Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В с...полностью>>
История->Реферат
Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к ...полностью>>
История->Реферат
Терпимость — социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непресл...полностью>>
История->Реферат
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское – tolerantia; английское – tolerantion; немецкое –...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра муниципального управления и социальной инженерии

Д И П Л О М Н Ы Й П Р О Е К Т

ТЕМА «Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне»

(на примере Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан)

Студента (-ки) 5 курса заочного отделения

Магдиевой Алины Рифхатовны

(фамилия, имя, отчество)

­___________(подпись)

Руководитель:

______________________

(фамилия, имя, отчество)

______________________

(учёная степень, звание)

___________(подпись)

Рецензент:

______________________

(учёная степень, звание)

______________________

(фамилия, имя, отчество)

___________(подпись)

Допустить к защите:

Руководитель кафедры___________

(подпись)

Уфа 2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Руководитель: 2

ВВЕДЕНИЕ

Образование – единственное,

что божественно и бессмертно в нас

Плутарх

Актуальность темы исследования. Социальный институт образования в процессе нормального функционирования и развития общества играет исключительно важную роль. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достиг­нутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенство­вание невозможны «без овладения культурным наследием прошлых веков»1.

Управление - одна из самых важных и сложных сфер общественной жизни. По вопросам государственного управления высказывались Конфуций, Шан Ян, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Макиавелли, Ж. Боден, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель и многие другие философы и политики. Сократ считал, что основой управления являются знания и умение навязать свое мнение другому человеку.

Административная реформа управления сферой образования - это совершенствование административной системы публичного управления посредством пересмотра и оптимизации основных параметров ее организации и функционирования. О наличии административной реформы управления сферой образования свидетельствует объединенная единым временным периодом политическая и организационно-практическая преобразовательная деятельность, признаками которой выступают: системность и единство идейной основы, комплексность практического воплощения, наличие ответственной доминирующей политической силы, ориентация на всю административную сферу государства: вовлечение в орбиту реформы, помимо основных административных институтов (центральное и местное управление, самоуправление, государственная служба, правовой статус органов власти и административно-подчиненных им субъектов и т.д.), механизма государственного и в целом публичного управления, изменение не только формальной стороны, но и сущностной основы государственного управления, наличие результата в виде повышения эффективности управления сферой образования.

Объектом настоящего исследования является система образования.

Предмет исследования – система управления образованием на муниципальном уровне.

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.

Задачами исследования являются:

  1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;

  2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;

  3. Оценить эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;

  4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;

  5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Научная разработанность темы исследования. Существование значительного числа работ, авторы которых специально рассматривали актуальные вопросы сферы образования и в частности управления им, все еще не привело к образованию той необходимой совокупности научного знания, существование которой гарантировало бы стабилизацию как законодательной политики, так и практики реформирования этого общественного института.

Столь выраженная специфичность предмета, который призвана регулировать образовательная сфера, была подмечена еще в советской юридической науке, что получило развитие и сегодня в трудах исследователей. Например: Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М., 1985; Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976; Сапаргалиев Г.С., Баянов Е.Б. и др. Государственное управление народным образованием в СССР. Алма-Ата, 1980; Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. - М.: Сфера, 2006; Суханов Е.А. О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права» // Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 11 - 12 октября 2001 г. / Отв. ред. А.Я. Капустин, В.В. Еремян. - М.: Норма, 2002; Матюшева Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации и сфера образования: Дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2009; Федорова М.Ю. Образовательное право. - М.: Юрист, 2010.

Новизна исследования. Работа является системным по характеру и концептуальным по содержанию исследованием проблем административно-правового регулирования управления образованием.

Метод исследования. Для юридических исследований выбор подходящего метода научного познания является условием обоснованности, достоверности, научной корректности полученных результатов. Процесс научного познания явлений правовой действительности отличается разнообразием применяемых общенаучных методов: функциональный, системный, исторический, логический, анализа и синтеза, моделирования и другие.

Нормативной основой проведенного исследования явились действующее законодательство Российской Федерации, учебники и учебные пособия по рассматриваемому вопросу, монографии и публикации в периодической печати.

Практическая значимость. Использование материалов о исследования возможно при проведении круглых столов в государственных и муниципальных органах управления образованием.

Государственное и муниципальное управления: система образования

1.1.Общая характеристика состояния дошкольного, основного общего

и профессионального образования в России

Зададимся вопросом: что имеют в виду люди (для которых русский язык - родной), произнося слово «образование»? Когда про одного человека говорят, что он получил (или имеет) хорошее образование, а про другого - что у него вовсе нет никакого образования, то под образованием подразумевают некий объект, достояние человека, которое он может каким-то образом приобрести и в дальнейшем иметь в своем распоряжении. В то же время про об­разование можно сказать, что оно происходит, разворачивается, так что это понятие обозначает одновременно и процесс и его результат.

Слово «образование» по словарю С.И.Ожегова2 происходит от глаголов «об­разовать, образовывать», которые в свою очередь восходят к глаголу «образить». Этот глагол имеет довольно много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреж­дать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Образо­вание, таким образом, есть «целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку»3.

Понятие «образование» имеет три основных значения: обра­зование:

-это достояние личности,

-процесс обретения личностью своего достояния;

-социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние4. Социальный институт - это «организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основ­ным потребностям общества»5. Любой функциональный институт возникает и функцио­нирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие при­знаки с другими институтами. Признаками института образования являются:

-установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;

-утилитарные культурные черты - классы (группы), библиотеки, стадионы и др.;

-идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обу­чении.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учрежде­ния как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Один из классиков аналитической философии образования Ричард Питере в своей работе «Этика и образование» обсуждал смысл этого понятия. По его мнению, образование предполагает преднамеренную передачу действительно ценного знания нравственно приемлемыми способами6. Понятно, что такого рода методологические соображения нуждаются в расшифровке, следует указать, какие знания являются подлинно ценными и какие именно способы их передачи можно признать нравственно приемлемыми. Очевидно, однако, что Р. Питере подразумевает, во-первых, только процессуальную сторону образова­ния, а во-вторых, исключительно процессы, которые специально организованы в рамках системы образования. Кроме того, Р. Питере говорит исключительно о деятельности учителя, работа учителя, вы­полняемая учеником, здесь не имеется в виду.

Важные соображения высказывает Р. Питере относительно образова­ния как достояния личности. Он полагает, что образованный человек должен:

«1)владеть неким целостным объемом знаний или, иначе, поня­тийной схемой, а не просто изолированными умениями и навыками;

2)быть преобразованным этими представлениями таким образом, чтобы знание, например истории, влияло на то, как человек воспринимает, скажем, архитектуру или социальные институты;

3)предпочитать опре­деленные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных им способах понимания мира;

4)иметь собственную познавательную пози­цию - способность разместить, например, некое научное понимание в более широком контексте мировосприятия. Приняв к сведению эти со­ображения, отметим, что при всей их содержательности они также не имеют характера строгого определения»7.

Выдающийся ученый, нобелевский лауреат Макс фон Лауэ сказал: «Образование - это то, что остается, когда все выученное забывает­ся»8. Его определение звучит парадоксально: действительно, что может остаться после того, как все выученное забыто? Нам кажется, что высказывание ученого можно интерпретировать следующим образом. Образование человека есть система моделей мира и поведения, среди подсистем которой можно выделить знания, умения, навыки и т.п. Поскольку в системе отношения между элементами, т.е. структура це­лого важнее, чем элементы, взятые по отдельности, потеря даже большого массива данных (знаний) практически не приносит ущерба целостности образования. Так, при обмене веществ в организме по­стоянно происходит замена конкретных атомов водорода или азота на другие атомы тех же химических элементов, но способ их соеди­нения между собой при этом остается прежним и организм сохраняет свою структуру.

В Конституции РФ9 закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий Российское государство превзошло уровень требований, изложенных в п. «а» ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным. Из содержания же анализируемой конституционной нормы следует, что все указанные в ней виды образования, если его получают в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, являются бесплатными. При этом, однако, следует учесть, что виды образования, перечисленные в ч. 2 ст.18 Конституции РФ граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных российским законодательством, вправе неоднократно получать его бесплатно (ст. 7 Конституции РФ).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Управление охраной окружающей среды на муниципальном уровне

    Дипломная работа >> Экология
    ... муниципального образования при сохранении благоприятной окружающей среды. 1.3 Основы совершенствования управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне ... : - оптимизация системы управления и предупреждения воздействий на различные компоненты ...
  2. Программно-целевой метод на муниципальном уровне

    Курсовая работа >> Экономика
    ... уровнях управления. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов воздействия программ на развитие муниципального образования контексте управления развитием муниципального образования ...
  3. Совершенствование управления образованием

    Дипломная работа >> Государство и право
    ... обратных связей в управлении образованием на всех уровнях; Организация мониторинга условий и результатов образования Министерством образования РФ Мероприятия ...
  4. Муниципальная молодежная политика - проблемы и решения (на примере г. Нижнекамска)

    Дипломная работа >> Социология
    ... молодых людей в органах управления всех уровней. На 50% станет больше муниципальных образований, где действуют общественно ... при этом вносятся некоторых коррективы на муниципальном уровне, с целью оптимизации программ под конкретные нужды ...
  5. Система социальной защиты на муниципальном уровне

    Курсовая работа >> Социология
    ... - государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и ... и оптимизации учреждений образования, реализации мероприятий, направленных на удовлетворение ... которая будет определяться уровнем образования и креативности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017540454864502