Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Кодекс
Все юридические лица в Российской Федерации согласно п. 1 ст. 50 Гражданского Кодекса РФ делятся на две категории: ком­мерческие организации, цель кот...полностью>>
Финансы->Кодекс
Судя по приведенной цитате, понятие налогового учета тесно связано с налогом на прибыль. Однако автор не согласна с таким узким подходом к данному тер...полностью>>
Финансы->Реферат
Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, прода...полностью>>
Финансы->Реферат
В условиях рыночной экономики предприятия и организации постоянно нуждаются в наличии денежных средств для осуществления производственного процесса. З...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2. Методы налогообложения

Под методом налогообложения понимается установление за­висимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существует четыре метода налогообложе­ния: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессив­ный.

Метод равного налогообложения означает, что все налого­плательщики уплачивают одинаковую сумму налога, независи­мо от имеющегося в их собственности дохода или имущества.

Метод пропорционального налогообложения определяет ве­личину налоговой ставки, одинаковую для всех плательщиков, и сумму налогового платежа в зависимости от размера объекта налогообложения.

Метод прогрессивного налогообложения предусматрива­ет применение нескольких налоговых ставок, при этом, чем больше размер объекта налогообложения, тем больше размер налоговой ставки.

Метод регрессивного налогообложения также подразумева­ет применение нескольких налоговых ставок, но чем больше размер объекта налогообложения, тем меньше применяемая налоговая ставка.

2.3. Классификация налогов

В качестве классификационных свойств могут быть выбра­ны практически все элементы или признаки налога: субъекты и объекты налогообложения, принадлежность к бюджетам раз­личных уровней, способы изъятия и уплаты и т.д.

Деление налогов на прямые и косвенные установилось в практике налогообложения еще в XVII в. Оно производилось в зависимости от способа изъятия налога или дохода у налогопла­тельщика. Для этих целей применялся принцип перелагаемости. Свое теоретическое обоснование этот принцип получил в работах английского философа Джона Локка. По сути, эта классификация основана на различии понятий «субъект налогообложения (налогоплательщик)» и «носитель налога».

Субъект налогообложения, или налогоплательщик, - это лицо, на которое возложена формальная обязанность по упла­те налога. Носитель налога - лицо, фактически уплачивающее сумму налога. Для прямых налогов субъектом налогообложения и носителем налога является одно и то же лицо; для кос­венных налогов субъект налогообложения и носитель нало­га - разные лица.

Все многообразие применяемых в настоящее время крите­риев для деления налогов на прямые и косвенные, может быть объединено в три группы:

  • по способу исчисления и изъятия;

  • в зависимости от «носителя налогового бремени»;

  • по объекту налогообложения.

В международной практике деление налогов на прямые и косвенные также обычно производится по критерию объекта налогообложения. Классификация по Системе национальных счетов ООН использует подход, схожий с традиционной нало­говой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пош­лины выделяются в самостоятельный раздел.

По субъектам налогообложения, т.е. лицам, обязанным уплачивать конкретный налог, различают:

- налоги с юридических лиц;

- налоги с физических лиц;

- смежные налоги.

К налогам с юридических или физических лиц относят налоги, взимаемые исключительно с какой-либо одной из этих категорий налогоплательщиков и не распространяющиеся на другую категорию. Налоги, взимаемые как с тех, так и с других, называются смежными.

Классификация налогов по объектам налогообложения предполагает выделение групп налогов, имеющих сходное эконо­мическое содержание, хотя проявляться это содержание мо­жет по-разному в зависимости от субъектов налогообложения. Классификация по этому признаку исходит не столько из фор­мальных характеристик объектов налогообложения, сколько из предназначения и сферы действия соответствующих налогов.

С точки зрения регулирования социально-экономических процессов можно выделить следующие основные группы налогов:

- налоги на доходы или прибыль;

- имущественные налоги;

- ресурсные платежи;

- налоги на потребление;

- отчисления на социальные нужды.

По отношению к уровням государственной власти налоги и сборы характеризуются:

  • компетенцией каждого уровня в сфере установления и введения в действие тех или иных налогов и сборов;

  • полнотой прав в части использования на данном уровне поступлений от соответствующих налогов и сборов;

  • ограничениями на целевое использование налоговых поступлений от тех или иных налогов и сборов.

Компетенция уровней государственной власти в части уста­новления и введения в действие конкретных налогов и сборов на контролируемой ими территории определяет принадлеж­ность соответствующих налогов к уровням системы налогообложения.

Трехуровневая система государственного устройства Российской Федерации предопределяет ее трехуровневую систему налогообложения. Все налоги и сборы подразделяются:

на федеральные - общегосударственные налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и действу­ющие на всей территории страны;

региональные - налоги субъектов РФ, действующие на территории данного субъекта РФ;

местные - налоги муниципальных образований (районов и ГОРОДОВ), действующие на территории данного муниципально­го образования.

Аналогичные трехуровневые системы налогообложения имеют практически все федеративные государства (США, ФРГ, Великобритания, Канада и др.).

По отношению к бюджетам разных уровней налоги и сборы подразделяются на два вида:

закрепленные (собственные) - налоги и сборы, либо посту­пающие целиком и полностью в один из бюджетов, либо рас­пределяемые между бюджетами разных уровней в фиксирован­ной пропорции, определяемой налоговым законодательством;

регулирующие - налоги и сборы, распределяемые между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определя­ется бюджетным законодательством и может изменяться при утверждении федерального и регионального бюджетов на теку­щий финансовый год.

Помимо распределения между бюджетами налоги и сборы могут различаться и по своей целевой направленности. С этой точки зрения разграничивают абстрактные (общие) и целевые (специальные) налоги и сборы.

Абстрактные, или общие, налоги и сборы предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно к направлениям расходования бюджетных средств.

Целевые, или специальные, налоги и сборы вводятся для фи­нансирования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило, создаются специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

2.4. Особенности построения налоговой системы в России

Еще до принятия части первой НК в Российской Федера­ции в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

  • федеральные налоги и сборы;

  • региональные налоги и сборы;

  • местные налоги и сборы.

Этот подход был сохранен законодателем и в НК РФ. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18-21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об ос­новах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2005 г.). Нормы ст. 12-15 ист. 18 части первой НК РФ, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов оп­ределяется исключительно на основании норм НК РФ, при этом на региональном и местном уровнях в настоящее время пре­дусмотрена уплата только налогов, и не установлено ни одного вида сбора.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

  • налог на добавленную стоимость (НДС) (гл. 21 НК РФ);

  • акцизы (гл. 22 НК РФ);

  • налог на доходы физических лиц (НД ФЛ) (гл. 23 НК РФ);

  • единый социальный налог (ЕСН) (гл. 24 НК РФ);

  • налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

  • водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (гл. 26НК РФ).

В состав федеральных сборов входят:

  • государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);

  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ).

Рассматриваемая ранее в составе федеральных сборов та­моженная пошлина с 1 января 2005 г. переведена в категорию не налоговых платежей, и действие норм законодательства о налогах и сборах на порядок ее исчисления и уплаты теперь не распространяется. Порядок исчисления и уплаты таможен­ной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и разд. III ТК РФ.

Особенности правового регулирования установления, из­менения и отмены федеральных налогов и сборов отражены в таблице №2.

Региональные налоги - это налоги субъектов РФ. Регио­нальными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Принятие федерального закона о региональном налоге по­рождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять право вое регулирование ре­гионального налога при условии, что оно не увеличивает нало­говое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

К региональным налогам в настоящее время относятся: - налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ);

- транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

- налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ).

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражены в таблице № 2.

Местные налоги - это налоги, устанавливаемые НК РФ и нор­мативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в Соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муници­пальных образований.

В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Налоги и налогообложение (35)

    Конспект >> Налоги, налогообложение
    Налоги и налогообложение Малис Нина Ильинична Налог по существу – отчуждение части созданного ... труда По способу налогообложения Налоги, взимаемые у источника Налоги, взимаемы по кадастру Налоги, взимаемые по ...
  2. Налоги и налогообложение (16)

    Реферат >> Финансы
    ... Предметом изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» является механизм расчета и уплаты налогов в бюджет, экономико- ... издание, А.В. Перов, А.В. Толкушкин, М.: Юрайт, 2003 Налоги и налогообложение, Г.Б. Поляка, А.Н. Романова, М:, Юнити, 2002 Налоговое ...
  3. Налоги и налогообложение (3)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    3 Курсовая работа по финансам «Налоги и налогообложение» Содержание Введение 3 1. Система налогов в Российской Федерации 4 2. Субъекты налоговых ... обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; - налоговая база. Она ...
  4. Налоги и налогообложение (5)

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Налоги и налогообложение» Содержание Принципы и методы налогообложения Налог на прибыль Задачи Список ... рубля. Список использованной литературы Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., перераб. И ...
  5. Налоги и налогообложение (17)

    Реферат >> Финансы
    ... об­ра­зо­ва­ния РФ Ал­тай­ский по­литехнический колледж НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Программа и задания на контрольные работы ... «Контакт», «ИНФРЛ - М», 2000 – 585 с Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник – М: ИНФА –М, 1998-429с Черник ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018649101257324