Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних Уровень подростковой преступности растет каждый день, что...полностью>>
Психология->Реферат
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть бо...полностью>>
Психология->Реферат
Метод также может рассматриваться в разных смыслах Метод в широком смысле – всякое понятие, регулирующие постановку и осуществление задач, всякое пред...полностью>>
Психология->Реферат
Емоції - це елементарні переживання, що виникають у людини під впливом загального стану організму і ходу процесу задоволення актуальних потреб  Таке в...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.4.4Психосоциальные стадии развития личности

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.

По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.

В то же время ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею ребенка способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Чувство недоверия может усилится тогда, когда мать неожиданно отдаляется от ребенка (начинает работать, рождает следующего ребенка). Также чувство недоверия усиливается тогда, когда родители по разному относятся к воспитанию ребенка, он постоянно находится в состоянии неопределенности.

Укрепление чувство доверия в младенчестве нужно для того, чтобы дать человеку в дальнейшем возможность переживать фрустрации безмятежных психических последствий. Здоровое, нормальное развитие не есть просто развитие абсолютного чувства доверия. Удовлетворительное разрешение первого психосоциального кризиса это определение оптимального баланса между доверием и недоверием. Успешное разрешение кризиса и доверия – недоверия и приводит к проявлению у человека такого качества, как надежда, т.к. доверие переходит в способность человека надеяться.

2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «Я то, что я могу».

Удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит от того, насколько родители дают детям самим контролировать свои действия. Автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Автономия – это способность ребенка делать разумный выбор в определенных рамках.

Эриксон считал, что стыд у ребенка – это чувство, обратное автономии, это некий гнев на самого себя. Стыд появляется тогда, когда родители сами делают за детей то, что те могут сделать сами, или если родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сделать не в состоянии.

Положительное разрешение этого кризиса приводит к развитию у человека силы воли. Человек с одной стороны имеет развитое чувство доверия, с другой – адекватно себя воспринимает в рамках функциональной автономии. Социальное выражение автономии - система правопорядка. Как и родители, закон должен быть справедливым и уважать права других, если общество хочет, чтобы его члены были в состоянии принять ограниченную автономию.

3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.

В это время главным чувством ребенка становится: «Я – то, что я буду». Результатом этой стадии развития личности становится баланс инициативы и вины. Это зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственной воли. Если они поощряют фантазию, любознательность и творчество ребенка, то он чувствует поддержку своей инициативы. Чувство вины развивается у детей, которым не позволяют действовать самостоятельно. Кроме того, ребенок чувствует вину, если его наказывают за проявление любви к родителю противоположного пола. Эриксон соглашался с Фрейдом о сексуальной природе кризиса развития (ядерный комплекс), но его теория шире, она охватывает более широкую социальную сферу.

Социальная реализация степени инициативности это экономическая система общества. Если ребенок способен разрешить кризис этой фазы, то он будет способен плодотворно трудиться в будущем.

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.

В этом возрасте комплекс Эдипа уже в значительной степени сублимирован и выражается во внутреннем стремлении к мужественности. В понимании Эриксона ролевая идентификация в этом возрасте касается не только родителя одного с ребенком пола, но и всего социума. В этом возрасте также формируется экономическая сторона социальной жизни человека, если он будет инициативен, то в его поведении будут преобладать предпринимательские черты, он не будет просто рабочей силой.

5. Юность: Эго-идентичность – ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.

Компонент личности, который формируется при положительном решении кризиса в этом возрасте – это так называемая Эго-идентичность. Подросток должен собрать воедино знания о себе и своих социальных ролях (сын, дочь, студент, спортсмен, музыкант, пионер, хорист, друг и т.д.). Человек должен собрать эти знания в свою личную идентичность, которая представляет собой осознание себя, как в прошлом, так и в будущем.

Главное в позитивном разрешении кризиса Эго-идентичности заключается в том, чтобы подросток смог бесконфликтно собрать вместе свои социальные роли. Эго-идентичность представляет собой способность уравновешивать свои потребности со своими социальными возможностями и одаренностью. Чувство Эго-идентичности дает возможность почувствовать уверенность.

Результат кризиса, разрешившегося негативно – это ролевое смешение. В этом случае в человеке конфликтуют требования общества и внутренние возможности. Подросток ощущает свою неприспособленность, никчемность, деперсонализацию. Но не достижение Эго-идентичности на одной стадии не означает «проклятья на всю жизнь». Жизнь – это бесконечные изменения и ролевое смешение на одном этапе не обязательно приводят к необратимым последствиям.

В большинстве социальных систем существует определенный интервал между юностью и взрослостью. Таким интервалом часто является система высшего образования, которая дает подросткам попробовать себя в разных социальных ролях, чтобы решить, что им нужно. Другие примеры: в Западной Европе молодые люди много путешествуют, приобщаются к различным культурам и религиям, прежде чем найдут свое место в обществе.

Психологическое качество, которое приобретает человек в этом возрасте это верность, т.е. способность быть привязанным к определенной системе ценностей. Социальным результатом этого кризиса Эриксон считает идеологию, т.е. образ мира, необходимый для поддержания коллективного чувства идентичности.

6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.

До этого времени сексуальные отношения – это способ достижения Эго-идентичности, а теперь сексуальные отношения это способ реализации интимности. Эриксон считал, что интимность это способность разделить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь, что потеряешь что-то. Именно этот социальный аспект интимности, Эриксон рассматривал, как необходимое условие прочного брака. Он считает, что настоящего чувства интимности нельзя достигнуть до тех пор, пока не достигнута ролевая идентичность. Таким образом, интимность в понимании Эриксона это больше чем сексуальная близость, это симпатия, открытость между друзьями, способность целиком отдать себя кому-то.

Обратная сторона медали – излишняя поглощенность собой или избегание отношений с людьми. Такие люди ограждают себя от интимности, так как боятся повышенных требований и риска, связанных с ней. Человек, не достигший необходимого уровня интимности, во-первых, вступает только в формальные, поверхностные контакты с сослуживцами, во-вторых, может сформироваться в антисоциальный тип личности.

Положительным качеством, которое человек может вынести из этого кризиса является любовь. По Эриксону, любовь – это способность проявлять заботу, уважение и ответственность. Социальным отражением этого периода является этика. Это уважение к интимности других людей и желание (и ожидание) сохранения своей.

7. Зрелость: продуктивность – инертность (26 – 65 лет). Продуктивность – это озабоченность человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества в будущем. Каждый человек, по Эриксону, когда-то понимает, что он ответственен за все человечество, за всю культуру. Если этого не происходит, то человек не достигает продуктивности. Таким образом, продуктивность это забота старшего поколения о тех, кто придет на смену. Те люди, у которых не возникает продуктивности, постепенно приходят в состояние самопоглащенности, при котором человек заботится только о себе.

Если у взрослого человека кризис закончился достижением продуктивности, то появляется положительное качество – забота, т.е. чувство, что кто-то или что-то имеет значение.

8. Поздняя зрелость: Эго-интеграция – отчаяние (65 лет – смерть). Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают достижения и неудачи. Здоровье уходит, и человек должен смириться.

Эго-интеграция – это способность оглянуться назад и сказать «Я доволен». Отчаяние – это обратная сторона медали.

2.5Социокультурная теория личности (Карен Хорни)

Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:

1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она утверждала, что заявление Фрейда о «зависти к пенису» являются нелогичными.

2. Хорни была убеждена в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Существуют огромные различия в личностной динамике, что явилось результатом влияния культурных факторов.

На основании этих трех предпосылок Хорни делает вывод о том, что в основе патологии личности лежат уникальные стили межличностных отношений.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология личности (11)

    Реферат >> Психология
    ... выдви­нуть проблему исследования истории психологии лично­сти, предпосылок и путей развития психологии личности в России в последнее ... категории и методы психологии личности; - определить тенденции развития психологии личности на протяжении последнего ...
  2. Психология личности (13)

    Реферат >> Психология
    Психология личности Содержание Введение. 1. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в ... базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее ...
  3. Психология личности (5)

    Контрольная работа >> Психология
    ... , обслуживающая. Итак, структуру правовой психологии личности составляет многофункциональная (психофизиологическая) структура, ... Макроструктура правовой психологии личности ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Система методов исследования в психологии 1 Общая психология: Учеб. для ...
  4. Психология личности (14)

    Реферат >> Психология
    ... пособие – краткое изложение лекций по психологии личности, читаемых автором студентам, получающим второе ... методы их измерения. Вот почему в психологии личности до сих пор не существует ...
  5. Психология личности (6)

    Учебное пособие >> Психология
    ... культуры МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» (Часть1) для студентов дневного и ... методические материалы по курсу: «Психология личности» входит в число общих гуманитарных ... усвоить специальный курс: «Психология личности» Получить минимум знаний ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0023298263549805