Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Финансы
Предпосылки формирования системы обязательных изъятий из системы производства и потребления (т.е. системы налогообложения) лишь косвенным образом связаны с потребностями, целями и задачами общественно-экономической деятельности. Возникновение системы налогообложения стало необходимым условием создания и функционирования системы государственной власти. Передача обществом государству целого ряда полномочий, связанных, в том числе, с обеспечением охраны общественного порядка, законодательным регулированием общественной жизни, потребовало выделения соответствующих ресурсов. В то же время, обладая столь серьезными полномочиями, государство не могло вести экономико-финансовую деятельность наравне с иными экономическими и финансовыми субъектами.
Решение возникшей задачи было достигнуто путем создания системы обязательного налогообложения. На определенном этапе исторического развития все субъекты, осуществляющие экономическую и финансовую деятельность, приняли обязательство по отчислению в адрес государства или его представителей конкретной доли имеющихся в их распоряжении товарно-материальных ценностей в обмен на гарантии выполнения государством своих обязательств перед обществом. Еще раз обратим внимание, что этот исторический этап лишь косвенным образом зависел от экономических и финансовых предпосылок. Возникновение налогообложения не имеет прямой взаимосвязи с развитием финансовых отношений в обществе, и его механизмы могут выполнять свои функции даже в отсутствие финансовой системы. Главной причиной появления системы принудительных изъятий является начало формирования в обществе институтов государственной власти, наделение их специальными полномочиями, требующими особых затрат общественных ресурсов.
С развитием системы налогообложения в целях упорядочения исполнения товарно-материальных потребностей государства, а также повышения эффективности использования переданных обществом государству ресурсов была создана система, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств стал именоваться бюджетным процессом.
Следует отметить, что потребности государства для исполнения своих обязательств перед обществом на определенных исторических этапах весьма существенно менялись, и поэтому наполнение государственного бюджета могло производиться не только финансовыми, но и отдельными экономическими ресурсами. Например, до сегодняшнего дня существует так называемый золотой запас государства.
На современном этапе нельзя говорить о полностью финансовом характере бюджетного процесса. Хотя бюджет современного государства чаще всего имеет именно финансовое выражение, отдельные элементы бюджетного процесса не обладают четкой финансовой формой либо им свойственна смешанная сущность. Наиболее ярко такая особенность современного бюджетного процесса проявляется на стадии формирования бюджета. В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются не финансовые, а именно налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).
В то же время часть государственных доходов формируется и благодаря сугубо финансовым или даже экономическим механизмам. Примером формирования доходной части государственного бюджета при помощи финансовых механизмов может служить поступление арендной платы за пользование государственной собственностью, экономических - получение дохода от введения и использования механизма государственных монополий.
Соответственно исполнение обязанности по уплате налогов не носит однозначной привязки к финансовой или экономической деятельности. На определенных исторических этапах исполнением налоговых обязательств признавались не только выплата в адрес государства конкретной денежно-финансовой суммы, но и передача конкретных товарно-материальных ценностей.
Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.
Таким подходом в понимании взаимоотношения налогообложения и финансов, налогообложения и экономики объясняется и тот факт, что далеко не всегда цели налогообложения совпадают с целями и задачами экономико-финансовой деятельности, а зачастую и прямо идут вразрез с ними.
Со временем, как в экономике, так и в системе финансовой деятельности были выработаны механизмы оценки воздействия на них различных налоговых факторов. Но, даже рассматривая применяемые в рамках этих методик способы анализа, очевиден вывод о том, что они предназначены, прежде всего, для исследования внешнего, а не внутрисистемного воздействия.
Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Использование в рамках экономической или налоговой деятельности методик, характерных для финансовой сферы, указывает лишь на тесную взаимосвязь этих систем, но не на их взаимозависимость.
Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-Финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно.
Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.
Подобный подход в полной мере реализован в формируемой на стыке государственно-правовой и экономико-финансовой правовой науке единой комплексной налоговой наукой, получившей название - форосология.
Форосология (от греческого - форос - налог и логос - учение) это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях, как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историкотеоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, росы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь
Основная функция налогов - фискальная - состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.
В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.
В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать:
- регулирующую;
- социальную;
- контрольную.
Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций:
- для общей корректировки производственной и социальной активности;
- защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии;
- развития перспективных, инновационных и социально значимых направлений деятельности.
Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг.
Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революции.
Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
2.1. Принципы налогообложения
В основе современных принципов налогообложения лежит концепция, сформулированная в XVIII в. Адамом Смитом (таблице №1).
Таблица №1
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ А. СМИТОМ
Принцип |
Содержание |
Принцип справедливости |
А. Смит считал справедливыми такие налоги, которые являются всеобщими и учитывают платежеспособность плательщиков. Участие подданных должно соответствовать их доходу, «коим они пользуются под покровительством и защитой государства» |
Принцип определенности |
Налог, который обязывает уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно для плательщика и для всякого другого лица |
Принцип удобства |
Налог должен взиматься тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего оплатить его |
Принцип экономии |
Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству |
В соответствии с НК РФ (ст. 3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Не допускается устанавливать налоги и сборы:
имеющие дискриминационный характер и различно применяющиеся исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
предусматривающие дифференцированные ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
нарушающие единое экономическое пространство РФ.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.
Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения.
Похожие страницы:
Налоги и налогообложение (35)
Конспект >> Налоги, налогообложениеНалоги и налогообложение Малис Нина Ильинична Налог по существу – отчуждение части созданного ... труда По способу налогообложения Налоги, взимаемые у источника Налоги, взимаемы по кадастру Налоги, взимаемые по ...Налоги и налогообложение (16)
Реферат >> Финансы... Предметом изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» является механизм расчета и уплаты налогов в бюджет, экономико- ... издание, А.В. Перов, А.В. Толкушкин, М.: Юрайт, 2003 Налоги и налогообложение, Г.Б. Поляка, А.Н. Романова, М:, Юнити, 2002 Налоговое ...Налоги и налогообложение (3)
Курсовая работа >> Финансовые науки3 Курсовая работа по финансам «Налоги и налогообложение» Содержание Введение 3 1. Система налогов в Российской Федерации 4 2. Субъекты налоговых ... обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; - налоговая база. Она ...Налоги и налогообложение (5)
Контрольная работа >> Финансовые науки... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Налоги и налогообложение» Содержание Принципы и методы налогообложения Налог на прибыль Задачи Список ... рубля. Список использованной литературы Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., перераб. И ...Налоги и налогообложение (17)
Реферат >> Финансы... образования РФ Алтайский политехнический колледж НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Программа и задания на контрольные работы ... «Контакт», «ИНФРЛ - М», 2000 – 585 с Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник – М: ИНФА –М, 1998-429с Черник ...