Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Закон
В условиях совершенной конкуренции на рынке постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара....полностью>>
Финансы->Закон
В настоящее время Налоговый кодекс РФ (ранее Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей н...полностью>>
Финансы->Реферат
Размер и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материаль...полностью>>
Финансы->Контрольная работа
Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурн...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предпосылки формирования системы обязательных изъ­ятий из системы производства и потребления (т.е. системы налогообложения) лишь косвенным образом связаны с потребностями, целями и задачами общественно-экономической де­ятельности. Возникновение системы налогообложения стало необходимым условием создания и функционирования систе­мы государственной власти. Передача обществом государству целого ряда полномочий, связанных, в том числе, с обеспечением охраны общественного порядка, законодательным ре­гулированием общественной жизни, потребовало выделения соответствующих ресурсов. В то же время, обладая столь серь­езными полномочиями, государство не могло вести экономи­ко-финансовую деятельность наравне с иными экономически­ми и финансовыми субъектами.

Решение возникшей задачи было достигнуто путем создания системы обязательного налогообложения. На определенном этапе исторического развития все субъекты, осуществляющие экономическую и финансовую деятельность, приняли обяза­тельство по отчислению в адрес государства или его представи­телей конкретной доли имеющихся в их распоряжении товар­но-материальных ценностей в обмен на гарантии выполнения государством своих обязательств перед обществом. Еще раз обратим внимание, что этот исторический этап лишь косвен­ным образом зависел от экономических и финансовых пред­посылок. Возникновение налогообложения не имеет прямой взаимосвязи с развитием финансовых отношений в обществе, и его механизмы могут выполнять свои функции даже в отсутствие финансовой системы. Главной причиной появления сис­темы принудительных изъятий является начало формирования в обществе институтов государственной власти, наделение их специальными полномочиями, требующими особых затрат об­щественных ресурсов.

С развитием системы налогообложения в целях упорядо­чения исполнения товарно-материальных потребностей госу­дарства, а также повышения эффективности использования переданных обществом государству ресурсов была создана сис­тема, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств стал именоваться бюджетным процессом.

Следует отметить, что потребности государства для исполнения своих обязательств перед обществом на определенных исторических этапах весьма существенно менялись, и поэтому наполнение государственного бюджета могло производиться не только финансовыми, но и отдельными экономическими ресурсами. Например, до сегодняшнего дня существует так на­зываемый золотой запас государства.

На современном этапе нельзя говорить о полностью финансовом характере бюджетного процесса. Хотя бюджет сов­ременного государства чаще всего имеет именно финансовое выражение, отдельные элементы бюджетного процесса не обладают четкой финансовой формой либо им свойственна смешанная сущность. Наиболее ярко такая особенность современного бюджетного процесса проявляется на стадии фор­мирования бюджета. В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств яв­ляются не финансовые, а именно налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирова­ния бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономиче­ский механизм формирования бюджета).

В то же время часть государственных доходов формирует­ся и благодаря сугубо финансовым или даже экономическим механизмам. Примером формирования доходной части госу­дарственного бюджета при помощи финансовых механизмов может служить поступление арендной платы за пользование государственной собственностью, экономических - получе­ние дохода от введения и использования механизма государ­ственных монополий.

Соответственно исполнение обязанности по уплате налогов не носит однозначной привязки к финансовой или экономи­ческой деятельности. На определенных исторических этапах исполнением налоговых обязательств признавались не только выплата в адрес государства конкретной денежно-финансовой суммы, но и передача конкретных товарно-материальных цен­ностей.

Элементы системы налогообложения не являются состав­ными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Таким подходом в понимании взаимоотношения налогооб­ложения и финансов, налогообложения и экономики объясняется и тот факт, что далеко не всегда цели налогообложения совпадают с целями и задачами экономико-финансовой деятельности, а зачастую и прямо идут вразрез с ними.

Со временем, как в экономике, так и в системе финансовой деятельности были выработаны механизмы оценки воздей­ствия на них различных налоговых факторов. Но, даже рас­сматривая применяемые в рамках этих методик способы ана­лиза, очевиден вывод о том, что они предназначены, прежде всего, для исследования внешнего, а не внутрисистемного воз­действия.

Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отно­шении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Использование в рамках экономической или налоговой деятельности методик, характерных для финан­совой сферы, указывает лишь на тесную взаимосвязь этих сис­тем, но не на их взаимозависимость.

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-Финансо­вой или к государственно-правовой системе принципиально неверно.

Сущность налогообложения находится на стыке финансо­во-экономических и государственно-правовых знаний. Нало­гообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необ­ходимо использовать междисциплинарный подход.

Подобный подход в полной мере реализован в формируемой на стыке государственно-правовой и экономико-финансовой правовой науке единой комплексной налоговой наукой, получив­шей название - форосология.

Форосология (от греческого - форос - налог и логос - учение) ­это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях, как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко­теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимает­ся научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, росы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

1.4. Функции налогов и их взаимосвязь

Основная функция налогов - фискальная - состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления фи­нансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.

В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределитель­ных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотно­сительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.

В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать:

- регулирующую;

- социальную;

- контрольную.

Регулирующая функция налогов означает использование го­сударством возможностей налогообложения, в том числе нало­говых льгот и преференций:

- для общей корректировки производственной и социальной активности;

- защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии;

- развития перспективных, инновационных и социально­ значимых направлений деятельности.

Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность нацио­нального рынка товаров и услуг.

Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революции.

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.

Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

2.1. Принципы налогообложения

В основе современных принципов налогообложения ле­жит концепция, сформулированная в XVIII в. Адамом Смитом (таблице №1).

Таблица №1

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ А. СМИТОМ

Принцип

Содержание

Принцип справедливости

А. Смит считал справедливыми такие налоги, которые являются всеобщими и учитывают платежеспособность плательщиков. Участие подданных должно соответствовать их доходу, «коим они пользуются под покровительством и защитой государства»

Принцип определенности

Налог, который обязывает уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно для плательщика и для всякого другого лица

Принцип удобства

Налог должен взиматься тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего оплатить его

Принцип экономии

Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству

В соответствии с НК РФ (ст. 3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать налоги и сборы:

  • имеющие дискриминационный характер и различно при­меняющиеся исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

  • предусматривающие дифференцированные ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капи­тала;

  • препятствующие реализации гражданами своих консти­туционных прав;

  • нарушающие единое экономическое пространство РФ.

Допускается установление особых видов пошлин либо диф­ференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в за­висимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Принципы налогообложения на практике реализуются че­рез методы налогообложения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Налоги и налогообложение (35)

    Конспект >> Налоги, налогообложение
    Налоги и налогообложение Малис Нина Ильинична Налог по существу – отчуждение части созданного ... труда По способу налогообложения Налоги, взимаемые у источника Налоги, взимаемы по кадастру Налоги, взимаемые по ...
  2. Налоги и налогообложение (16)

    Реферат >> Финансы
    ... Предметом изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» является механизм расчета и уплаты налогов в бюджет, экономико- ... издание, А.В. Перов, А.В. Толкушкин, М.: Юрайт, 2003 Налоги и налогообложение, Г.Б. Поляка, А.Н. Романова, М:, Юнити, 2002 Налоговое ...
  3. Налоги и налогообложение (3)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    3 Курсовая работа по финансам «Налоги и налогообложение» Содержание Введение 3 1. Система налогов в Российской Федерации 4 2. Субъекты налоговых ... обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; - налоговая база. Она ...
  4. Налоги и налогообложение (5)

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Налоги и налогообложение» Содержание Принципы и методы налогообложения Налог на прибыль Задачи Список ... рубля. Список использованной литературы Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., перераб. И ...
  5. Налоги и налогообложение (17)

    Реферат >> Финансы
    ... об­ра­зо­ва­ния РФ Ал­тай­ский по­литехнический колледж НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Программа и задания на контрольные работы ... «Контакт», «ИНФРЛ - М», 2000 – 585 с Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник – М: ИНФА –М, 1998-429с Черник ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018749237060547