формированию социально зрелых межличностных отношений. А в связи с своеобразием психического и интеллектуального развития слабослышащих детей ...
  3. Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... онтогенеза ... детей к анализу ... закономерно ... формированию социальной адаптации возросли показатели развития личностных особенностей детей 3-4 лет и межличностных отношений ... развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - ...
  4. Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... процесс формирования межличностных отношений в ... онтогенеза ... поведение закономерно переходит ... , интеллектуальной недостаточности и ... детей имеет среднюю и высокую выраженность сформированность нравственных норм в межличностных отношениях. После анализа ...
  5. Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... межличностные отношения в коллективе младших школьников, имеющих интеллектуальное недоразвитие. 2. Установлены особенности и закономерности межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием. Выявлена такая закономерность межличностных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0072450637817383