Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Контрольная работа
Ла П’єр з двома китайськими студентами відвідали 252 готелі і скрізь (за вийнятком одного) отримали згоду бути добре обслуженими. Через півроку Ла П’є...полностью>>
Социология->Реферат
В настоящее время в Российской Федерации провозглашен курс на модернизацию страны. Чтобы изменения и реформы были успешными необходимо знать, что уже ...полностью>>
Социология->Лекция
Людина... Хто вона така? На перший погляд це питання зовсім просте. Хто ж не знає, хто така людина? Адже на рівні здорового глузду кожен з нас впевнен...полностью>>
Социология->Доклад
Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

относится к старости, определя­ются и решаются соответствующие социально-

медицинские проблемы.

Есть две основных традиции отношения общества к ста­рости. Первая насчитывает

около 30 тысяч лет — автор называет ее древнеегипетской традицией. Старость

называется «самым почетным положением человека среди других людей», «по­жилой

человек единственный из людей, кто близок к богам», «старость — счастливое и

безмятежное состояние человека» и т. д.

Другая традиция насчитывает 3 тысячи лет — автор называет ее спартанской

традицией. В Спарте говорили: «Лучше быть без­домной собакой, чем стариком»:

немощных (бесполезных) ста­риков в Спарте сбрасывали со скалы в пропасть,

причем, ста­рик-спартанец воспринимал такой конец жизни как естествен­ный [6,

с.105].

До сих пор в положении престарелых граждан в разных стра­нах («благополучных»

и «неблагополучных») можно разгля­деть или древнеегипетскую, или спартанскую

модели. Что же представляет собой старость как явление? Прежде всего, каж­дый

пожилой человек обременен массой так называемых хро­нических болезней (в

среднем 9—13). Они появляются, как только человек начинает стареть и болеет

от 20 до 30 лет. Пато­логоанатомы хорошо знают, что пожилые люди не умирают

от своих хронических заболеваний, даже если это гипертоничес­кая болезнь,

ишемическая болезнь сердца или язвенная болезнь (от них умирают чаще всего в

возрасте от 40 до 50 лет). Вы­дающийся русский патологоанатом И.В.

Давыдовский вообще предлагал видеть во всех хронических заболеваниях,

сопровож­дающих старение, его признаки. Но это потребовало бы и осо­бого

практического подхода к старикам. Однако хронически больные пожилые люди

продолжают сидеть в очередях в поли­клиниках, и каждая вторая-третья койка в

больницах также занята ими. Врачи чаще всего относятся к ним «по-

спартанс­ки», особенно в современной России, когда денег не хватает ни на

содержание больного в отделении, ни на лекарство (оплата медперсонала в нашей

стране ниже, чем в слаборазвитых стра­нах «третьего мира»).

Особое положение престарелого человека в жизни состоит в том, что он «близок

к богам». Сущностная черта пожилого человека состоит в том, что он все полнее

оказывается перед лицом смерти.

Специальные исследования подтверждают, что мысли о скорой и неизбежной смерти

так или иначе присутствуют в созна­нии каждого, кому за 60, как сверхценные

переживания. Это объясняется тем, что с возрастом соответствующим образом

изменяется психологическая защита человека, с которой он рождается и в

программу которой входит и сознание собствен­ной смерти. Психологическая

защита помогает смертнику и неизлечимому больному справляться с мыслями о

неизбежной смерти, которые поэтому никогда не доходят до сверхценных

переживаний. Автор касается здесь, разумеется, тех случаев, когда «мысли о

смерти» являются симптомами психической патологии (психотические депрессии,

суицидальные установ­ки, бред и др.).

Долголетие и психическое здоровье. За крайне редким исключением, каждый

долгожитель стра­дает рядом хронических соматических заболеваний

(сердечно­сосудистых, желудочно-кишечных, гинекологических, уроло­гических,

заболеваниями опорно-двигательного аппарата и др.). Если оставить в стороне

заболевания, связанные с цент­ральной нервной системой, то уже этого

достаточно, чтобы при­числить большинство престарелых людей к категории

«погра­ничных» больных. Из этого следует, что они нуждаются в на­блюдении и

лечебной коррекции у психиатра или психотера­певта. Психоделическая

психотерапия — это «моральная» под­готовка пожилого человека к смерти, это

тоже пока что раздел психиатрии. Дело в том, что даже одно хроническое

заболева­ние (неважно, в каком возрасте оно приобретается) приводит к так

называемым «неврозоподобным состояниям» [11, с.107] и к болезнен­ной

деформации характера, вплоть до психопатии. Эти явле­ния старости изучает

особый раздел геронтологии.

Особое место занимают и проблемы гериатрии (занима­ющейся психическими

заболеваниями позднего возраста), хотя провести четкую грань между

геронтологией и гериатрией не­возможно.

Каждый пожилой человек проживает непростую жизнь (трудно представить

человека, который дожил бы до 60 лет, не испытав ни страданий, ни стрессов).

Однако в особенно тяж­ком положении находятся пожилые люди в современной

Рос­сии, пережившие целый ряд глобальных социальных катаклиз­мов. Самое

страшное для человека (после утраты иллюзий юно­сти) — пережить крах всех

своих внутренних ценностей, поте­рять все то, на что ориентировался.

Ценностно переориентиро­ваться, то есть принять ценности капиталистического

мира, по­жилые люди не могут. Таким образом, они представляют со­бой огромную

армию социопатов.

Характер пожилого человека деформируется уже в силу ста­рения. Эта деформация

представляет собой достаточно слож­ный процесс (как человек жил, так он и

стареет). До поры до времени все работающие (неважно, в какой области

социаль­ной занятости) сохраняют черты характера, имеющие наслед­ственное

происхождение. С возрастом появляется профессио­нальная деформация характера,

так называемая акцентуация определенных черт характера - мнительности,

вспыльчивости, ранимости, тревожно­сти, педантичности, обидчивости,

эмоциональной лабильности, истеричности, замкнутости, истощаемости,

придирчивости, несправедливых оценок своих поступков и поступков окружа­ющих,

реактивный регресс умственных способностей, стерео­типно повторяющийся в

«ранимых ситуациях», и т.п.

А если пожилому человеку пришлось еще похоронить род­ных и близких, в

особенности своих детей или супруга, вряд ли его психика и характер могут

остаться «нормальными». Осо­бое место, безусловно, занимает проблема одинокой

старости. Изменение в психике одиноких людей не укладывается ни в какие

синдромы, по причине уникальности и полиморфности своей в каждом конкретном

случае. И тем не менее, ни «клинической», ни «геронтологической», ни

«социальной» нормой состояние одиноких стариков назвать нельзя.

Здесь следует назвать еще две категории престарелых граж­дан, каждая из

которых, в силу своих социально-медицинских особенностей, выделяется в особый

ряд [6, с.108]. Во-первых, это состарившиеся инвалиды (получив инвалидность в

молодости или в зрелые годы, тем не менее были ранее хорошо адаптированы:

имели семьи, детей, работу и т.д.). Во-вторых, это лица, получившие

инвалидность в престарелом возрасте. Психика пожилых людей весьма

своеобразна, с набором различных ха­рактерологических, аффективно-

эмоциональных и интеллектуальных особенностей, которые (в зависимости от

специалиста — психиатра, психолога, занимающегося реабилитацией, или

социального медика) не укладываются в существующие профессиональные шаблоны.

Здесь, как нигде, требуется индивидуальный подход.

Долгожитель и его семья. Чтобы понять, как строятся отношения в семьях с

долгожи­телями, следует принять во внимание два основных момента: один —

микро-социальный; другой — индивидуально-психо­логический, или, что почти

одно и то же, медицинский. Пер­вый фактор: долгожитель уже в силу своего

«статуса» (то есть независимо от семьи и ее характеристик) всегда находится в

центре внимания всех членов семьи, то есть является ее «яд­ром» («крепким»

или «мягким» — другой вопрос). Второй фак­тор: для долгожителя «родной» —

очень широкое понятие [6, с.115].

Автор вспоминает, что говорил о себе в старости Л.Н. Толстой: «Для меня нет

уже конкретного человека. Как нет человека «вооб­ще». Каждого я воспринимаю

как близкий и родной мне тип человека, то есть по неким общим, но

существенным именно для данного типа чертам. Поэтому все люди для меня или

чужые, или родные: знакомых, дальних, близких и др. нет» [12, с.23].

Вос­принимая людей как «родные типы», пожилой человек тем самым легко строит

с ними отношения (на выработанных с го­дами стереотипах общения),

адаптируется к ним, включает их в свою эмоциональную память как родных. И

именно поэтому пожилые люди, и особенно долгожители, не хотят и не могут

вступать хотя бы в поверхностные эмоциональные отношения с другими людьми,

которые для них «чужие» — уже по одному своему типологическому статусу. Есть

и другая сторона этой проблемы: дожив до определенного возраста, родные

становят­ся для пожилых людей «чужими», ибо на первый план выс­тупают именно

те «существенно общие» типологические чер­ты, на которые только и

ориентируется пожилой человек.

Выше автором говорилось, что долгожитель, если он проживает в семье, обычно

является ее «ядром». Этот тот центр (независи­мо, в каком психическом и

физическом состоянии находится долгожитель), к которому стекаются все «токи»

и «силы» се­мьи. Вот поэтому, когда долгожитель умирает, семья сироте­ет, и

кажется, что «сиротеет все вокруг». Явля­ясь «ядром» семьи, долгожитель

оказывается источником мо­рального климата в семье: ее лада и разлада. Как

показывают исследования семей, в которых проживает долгожитель, они или очень

слаженные (несмотря на стесненность в жилье, фи­нансовые трудности, болезни

членов семьи, на их возрастной, по степени родства, или половой состав и

другие объективные факторы), или, наоборот, это семьи, в которых «настоящий

ад », тем более «причин» для этого предостаточно, но основной при­чиной

является наличие в семье долгожителя.

Такое положение вещей нельзя объяснить социально — эко­номическими

(материальными) или социально — психологи­ческими (хороший или плохой

характер у долгожителя) фак­торами. Причины гораздо глубже. Только

медицинская гене­тика могла бы объективно интерпретировать кардинальные

пе­ремены в психике долгожителя, о которых писал Л.Толстой и которые

подтверждаются социально-геронтологическими ис­следованиями.

Долгожитель и его семья — одна из актуальнейших проблем и нашего общества в

целом, и социальной медицины в част­ности. Проблема эта кажется не

разрешаемой ни обществен­ными, ни правительственными мерами, направленными на

ук­репление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени —

медицинскими путями. Появившиеся в нашей стра­не хосписы для долгожителей

пока демонстрируют полнейшую беспомощность, поскольку, выражая хорошую идею,

они тре­буют, во-первых, изрядных денег, а во-вторых, иной, чем на Западе,

концепции. В европейских странах, за исключением Италии и Испании, давно

сложилась традиция жить отдельно от родителей. Эта же традиция в США и

Канаде. В Израиле жи­вут и порознь, и как в России, где родители до сих пор

чаще живут с одним из детей, то есть одной семьей. «Свой дом» — понятие

чрезвычайно разное для европейца и для русского: для европейца — это дом, где

родились его дети; для русского (точ­но так же, как для итальянца и испанца)

— это дом, где родил­ся он сам. Хоспис для европейца — нормальное переселение

его родителей в нормальные (хорошо оплачиваемые) условия. Хоспис для нашего

русского современника хуже дома для пре­старелых, ибо это промежуточный перед

кладбищем этап.

В перестроечное время в нашей стране начали появляться всяческие фонды



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

    Курсовая работа >> Социология
    ... осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского ... осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского ...
  2. Технологии социального обслуживания пожилых людей в условиях города

    Дипломная работа >> Социология
    ... социальной технологии 1.1 Актуальность и значимость социального обслуживания пожилых людей 1.2 Социальные проблемы пожилых людей в современном российском обществе 2 Технологии социального обслуживания пожилых ...
  3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому

    Контрольная работа >> Социология
    ... домах-интернатах для престарелых. 5 3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому. 9 Заключение. 12 ... в комплексе.[5] 3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому Пожилые люди, сохранившие частичную способность ...
  4. Социальная защита пожилых людей

    Дипломная работа >> Социология
    ... оказывается в рамках социального обслуживания. Социальное обслуживание регулируется Законом «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов»45. Социальное обслуживание пожилых людей производится в нестационарных ...
  5. Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)

    Дипломная работа >> Социология
    ... основные социальные проблемы пожилых людей 2) выявлены основные формы социального обслуживания пожилых людей 3) проанализирована деятельность центров социального обслуживания ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0051138401031494