Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагива...полностью>>
Психология->Реферат
Непрерывный контакт с матерью и ее чувствительность, понимание потребностей малыша, дает ребенку необходимое ощущение безопасности и удовлетворённости...полностью>>
Психология->Закон
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения...полностью>>
Психология->Реферат
Ход развития - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

Факультет психологии и педагогики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Социальная адаптация младших подростков

при переходе в среднее звено школьного обучения

Омск – 2007

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Особенности процесса социальной адаптации в младшем подростковом возрасте

1.1 Понятие социальной адаптации

1.2 Возрастные особенности младшего подросткового возраста

1.3 Трудности социальной адаптации младших подростков

1.4 Причины и последствия дезадаптации младших подростков

ГЛАВА 2. Изучение и анализ деятельности социального педагога по социальной адаптации детей младшего подросткового возраста

2.1 Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов

2.2 Программа деятельности социального педагога по социальной адаптации учащихся 5-х классов

2.3 Анализ результатов реализации программы

2.4 Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность проблемы. В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребенка. Актуальным это стало сейчас и для нашей страны, где за последние 8 – 10 лет произошли глобальные изменения социально-политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основании которых формируются социально значимые качества личности.

Проблемами социализации и социальной адаптации занимались Т.В. Азарова, Н. Алешина, М.В. Антропова, М.В. Битянова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, М.М. Кольцова Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

Процесс социальной адаптации имеет особое значение не только в начале обучения в школе, но и при переходе в основное звено. Актуальность данной проблемы подтверждается наблюдениями за учащимися младшего подросткового возраста.

Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление Я, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между подростками образовательного учреждения. Несмотря на большое количество работ по философии, медицине, психологии, педагогике по данному вопросу, исследование проблемы социальной адаптации подростков при переходе из начального в основное звено в условиях общеобразовательной школы остается недостаточно изученным. Формирование социально адаптированной личности требует учета возрастных, психолого-педагогических особенностей подростков.

Объектом исследования является социальная адаптация.

Предметом исследования – процесс протекания социальной адаптации детей младшего подросткового возраста.

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий для успешного протекания процесса социальной адаптации у младших подростков.

Гипотеза исследования: процесс протекания социальной адаптации у младших подростков будет успешным, если в ходе совместной деятельности социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и родителей в период перехода в среднее звено ребенок усвоит механизм приспособления и взаимодействия с детским коллективом, взрослыми и социумом.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.

  2. Провести диагностику по социальной адаптации младших подростков и выявить причины дезадаптации.

  3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике социальной дезадаптации детей младшего подросткового возраста.

  4. Составить рекомендации для социального педагога и родителей по организации взаимодействия с младшими подростками.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплексной программы по профилактике социальной дезадаптации для учащихся 5-х классов, которая может быть использована в условиях любой общеобразовательной школы.

Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского административного округа г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 учащихся 5-х классов.

Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте

1.1 Понятие социальной адаптации

Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, так и внутренних сил – биологических и наследственных факторов, свойственных человеку. Развитие ребенка – это превращение его из биологического индивида в социальное существо – личность, что означает прохождение процесса социализации.

Понятие социализации, довольно широко используемое в педагогической науке, относится к разряду междисциплинарных и обозначает характер взаимодействия человека с обществом. Его рассмотрению уделяли внимание в своих работах Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

Социализация представляет собой непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Социализация – это процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [24, с. 41].

Л.В. Мардахаев под социализацией понимает процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат [52, с. 221].

А.И. Кравченко придерживается другого подхода к определению данного понятия. Социализацией он называет «продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей». При этом подчеркивается, что значение социализации нельзя ограничивать только обучением детей, подготовкой к взрослой жизни, усвоением элементарных правил общественной жизни. Это одно из узких значений данного термина. Процесс социализации, по его мнению, начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. И периоды детства, юности, зрелого возраста и старости имеют свои специфические значения в этом процессе [42, с. 49].

И.С. Кон определяет социализацию как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» [49, с. 15].

А.В. Мудрик рассматривает социализацию как результат социального становления человека, усвоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом [59, с. 57].

М.А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу [74, с. 381].

Социализация человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

В словаре «Психология» адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [69, с. 10].

С точки зрения А.В. Мудрика, адаптация – это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях [58, с. 147].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе

    Дипломная работа >> Психология
    ... , способствующие легкой (безболезненной) адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено, специфика организации сопровождения школьников ... из факторов социально-психологической адаптации. Новые требования школьного обучения подчас превосходят ...
  2. Социально-психологическая адаптация младших подростков

    Дипломная работа >> Психология
    ... подростков Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене ...
  3. Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

    Дипломная работа >> Психология
    ... . При переходе же ... младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного ... средней школе, развитию представлений о новом социальном статусе младшего подростка ...
  4. Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю

    Курсовая работа >> Психология
    ... детьми младшего школьного возраста по профилактике психологической дезадаптации при переходе на обучение в среднюю школу. ... обучение в среднем звене общеобразовательной школы требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения младших подростков ...
  5. Особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа

    Дипломная работа >> Психология
    ... становление социального интеллекта Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения ... умозаключений младшие подростки способны достраивать неизвестные, недостающие звенья в ... и снижает возможности социальной адаптации. Но при этом, у данных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019869804382324