Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Історично першим різновидом біметалізму була система паралельної валюти, за якою співвідношення між золотими та срібними монетами встановлювалося на р...полностью>>
Финансы->Реферат
Налоги (опр.) - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на пра...полностью>>
Финансы->Шпаргалка
Основная регулирующая роль Б заключается в перераспределении стоимости между сферами общественной деятельности, территориями и отдельными гражданами. ...полностью>>
Финансы->Курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических л...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Предмет и объект налогообложения

Предмет налогообложения — это реальная вещь (земля, автомо­биль, другое имущество) и нематериальное благо (государствен­ная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием ко­торых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (не­юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объект же налога — право собственности на землю.

Объект налогообложения — это юридический факт (действие, событие, состояние), который обусловливает обязанность субъек­та уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступ­ление в наследство, получение дохода и др.).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложе­ния. Например, при исчислении и уплате налога на доходы физи­ческих лиц объектом налогообложения является доход, получен­ный налогоплательщиком.

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога. Источник налога — это резерв, используемый для его упла­ты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика, а применительно к хозяйственной деятельности предприятия — та­кие экономические показатели, как себестоимость, финансовый ре­зультат, прибыль и т.д.

Реальными источниками для уплаты НДС, таможенной пошли­ны является себестоимость; для налога на имущество предприя­тий, налога на рекламу — финансовый результат; для налога на прибыль и большинство местных налогов — соответственно на­логооблагаемая и чистая прибыль; для налога на доходы физи­ческих лиц — совокупный доход.

Теоретически объекты налогообложения можно разделить на следующие виды:

  • права имущественные (право собственности на имущество и пользования имуществом);

  • права неимущественные (право пользования чем-либо и пра­во на вид деятельности);

  • действия субъекта (реализация товаров (работ, услуг); опе­рации с ценными бумагами; ввоз (вывоз) товаров (работ, услуг)на территорию страны);

  • результаты хозяйственной деятельности (добавленная сто­имость, доход, прибыль).

Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоя­тельный объект налогообложения. При этом его можно рас­сматривать как ориентир, с которым законодатель может свя­зывать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения согласно НК РФ являются:

• операции по реализации товаров (работ, услуг);

  • имущество;

  • прибыль;

  • доход;

  • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, ока­занных услуг);

  • иной объект.

Для того чтобы исчислить налог, необходимо измерить пред­мет налога, т.е. каким-либо образом его оценить. Оценка в свою очередь требует выбора соответствующего масштаба. Большин­ство предметов налогообложения нельзя выразить непосредствен­но в каких-либо единицах. Для их измерения выбирают физичес­кую характеристику (параметр измерения), определяя тем самым масштаб налога.

Масштаб налога — это установленная законом характеристи­ка (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется посредством стоимостных и фи­зических характеристик. При измерении дохода или стоимости то­вара в качестве масштаба налога используют денежные единицы; при исчислении акцизов на алкоголь — крепость напитков; при опреде­лении транспортного налога — мощность или объем двигателя.

1.3. Субъект налогообложения

Субъект налогообложения (налогоплательщик) — это обязатель­ный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на кото­рое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Налог непремен­но должен сокращать доходы налогоплательщика.

Согласно российскому законодательству (ст. 19 НК РФ) субъек­тами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уп­лачивать налоги и сборы. Например, налогоплательщиками по НДС признаются: организации, индивидуальные предпринима­тели и лица, осуществляющие перемещение товаров через тамо­женную границу РФ; по налогу на доходы физических лиц — фи­зические лица (резиденты и нерезиденты РФ).

В ст. 19 НК РФ указано, что «филиалы и иные обособленные подразделения» российских организаций исполняют обязаннос­ти этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахож­дения этих филиалов и иных обособленных подразделений». К иным категориям налогоплательщиков относятся постоянные представительства иностранных юридических лиц.

Вышеназванные филиалы и другие подразделения российских организаций уплачивают налоги не как самостоятельные налого­плательщики, а в порядке исполнения соответствующих обязан­ностей головной организации по месту их нахождения. Эта нор­ма, по существу, превращает филиалы и другие обособленные подразделения в своеобразные расчетные и кассовые центры, поскольку автоматически освобождает их от каких-либо обязан­ностей налогоплательщика. Они не должны регистрироваться в налоговых органах, информировать налоговые органы, об откры­тии банковских счетов, вести в установленном порядке учет дохо­дов и расходов и других объектов налогообложения. Все эти обя­занности в соответствии с НК РФ должна выполнять головная организация.

Налог может быть уплачен непосредственно самим налого­плательщиком по декларации или удержан у источника выплаты дохода. Поэтому следует отличать налогоплательщика от носи­теля налога. Носитель налога — это лицо, которое в конечном итоге несет бремя налогообложения. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет. Российское законодательство запрещает использование налоговых оговорок, по которым обязанность по уплате налога перекладывается на иное лицо. Например, при взимании налога на доходы фи­зических лиц работодатель (налогоплательщик) не может вклю­чать в договоры оговорки, в соответствии с которыми он при­нимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога за своего работника (как носителя налога) — в про­тивном случае на них налагаются соответствующие штрафные санкции.

В налоговых правоотношениях следует также отличать на­логоплательщика от налогового агента и сборщика налогов и сборов.

Налоговые агенты — лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налого­плательщиков и перечислению соответствующего налога в бюд­жет или внебюджетный фонд.

Организации, государственные учреждения и индивидуаль­ные предприниматели, которые при выплате заработной платы или вознаграждений по договорам гражданско-правового ха­рактера удерживают из доходов своих работников и перечисля­ют в бюджет или внебюджетный фонд налог на доходы физичес­ких лиц и ЕСН, являются налоговыми агентами в отношении этих налогов. В то же время они являются налогоплательщика­ми других налогов.

Налоговыми агентами являются также все российские орга­низации, имеющие договорные отношения с иностранными орга­низациями и физическими лицами, осуществляющими экономи­ческую деятельность в РФ, если в результате таких отношений иностранные организации и физические лица имеют доход либо какой-то иной объект, подлежащий налогообложению.

Сборщики налогов и сборов — уполномоченные органы (госу­дарственные, местного самоуправления) и должностные лица, принимающие от налогоплательщиков средства в уплату налогов и сборов и перечисляющие их в бюджет. В этой роли могут выс­тупать банки, отделения связи, местные администрации в сельс­кой местности и некоторые другие лица.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отноше­ниях через законного представителя (представительство по зако­ну) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить подоходный налог с доходов, полученных несовершеннолетним ребенком. Представителем по довереннос­ти может быть юридическое или физическое лицо, уполномочен­ное налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых отношениях, регулируемых законодательством (например, нало­гоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга).

Законными представителями организации являются все лица, которые согласно ст. 53 ГК РФ или учредительным документам организации уполномочены ее представлять. К ним относятся руководители, главные бухгалтеры, которые выступают от ее име­ни в гражданских правоотношениях. Указанным лицам не требу­ется специальных доверенностей, чтобы представлять организа­цию в налоговых правоотношениях.

С введением в действие части первой НК РФ в теории и практике налогообложения появилось новое понятие, характе­ризующее налоговые правоотношения, — «взаимозависимые лица». Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения призна­ются физические лица и организации, отношения между кото­рыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

а)одна организация непосредственно или косвенно участвует в деятельности другой организации, и суммарная доля такого уча­стия составляет более 20%;

б)одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в)лица состоят в соответствии с семейным законодатель­ством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свой­ства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Понятие «взаимозависимые лица» закреплено в НК РФ, что­бы взять под налоговый контроль трансфертное ценообразова­ние. Этой проблеме посвящены ст. 40 НК РФ и отдельные по­ложения специальной части НК РФ. Суть проблемы состоит в том, что если существуют различия в условиях налогооб­ложения в разных регионах одного государства или разных го­сударствах, то при взаимной договоренности партнеров можно оформить сделку между ними с возможностью уклонения от уплаты налогов, незаконного уменьшения налогооблагаемой базы и т.д.

Механизм трансфертного ценообразования активно исполь­зуется в России. Самая примитивная схема состоит в том, что, создавая дочернюю фирму в оффшорной зоне, российская компа­ния продает ей свою продукцию по минимальным ценам, уходя от уплаты налогов, установленных на территории РФ, а дочерняя фирма перепродает эту продукцию по реальным ценам мирового рынка, уплачивая при этом минимальные суммы налогов соглас­но оффшорному налоговому законодательству.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются принципом постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого субъекты налогообложения делятся на резидентов и нерезидентов.

Резиденты — это лица, имеющие постоянное местопребыва­ние в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полу­ченные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность). Необходимое условие резидентства в нашей стране — проживание гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства на территории РФ не менее 183 дней в календар­ном году.

Нерезиденты — это лица, не имеющие постоянного местопре­бывания в государстве. Налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данной стране (ограниченная налоговая обязанность).

Правила определения резидентства различны для физических и юридических лиц.

Налоговый статус физических лиц определяется с помощью те­ста физического присутствия. Когда временного критерия недоста­точно, для определения места налогообложения лица используются дополнительные признаки: расположение привычного местожитель­ства; центр жизненных интересов; место обычного проживания; гражданство — по договоренности налоговых органов.

Для определения резидентства юридических лиц используют различные тесты или их комбинации: инкорпорации; юридичес­кого адреса; места центрального управления и контроля; места текущего управления компанией; деловой цели. Так, в соответ­ствии с тестом инкорпорации лицо признается резидентом в стра­не, если оно в ней зарегистрировано. Налоговый статус юриди­ческого лица может быть определен и по дополнительным при­знакам: организационно-правовой форме; форме собственности; численности работающих в организации; виду хозяйственной де­ятельности; подчиненности организации.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Налоговая система России (2)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... налогов .......................... 6 1.2. Налоговая система России ................ 7 1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком ........ 7 1.2.2. Сруктура действующей налоговой системы Российской ...
  2. Налоговая система России (3)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... : «Налоговая система России» Москва – 2008 Содержание Введение 3 Глава I. Сущность налоговой системы России 5 1.1. Понятие налоговой системы 5 1.2. Принципы построения налоговой системы и ее ...
  3. Налоговая система России (4)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... 1.4 Налоговые льготы в РФ 2. Недостатки налоговой системы России 3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России 3.1 Основные направления реформы налоговой системы России 3.2 Налоговая система ...
  4. Налоговая система России (5)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... (бездействия) и их должностных лиц. Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах ... с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи ...
  5. Налоговая система России (7)

    Реферат >> Финансы
    ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 III. Заключение: 1) недостатки налоговой системы России; . . . . . . . . . . . . . . . 26 2) пути оптимизации налоговой системы России . . . . . . . . . . 30 I. Введение. Налоги ...
  6. Налоговая система России (9)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... , формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоговая система России является одной из самых «молодых» ... практическую реализацию, на примере структуры налоговой системы России; - выявить тенденции, по которым развивается ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0028488636016846