Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Контрольная работа
Ла П’єр з двома китайськими студентами відвідали 252 готелі і скрізь (за вийнятком одного) отримали згоду бути добре обслуженими. Через півроку Ла П’є...полностью>>
Социология->Реферат
В настоящее время в Российской Федерации провозглашен курс на модернизацию страны. Чтобы изменения и реформы были успешными необходимо знать, что уже ...полностью>>
Социология->Лекция
Людина... Хто вона така? На перший погляд це питання зовсім просте. Хто ж не знає, хто така людина? Адже на рівні здорового глузду кожен з нас впевнен...полностью>>
Социология->Доклад
Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться одиночеству – значит отодвинуть старость. Старение, как и одиночество, невозможно исключить. Старость сама по себе – есть одиночество. Это дети взрослеют классами, группами, а каждый человек стареет сам по себе, по-своему. При этом старение, как и одиночество, – есть проявление чувств, испытываемых человеком. Это чувство проявляется по-разному – в подчеркнуто шаркающей походке, в одежде, в самоуничижительных замечаниях типа: «Мне противно заглядывать в зеркало, я вижу там старую обезьяну». От самого пожилого человека зависит насколько сильно его захватывает это чувство, насколько сильно он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других человеческих чувств.

Таким образом, мы выделили основные социально-психологические проблемы пожилых людей и рассмотрели их причины. На основании этого внесем их в таблицу и опишем пути их решения (табл. 1.).

Таблица 1. Проблемы, причины и решения социально-психологических проблем пожилых людей

Проблемы Причины Решение

Материальные Небольшие пенсии На уровне государства. Соц. защита, доплаты

Одиночество Нехватка общения, высокая смертность, потеря близких людей Специализированные учреждения

Проблемы здоровья Возраст, несвоевременное лечение, не правильное питание Соц. защита, доплаты, лечебные учреждения. Льготы на лекарства

Изменения в эмоциональной сфере личности Возрастные изменения Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Понижение самооценки и самоуважения Снижение психофизических возможностей Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Ощущение бессодержательности бытия. Ограничения в видах деятельности, желаниях, выход на пенсию, уход из активной жизни Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Осознание неизбежности приближения конца жизни Потеря близких людей, изменение стиля жизни Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Таким образом, отметим, что в теоретической литературе многие авторы отмечают проблемы людей пожилого возраста. В то же время в наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.

Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, характеризующейся высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8 процента), превышающей долю детского населения, а также существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Население Российской Федерации, по крайней мере в прогнозируемом будущем, будет иметь демографическую структуру, вызывающую обоснованную тревогу специалистов в сфере социальной работы.17 И озабоченность эта закономерна, так как граждане пожилого возраста (свыше 40 млн. человек) в первую очередь формируют устойчивый спрос на социальные услуги. И в обозримом будущем он будет возрастать.

Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: 18

– инвалидов пожилого возраста (5,3 млн. человек),

– лиц старше 70 лет (12,5 млн. человек),

– долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше),

– одиноких длительно болеющих пожилых людей,

– пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек).

Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся прерогативой государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень. Если необходимы дополнительные услуги, клиент должен платить или мириться с невозможностью их получения. При этом во многих случаях даже минимальная плата за определенную услугу воспринимается как моральная травма, оскорбление.

Трудно спорить с тем, что государство должно предоставить людям возможность действовать самим и отказаться от практики принятия универсальных, но экономически не обеспеченных правовых норм, связанных с помощью населению, финансируя в то же время конкретные общественные инициативы или проекты.

Практически все страны мира, кроме совсем уж слаборазвитых, где до преклонных лет просто очень сложно дожить, превращаются в «государства стариков». Общая проблема всех стран не обошла стороной и Россию: пожилых людей у нас год от года становится (по сравнению с другими группами населения) все больше и больше. В целом же пенсионеры составляют примерно 27% населения. При этом их число неизбежно станет увеличиваться хотя бы потому, что население в целом стареет. Среди пенсионеров 76% получают свои пенсии именно по старости (еще 3% – военную, 18% – по инвалидности, 2% – по потере кормильца, есть и другие пенсионные пособия).

Во всем мире заботу о пенсионерах берет (потому что и должно брать на себя) государство. Для этого каждый работающий отчисляет процент со своих доходов в Пенсионный фонд. Однако у России и здесь есть фатальные особенности. Работодатели обычно утаивают реальный размер выплат, чтобы уйти от налогов – соответственно отчисления в эти фонды снижаются.

Выходя на пенсию, наши граждане получают 24% от своего прежнего заработка, в то время как в европейских странах – 60%.19

Средний размер пенсий представлен на рис 1.

Рис. 1. Средний размер начисленных пенсий в России

В ряде случаев пенсионное обеспечение не способно удовлетворить прожиточный минимум, установленный в конкретных субъектах Российской Федерации.

В стране 40,6 миллиона пенсионеров и подавляющее большинство из них на протяжении длительного времени оказалось в стороне от активной общественной жизни, в то время, как в других, также считающих себя социальными, государствах человек, ушедший на пенсию, пользуется особым почетом, уважением и защитой государства.

Первоначально в российском (советском) законодательстве отсутствовал институт пенсий по старости, место которых занимали пенсии по инвалидности. В 1921 году рабочим и служащим могли быть назначены пенсии в случае наступления инвалидности, в частности от «старческой дряхлости». При этом требовалось наличие восьмилетнего стажа. А в 1927 году было введено понятие инвалидов по старости. Ими считались трудящиеся, достигшие 50-летнего возраста. Обязательный восьмилетний стаж работы ограждал «круг обеспечиваемых от нетрудовых элементов». На размер пенсии он не влиял, так как в то время размер пенсии по инвалидности в соответствии с принципом замещения заработка в связи с утратой трудоспособности зависел только от среднемесячной зарплаты.20

Важнейшими причинами, детерминирующими необходимость реформирования отечественной пенсионной системы, выступал целый ряд факторов, в том числе: вхождение России (как и многих экономически развитых стран) в неблагоприятный демографический период; обусловленное реалиями последних десятилетий неадекватное социально-экономическое поведение большинства работников, вынужденных задумываться о будущей пенсии только когда остаются считанные годы до выхода на пенсию; «шоковая терапия» и последующая социально-экономическая политика государства, отбросившая за черту бедности миллионы пожилых людей, честно отдавших свои силы и здоровье на благо страны в эпоху СССР.

Поэтому одной из важнейших задач пенсионной реформы выступает доведение размера пенсий до уровня, обеспечивающего достойную старость. Одним из главных критериев при этом выступает коэффициент замещения, отражающий в процентах соотношение между средней пенсией и средней зарплатой в стране. Начиная с девяностых годов прошлого века этот показатель постоянно снижается: если в 2000 г. в России он составлял 38%, то в 2007 г. – уже только 25%. Следовательно, гражданин, выходя на пенсию, может рассчитывать только на четверть от своего прежнего заработка, в то время как в соответствии с международными стандартами «норма» такого соотношения – как минимум 40–45%. В настоящее время в Европе коэффициент замещения составляет 60–70%.

При этом с 1990 г. разрыв между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан России многократно вырос и по последним данным составляет уже 15,3 раза.21 Это лишает государство социальной стабильности, ведет к девальвации понятия справедливости в общественном сознании.

По прогнозам самые тяжелые последствия неадекватности пенсионной системы России требованиям современного социального государства наиболее остро скажутся к 2015 году. Это связано с тем, что население страны стареет. В настоящее время в РФ проживает около 40 миллионов пенсионеров при 142 миллионах населения, то есть 27%. Сегодня на одного пенсионера приходится чуть меньше двух работников. Однако примерно с 2010 г., количество пенсионеров по сравнению с занятым населением будет возрастать, и соотношение работников и пенсионеров грозит к 2020 г. составить 1: 1, то есть, формально говоря, на взносы одного работника придется обеспечивать одного пенсионера. В такой ситуации пенсионная система, построенная в советское время на принципе солидарности поколений, окончательно перестанет работать. Это связано с тем, что ее создатели ориентировались на то, что доля пенсионеров не должна превышать 12% трудоспособного населения, а последнее будет постоянно увеличиваться за счет воспроизводства. Сегодня реальностью становится неспособность работающего поколения «прокормить» всех лиц пенсионного возраста.22

Кроме того, в России самый низкий пенсионный возраст: 55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин. «Традиция» отправлять женщин на пенсию раньше мужчин Россия заимствована у Германии. Канцлер Отто Бисмарк в свое время ввел 5-летний разрыв в пенсионном возрасте для женщин и мужчин в связи с тем, что в среднестатистической немецкой семье муж был на пять лет старше жены. И если бы установили единый пенсионный возраст, то глава семьи отправлялся бы «на отдых» на пять лет раньше своей супруги, которая в результате пять лет содержала бы своего супруга-пенсионера, что, по мнению Бисмарка, полностью подрывало бы германские общественные нормы и традиции. То есть фактически существующая разница в возрасте выхода на пенсию обусловлена не медико-социальными причинами, а германскими традициями ста пятидесятилетней давности.

Особую проблему представляют лица, рожденные до 1967 г. и не вошедшие в новую пенсионную систему, основанную на одновременном существовании страховой распределительной и накопительной частей трудовой пенсии. Именно они (эта цепочка продлится вплоть до 2026 г., когда на пенсию выйдет последнее поколение из этой когорты) будут получать «недостойную» пенсию. В то же время достаточно плачевно выглядят и результаты инвестирования пенсионных накоплений (это более чем 90% граждан 1967 года рождения и моложе, имеющих право на накопительную часть пенсии) за последние три года во Внешэкономбанке. Доходность инвестирования пенсионных накоплений за этот период во Внешэкономбанк составила всего 7,54% годовых. Получается, что инфляция, которая за эти годы не была ниже 9%, «съела» значительную часть пенсионных накоплений. При этом в первом квартале 2007 г. доходность составила 4,6%, а инфляция за этот период – 4,2%.

Вместе с тем частные управляющие компании в среднем смогли принести своим клиентам 20,78% (или 11,78% с учетом инфляции), а негосударственные пенсионные фонды – 16,94% (7,94% с учетом инфляции). Но более 90% будущих пенсионеров предпочитают оставлять деньги в государственном управлении, и, не прибегая к нетривиальным способам, вряд ли возможно изменить данную ситуацию.

Важнейшим нерешенным вопросом в процессе реформирования пенсионной системы остается вопрос «серых» и «черных» схем выплаты заработной платы («конвертируемых» зарплат), то есть их теневой выплаты. Так, в 2005 г. 16% работодателей официально платили своим работникам меньше 800, а еще 40% – менее 2,5 тысяч рублей в месяц. По данным ВЦИОМ (март 2007 г.) 17% россиян получали зарплату неофициально. При этом 13% участников опроса признались, что зарплата «конвертируется» частично, и 4% – полностью. Еще 15% не захотели честно отвечать на этот вопрос. Для вывода зарплат «из тени» становится необходимым использование фискальных, карательных мер и социально-экономических рычагов, их разумного сочетания. Без этого невозможно кардинально улучшить ситуации.23

Ученые и практики предлагают различные варианты действий по улучшению социальной защищенности пожилых людей в современной России. Во-первых, сдерживать рост пенсий. Во-вторых, уменьшить количество пенсионеров, увеличив возраст выхода на пенсию. Снижение размера пенсии и увеличение выхода на пенсию повышает социальную защищенность пенсионера. В-третьих, необходимо найти резервы для увеличения доходов Пенсионного фонда. Однако следует понимать, что простых решений в данной ситуации нет, и российское общество находится только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

    Курсовая работа >> Социология
    ... осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского ... осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского ...
  2. Технологии социального обслуживания пожилых людей в условиях города

    Дипломная работа >> Социология
    ... социальной технологии 1.1 Актуальность и значимость социального обслуживания пожилых людей 1.2 Социальные проблемы пожилых людей в современном российском обществе 2 Технологии социального обслуживания пожилых ...
  3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому

    Контрольная работа >> Социология
    ... домах-интернатах для престарелых. 5 3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому. 9 Заключение. 12 ... в комплексе.[5] 3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому Пожилые люди, сохранившие частичную способность ...
  4. Социальная защита пожилых людей

    Дипломная работа >> Социология
    ... оказывается в рамках социального обслуживания. Социальное обслуживание регулируется Законом «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов»45. Социальное обслуживание пожилых людей производится в нестационарных ...
  5. Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)

    Дипломная работа >> Социология
    ... основные социальные проблемы пожилых людей 2) выявлены основные формы социального обслуживания пожилых людей 3) проанализирована деятельность центров социального обслуживания ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0071520805358887