Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Учебное пособие
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с учебным планом дисциплины «Национальные и федеративные отношения» и предназначены для студенто...полностью>>
Психология->Реферат
В условиях нарастания международных коммуникаций, развития средств массовой информации, роста миграции населения, актуальным является изучение психоло...полностью>>
Психология->Реферат
Щаслива особистість - гуманістична мета освіти й сімейного виховання Попри очевидну актуальність проблематики в науковій літературі не зустрічається є...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Человек ведет социальный образ жизни, т е его невозможно представить вне общества Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение л...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.1.2Аффективная природа психопатологии и катарсис

Термин психоанализ имеет три значения:

1) теория личности и психопатологии, введенная Фрейдом;

2) метод терапии личностных расстройств;

3) метод изучения неосознанных мыслей и желаний индивида.

Всю теорию Фрейда пронизывает такое сочетание терапии с оценкой личности и теорией. При этом, несмотря на многогранность психоаналитического подхода к личности, в основе его лежит небольшое количество исходных концепций и признаков.

Фактически метод психоанализа при лечении психических нарушений впервые применил венский врач Йозеф Брейер. При чем Фрейд признавал его авторство и отрицал свои заслуги на психоаналитическом уровне.

Пациентка доктора Брейера 21 года, в течение двух лет комплексом соматических и психических расстройств. У нее были параличи обеих конечностей с выраженной сенсопатией, расстройства зрения, затруднения в удержании головы, кашель, отвращение к приему пищи. Несмотря на жажду, она не могла пить неделями, нарушение речи, спутанность сознания, провалы в памяти, периоды бреда. В данном случае речь не шла о тяжелом органическом поражении мозга – пациентка была физически здорова, но испытала тяжелые душевные потрясения, у нее после болезни скончался отец.

Было замечено, что во время бреда больная произносила какие-то навязчивые слова, приходящие ей на ум. Брейер запомнил эти слова, а затем в состоянии гипноза повторил их снова, вызывая в памяти больной те же сцены и переживания, к которым они относятся. После нескольких сеансов гипноза больная возвращалась к нормальному состоянию, но вскоре снова появлялись болезненные симптомы, но уже нового содержания.

Но если больная в гипнозе с эмоциями вспоминала события, травмировавшие ее, то связанные с этим симптомы болезни удавалось устранить навсегда. Например, во время приступов жажды, сопровождавшихся отвращением к жидкости, женщина в состоянии гипноза сообщила, что видела, как воду из стакана пьет маленькая отвратительная собачка, но в тот момент сдержала свои эмоции и ничего не сказала. После гипнотического рассказа об увиденном исчезли и жажда и водобоязнь.

После исследования других больных Брейер пришел к выводу, что все симптомы психических нарушений являются «остатками» очень сильных аффективных переживаний, т.е. детерминированны этими сценами.

Анализируя исследования Брейера и собственные наблюдения, Фрейд пришел к лаконичной формуле: психические больные страдают воспоминаниями. Фрейд указывал на важную особенность воспоминаний, способных вызвать нарушения – все они являлись аффективными, т.е. связанными с интенсивными эмоциональными переживаниями. Таким образом, Фрейд перешел к чисто психологической теории психических нарушений.

Большое место при описании психических расстройств и Брейер и Фрейд отводили состояниям сознания. Например, у описанной выше больной наблюдались спутанность мышления, бред, изменение личности, которые чередовались с временной ремиссией. В нормальном состоянии она ничего не знала о травмирующих ее воспоминаниях и могла воспроизвести их только в гипнозе.

Фрейд писал, что если существует два таких особенных и непохожих друг на друга состояния, то должно существовать и две особенные стороны личности, порождающие это состояние. Таким образом, Фрейд пришел к открытию двух важнейших аспектов личности, повлиявших на всю его теорию – сознательного и бессознательного. При этом команды, данные больному в состоянии гипноза он беспрекословно выполнял в сознании, из его следует, что бессознательное играет главенствующую роль и подчиняет себе сознание.

Описанный метод коррекции психологических нарушений Брейер назвал катарсисом. Основным недостатком его, как считал Фрейд, было применение гипноза. Гипноз действует не на всех, поэтому Фрейд решил отказаться от него и стал работать с нормальным состоянием. Фрейд выяснил, что если больной в состоянии транса вспоминает какие-то аффективные переживания, то в нормальном состоянии, если человека успокоить и настойчиво об этом попросить, он также способен сделать это.

Фрейд говорил больным, что они должны произносить вслух то воспоминание, которое придет им в голову, когда он положит руку им на голову. Проведя несколько опытов, Фрейд установил, что неприятные воспоминания еще хранятся в памяти человека, но существует какая-то сила, препятствующая их воспроизведению. Эта сила – сопротивление больного.

На идее сопротивления Фрейд и построил свое понимание психических нарушений. Он считал, что важнейшим условием терапии является уничтожение этого сопротивления. Те силы, которые в свое время переместили воспоминания из сознания в бессознательное Фрейд назвал вытеснением. Таким образом, Фрейд считал, что в бессознательном продолжает жить бессознательное желание, которое в сознании отражается в виде симптома какого-либо психического нарушения.

2.1.3Топографическая модель психики

При дальнейшем анализе Фрейд сформулировал и обосновал теорию, которой пользовался на протяжении всей жизни. Это теория топографической модели личности. Согласно этой теории в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание, подсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из переживаний, ощущений и эмоций, которые индивид осознает в данный момент. Фрейд считал, что сознание - наименее значительная часть психической организации. Кроме того, сознательные процессы осознаются лишь в течение очень короткого времени, а затем перемещаются на другие объекты.

Уровень подсознания или доступная память, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но при желании легко может быть воспроизведен. Фрейд считал, что подсознательное – это тоннель между сознательным и бессознательным.

Бессознательный уровень – самая глубокая и значимая часть человеческого разума. Бессознательное хранит в себе примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подверглись вытеснению. В бессознательном находятся забытые травмы детства, враждебные чувства к родителям, подавленные сексуальные желания, которых человек не осознает. Фрейд считал, что именно бессознательное в основном контролирует поведение человека.

Главная заслуга Фрейда в том, что он рассматривал бессознательное не как гипотетическую абстракцию, а как реальность, которую необходимо исследовать. Влияния бессознательного не могут быть поняты сознанием, т.к. вытесненные туда желания и воспоминания всегда травматичны для личности, вызывают тревогу и страх, поэтому сознание не приемлет их, оказывая сопротивление. При этом неосознанный материал выражается в сознании в виде заместителя, как называл его Фрейд. Это могут быть болезненные симптомы, сны, фантазии, игры или склонности к определенной работе.

Описанная топографическая модель психики использовалась Фрейдом на протяжении ряда лет и позволила достичь значительного прогресса в изучении этиологии психологических нарушений. При всех своих достоинствах она имеет главный недостаток – непонятно почему некоторые события, имеющие аффективное значение для личности остаются в предсознании, а другие вытесняются в область бессознательного и не могут быть воспроизведены.

Примерно в 1920 г. Фрейд несколько изменил свои представления о строении психики и предложил так называемую структурную модель психики, известную по сей день.

2.1.4Структурная модель психики

Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго).

Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, которые находят в нем психическое выражение. Необходимо понять, что только Ид является источником жизненной энергии индивида и одновременно с этим Ид целиком бессознательно. Фактически Ид можно сравнить со свирепым диктатором, который принимает решения, но действует только через посредников.

Ид сохраняет свое значение для индивида на протяжении всей жизни. Оно примитивно и не знает ограничений. Фактически Ид является наиболее древней частью психики, и выражает первичный принцип биологической жизни – редукционную разрядку энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно агрессивными и половыми). Немедленную разрядку напряжения, к которому стремиться человек, Фрейд назвал принципом нирваны.

Когда инстинкты и желания Ид не находят прямого и немедленного удовлетворения, они остаются в бессознательном, но сохраняют свою силу и выражаются в сознании в виде ошибочных действий и психических нарушений.

Ид подчиняется принципу удовольствия, выражаясь в импульсивной, иррациональной и животной манере. Инстинкты Ид не обращают внимания на последствия поведения и самосохранения. Фрейд считал, что раз Ид не принимает осторожности, это может представлять опасность для самого индивида и для общества.

В теории Фрейда Ид – это посредник между соматическими и психическими процессами в организме. Считается, что у человека есть два механизма, через которые Ид избавляет личность от напряжения, это рефлекторные действия и первичные процессы.

Рефлекторные действия – это автоматический ответ Ид на сигналы возбуждения, и немедленно снимает напряжение, вызванное раздражителем. Такие врожденные механизмы – это кашель, когда посторонний предмет попадает в горло, слезы, когда соринка попадает в глаз. При этом не все виды напряжения могут быть редуцированы рефлекторными действиями. Например, половое влечение практически всегда требует прямого удовлетворения.

Когда рефлекторное действие не может немедленно снизить напряжение, то срабатывает другая функция Ид – называемая первичным процессом представления. В этом случае Ид формирует субъективный образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы обнаруживают себя в галлюцинациях, психозах, а также психической деятельности новорожденных младенцев.

Первичные процессы – особая форма человеческих представлений, характеризующих неспособностью подавлять отрицательные импульсы и различать реальность и субъективность. Такое замещение может даже привести к смертельному исходу, если не появятся реальные источники удовлетворения потребности. Поэтому младенец неспособен откладывать удовлетворение своих потребностей, им всегда руководит принцип удовольствия. Постепенно ребенок осознает, что существует еще и внешний мир, с которым приходится считаться. Так появляется вторая структура психики – Эго.

По латыни слово Эго означает «Я». Фактически Эго – это та часть психики, которую мы называем сознанием. Эго принимает решение и осуществляет контроль деятельности. Желания и инстинкты, зарождающиеся в Ид, поступают в Эго и реализуются с учетом ограничений, накладываемых внешним миром.

Фрейд сравнивал Эго с корой дерева. Эго питается за счет Ид и в то же время защищает его. Эго получает свою энергию из Ид, эволюционирует из него, вся структура Эго является продолжением структуры Ид.

Главная функция Эго – накопление жизненного опыта, дифференциация положительных и отрицательных стимулов и перестройка окружающей действительности для нужд индивида. Таким образом, Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивида.

Например, голодный человек в поисках еды должен отличать настоящую пищу от пищи, возникающей в его воображении. Эго заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать и т.д., т.е. выполнять все психические функции. Одновременно Эго использует психические функции в своем стремлении удовлетворять желания и потребности.

Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то основа Эго – это принцип реальности. Цель Эго – сохранить психическое и физическое здоровье организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, и когда условия внешней среды будут соответствующими.

Принцип реальности позволяет обуздать инстинктивные побуждения и не дать им реализоваться немедленно. Постепенно Эго все-таки дает выход грубой энергии, но в рамках социальных норм и ограничений, а также совести индивида. Например, психически здоровый человек в состоянии в состоянии подавить свои сексуальные влечения до тех пор, пока не появится подходящий объект или обстоятельство. В тот момент, когда условия становятся подходящими, Эго как бы выпускает Ид на волю и поведением индивида руководит принцип удовольствия. Принцип реальности определяет степень разумности поведения. В отличии от Ид, Эго может различать реальность и фантазию, меняется в зависимости от опыта человека и участвует в познавательной деятельности человека.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология личности (11)

    Реферат >> Психология
    ... выдви­нуть проблему исследования истории психологии лично­сти, предпосылок и путей развития психологии личности в России в последнее ... категории и методы психологии личности; - определить тенденции развития психологии личности на протяжении последнего ...
  2. Психология личности (13)

    Реферат >> Психология
    Психология личности Содержание Введение. 1. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в ... базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее ...
  3. Психология личности (5)

    Контрольная работа >> Психология
    ... , обслуживающая. Итак, структуру правовой психологии личности составляет многофункциональная (психофизиологическая) структура, ... Макроструктура правовой психологии личности ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Система методов исследования в психологии 1 Общая психология: Учеб. для ...
  4. Психология личности (14)

    Реферат >> Психология
    ... пособие – краткое изложение лекций по психологии личности, читаемых автором студентам, получающим второе ... методы их измерения. Вот почему в психологии личности до сих пор не существует ...
  5. Психология личности (6)

    Учебное пособие >> Психология
    ... культуры МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» (Часть1) для студентов дневного и ... методические материалы по курсу: «Психология личности» входит в число общих гуманитарных ... усвоить специальный курс: «Психология личности» Получить минимум знаний ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019350051879883