Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Закон
В условиях совершенной конкуренции на рынке постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара....полностью>>
Финансы->Закон
В настоящее время Налоговый кодекс РФ (ранее Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей н...полностью>>
Финансы->Реферат
Размер и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материаль...полностью>>
Финансы->Контрольная работа
Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурн...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.6. Налоговый механизм

С усложнением механизма налогообложения в налоговые правоотношения помимо налогоплательщика (плательщика сборов) и представителей казны (фиска) стали вовлекаться и иные органы и лица.

На сегодняшний день в систему участников налоговых правоотношений входят:

- налоговообязанные лица;

- сборщики налогов и сборов;

- органы налоговой администрации;

- фискальные органы;

- временные участники налоговых правоотношений.

Налоговообязанными лицами признаются лица, на которых возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы. Налоговообязанными лицами в России являются налогоплательщики и плательщики сборов.

Действующее законодательство допускает возможность участия в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и плательщиков сборов как лично, так и при посредстве своих представителей. Однако такие представители не имеют собс­твенных целей участия в налоговых правоотношениях, а лишь исполняют поручения налогоплательщика или представляют его интересы в пределах, установленных законом. По этой при­чине, представители налогоплательщика (плательщика сбора) не рассматриваются в качестве самостоятельных участников налоговых отношений.

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. Функции сборщиков налогов и сборов в России в на­стоящее время фактически выполняют налоговые агенты, бан­ки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Органы налоговой администрации осуществляют непосред­ственное управление системой налогообложения в государст­ве. Такие органы наделены контрольными и правоохранными полномочиями в налоговой сфере. В настоящее время в состав налоговой администрации РФ входят: система налоговых орга­нов; уполномоченные финансовые органы; специализированные подразделения ОВД.

Фискальные органы - органы, ответственные за форми­рование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют органы казначейства и государственных внебюд­жетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социаль­ного страхования РФ).

Следует отметить, что на определенных этапах развития налоговой системы осуществление фискальных функций и функции в сфере налогового администрирования могут быть возложены на один и тот же орган государственной власти. Так до недавнего времени государственные внебюджетные фонды, при определенных обстоятельствах наделялись и функциями по налоговому контролю и в связи с этим принимали участие в налоговых правоотношениях и как фискальный орган и как орган, входящий в систему налоговой администрации.

Временные участники налоговых правоотношений. В определенных случаях, предусмотренных законодательством, участ­ники налоговых правоотношений обладают правом привлечь к участию в налоговых отношениях иные лица и организации, обладающие специфическими знаниями и навыками, необхо­димыми для разрешения конкретной проблемной ситуации. Участие таких лиц в налоговых правоотношениях, как правило, ограничивается выполнением профессиональной функции, ради которой указанные лица и организации и были пригла­шены. К числу временных участников налоговых правоотно­шений можно отнести, например, экспертов, специалистов и переводчиков, привлекаемых для участия в проведении конк­ретных действий по осуществлению налогового контроля.

Тема 3. СОВРЕМЕННАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

3.1. Налоговая политика государства

Налоговая политика - система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов.

Налоговая политика - это система целенаправленных дей­ствий и определенных экономических, правовых и организа­uионно-контрольных мероприятий государства в области на­логов и налогообложения.

В рамках концепции единой налоговой науки - форосоло­гии - налоговая политика служит предметом изучения обо­собленной научной теории - налоговой политологии.

Основными задачами налоговой политологии являются:

  • изучение основных направлений реализации налоговой политики;

  • разработка научно обоснованных концепций развития налоговой политики государства и характер их взаимодействия с действующей системой налогообложения;

  • определение основных направлений и принципов налогообложения, налогового менеджмента и государственного налогового администрирования, с учетом необходимости реализации основных задач, развития государства и общества.

Принятие концепции государственной налоговой полити­ки должно предшествовать этапу создания или модернизации действующей системы налогообложения.

Налоговая политика формируется, прежде всего, с учетом об­щеполитического устройства государства, при этом учитыва­ются требования государственной экономической политики, в первую очередь ее финансовой и бюджетной составляющих. В зависимости от характера воздействия на государственное устройство внешних и внутренних факторов цели и содержа­ние государственной налоговой политики должны адекватно изменяться.

Создание концепции налоговой политики - результат научной деятельности, основанной на изучении элементов фак­тических и теоретических материалов. На основе результатов научно-аналитической работы вырабатываются предложения о необходимом направлении государственной налоговой политике на современном этапе развития, ее целях и основных задачах, а также осуществляется поиск наиболее эффективных способов достижения поставленной цели. Параллельно на этом этапе могут проводиться и комплексные исследования, целью которых является прогноз возможных последствий реализации разрабатываемой концепции.

После одобрения предложенной концепции государствен­ной налоговой политики следует этап ее научного изучения. Основываясь на базовых принципах концепции, создается те­оретическая модель системы налогообложения, которая под­вергается всестороннему изучению и анализу с целью выявле­ния ее слабых сторон. Также проводится усиленный анализ, направленный на прогнозирование последствий реализации основных положений принятой концепции.

Отличительной особенностью научной деятельности на данном этапе является использование преимущественно оце­ночных методик, позволяющих определить эффективность предложенных мер в области государственной налоговой по­литики, их соответствие заявленной цели и задачам. С учетом полученных результатов концепция налоговой политики под­вергается изменениям и доработке.

Только по окончании этого этапа должны предпринимать­ся шаги по практическому воплощению принятой концепции. Происходит принятие соответствующих нормативных, орга­низационных и методических решений, обусловленных новой концепцией государственной налоговой политики.

На этом же этапе должны быть активизированы контроль­но-надзорные государственные механизмы, позволяющие отслеживать соответствие процесса фактической трансфор­мации системы налогообложения предусмотренному концеп­цией порядку.

Любое изменение государственной налоговой политики, начиная с момента принятия решения о практическом запуске новой модели налогообложения, может весьма непредсказуемо отразиться на общеэкономическом положении. В связи с этим принятие подобных изменений должно пройти те же этапы от утверждения до реализации, что и вся государственная нало­говая политика в целом. Единственным послаблением явля­ется то, что в данном случае масштабы научно-аналитической работы сообразны размерам вносимых изменений и зачастую ограничиваются локальным уровнем.

Отсутствие работоспособной научно-аналитической сис­темы, позволяющей проводить подобные комплексные исследования, сыграло весьма неблагоприятную роль на этапе ста­новления российской системы налогообложения в конце ХХ в.

Принятие концепции налоговой политики государства хотя и предшествовало созданию действующей системы налогообло­жения, но доминирующую роль в ее формировании сыграли не научные, а политические факторы, которые для решения ука­занной задачи все же не должны играть определяющую роль.

Деятельность в области реализации государственной нало­говой политики должна строиться на основе эффективного со­четания следующих принципов:

- целенаправленности воздействия налоговой политики;

- пластичности ее отдельных элементов, способствующей их безболезненной трансформации с учетом адекватного от­ражения произошедших изменений в общественной жизни и экономических отношениях;

- фискальной эффективности, позволяющей получить на­иболее высокий результат от использования механизма нало­гообложения при наименьших внутренних затратах;

- эффективного противодействия противоправным пося­гательствам на национальную безопасность государства через создание угрозы для его налоговой безопасности, в том числе для функционирования действующей системы налогообложе­ния;

- универсальности налоговой политики;

- стимулирования общественных видов деятельности, признанных приоритетными на государственном уровне;

- защиты полученных посредством системы налогообло­жения денежных средств от противоправных посягательств экономического или иного характера вплоть до момента их пе­рераспределения.

Отличительной особенностью задач налоговой политики яв­ляется то, что предел их воздействия строго не ограничен эко­номическими отношениями и в отдельных случаях они имеют общенациональный и даже глобальный характер (таблица №3).

Существует три основных типа налоговой политики:

- политика максимальных налогов;

- политика экономического развития;

- политика социальной защиты.

Таблица №3

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Задачи экономического характера

Задачи общенационального характера

Задачи глобального характера

Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами; мобилизация части создаваемого ВВП страны для финансирования общегосударственных расходов.

Экономическая – целенаправленное воздействие на экономику посредством системы налогообложения с целью:

- повышения уровня экономического развития государства;

- проведение структурных изменений общественного воспроизводства;

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- регулирование спроса и предложения;

- стимулирования предпринимательской, инвестиционной и инновационной активности

Правоохранная – обеспечение возможности развития государственных мер, направленных на защиту государства и населения от внутренних и внешних угроз.

Контрольная – контроль над деятельностью субъектов экономических отношений.

Экономико-региональная – выравнивание социально-экономической динамики развития регионов.

Социальная – ликвидация или снижение неравенства среди различных категорий населения, поддержка наиболее необеспеченных из них

Экологическая – обеспечение охраны окружающей среды и способствование рациональному природопользованию.

Международная – укрепление сотрудничества с другими странами и создание единого налогового пространства

Политика максимальных налогов используется с целью оз­доровления финансовой системы. Собранные налоговые поступления тратятся на обеспечение бюджетного потребления и максимального уровня государственных закупок.

Политика экономического развития означает снижение налогового бремени до минимально допустимого уровня, существенные налоговые льготы развивающимся предприятиям и организациям вплоть до полного освобождения их от обязан­ности налоговых выплат. За счет оставшегося в распоряжении частных субъектов экономических отношений сэкономленно­го капитала происходит инвестирование экономической деятельности.

Целью политики социальной защиты выступает увеличение фонда государственного потребления. Налоговые выплаты сохраняются на среднем уровне. Основное инвестирование про­исходит за государственный счет.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Налоги и налогообложение (35)

    Конспект >> Налоги, налогообложение
    Налоги и налогообложение Малис Нина Ильинична Налог по существу – отчуждение части созданного ... труда По способу налогообложения Налоги, взимаемые у источника Налоги, взимаемы по кадастру Налоги, взимаемые по ...
  2. Налоги и налогообложение (16)

    Реферат >> Финансы
    ... Предметом изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» является механизм расчета и уплаты налогов в бюджет, экономико- ... издание, А.В. Перов, А.В. Толкушкин, М.: Юрайт, 2003 Налоги и налогообложение, Г.Б. Поляка, А.Н. Романова, М:, Юнити, 2002 Налоговое ...
  3. Налоги и налогообложение (3)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    3 Курсовая работа по финансам «Налоги и налогообложение» Содержание Введение 3 1. Система налогов в Российской Федерации 4 2. Субъекты налоговых ... обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; - налоговая база. Она ...
  4. Налоги и налогообложение (5)

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Налоги и налогообложение» Содержание Принципы и методы налогообложения Налог на прибыль Задачи Список ... рубля. Список использованной литературы Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., перераб. И ...
  5. Налоги и налогообложение (17)

    Реферат >> Финансы
    ... об­ра­зо­ва­ния РФ Ал­тай­ский по­литехнический колледж НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Программа и задания на контрольные работы ... «Контакт», «ИНФРЛ - М», 2000 – 585 с Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник – М: ИНФА –М, 1998-429с Черник ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016489028930664