Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитие...полностью>>
Философия->Реферат
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, ...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Платон – крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли практически все сочинения. Его концепция получила название – теория идей. П...полностью>>
Философия->Реферат
История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков про­буждают историческую память, формируют но­вое гражданское сознан...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский Государственный Университет Путей Сообщения

(МГУПС МИИТ)

Институт управления и информационных технологий

(ИУИТ)

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

Тема: “Философия Древнего Китая”



Выполнил: студент группы УИС-211

Ломакина О.В.

Проверил : Васильева Л.Н

Москва

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………….....2

Философия Древнего Китая……………………………………..2

Особенности развития философии в Китае…………………….2

Проблемы человека и возникновения окружающего мира

в китайской философии и мифологии……………………………4

Основные философские учения Китая………………………7

Даосизм………………………………………………………………...7

Конфуцианство………………………………………………………..9

Легизм…………………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………….14

Список используемой литературы………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ

Кита́йская филосо́фия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры. Древнекитайское государство представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная аристократия, за аристократами находились простолюдины.

Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам. По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.

В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее. Это следующие первоначала:

Вода

Огонь

Дерево

Металл

Земля

В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди.

В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.

Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

даосизм;

конфуцианство;

легизм.

Меньшее распространение получили:

моизм;

натурфилософия;

номинализм.

После проникновения в Китай буддизма ( III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

• неодаосизм;

• неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

• христианской религии;

• марксизма;

• ведущих европейских философов;

• американской философии прагматизма.

Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии.

Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, но он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:

Цзин,

Ци,

Шэнь.

Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;

• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

• ян — мужская сексуальная энергия;

• инь — женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков;

• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;

• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Древнекитайская культура дает философски- мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;

• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;

• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия Древнего Китая (5)

    Книга >> Философия
    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является ... источником дальнейшего ее развития. Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику ...
  2. Философия Древнего Китая (8)

    Реферат >> Философия
    ... были господствующей верой Китая. И в этом смысле философия Древнего Китая является уникальной. Древняя китайская философия весьма специфична ...
  3. Философия Древнего Китая (7)

    Реферат >> Философия
    ... памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Китай — страна древней цивилизации ...
  4. Философия Древнего Китая (3)

    Реферат >> Философия
    ... исключением в этом отношении и история древнекитайской философии. Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта ... что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, ...
  5. Философия Древнего Китая (10)

    Реферат >> Социология
    ... и по сей день. І. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Особенности развития философии в Китае. В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019290447235107