Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансовые науки->Курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования эффективной налоговой системы Российской Федерации, призванной способствовать развит...полностью>>
Финансовые науки->Курсовая работа
Изменениями, внесенными абз 2 - 6 и 9 п 5 ст 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г устраняется ряд технических неувязок Первая неувязка состояла в том,...полностью>>
Финансовые науки->Отчет по практике
ИФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о нало...полностью>>
Финансовые науки->Курсовая работа
Смысл и содержание местного самоуправления в первую очередь составляют права человека Именно поэтому в системе муниципального права выделяют гуманисти...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Финансовые науки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В ходе как официальной, организованной, так и вынужденной, неорганизованной, эмиссии ее объекты образуют состав и структуру денежной массы, которая реально функционирует и обеспечивает денежные потребности. Просчеты в организации этого типа денежной эмиссии формируют эмиссионные риски, значительно затрудняющие регулирование экономики. Еще одним типом подхода, дифференцирующим денежную эмиссию, является разделение ее по субъектам, или эмитентам, что имеет важное значение с точки зрения оценки эффективности эмиссионного регулирования. Если рассматривать денежную массу в широком плане, включая и квазиденьги, и вторичные эквиваленты, то эмитентами может быть достаточно широкий круг юридических лиц. Естественно, что качественные характеристики, результативность и эффективность их эмиссионных действий значительно различаются. Эмиссионная деятельность для них может быть основной, а иногда и вообще не иметь к их работе прямого отношения.

В первую очередь среди эмитентов следует назвать центральные банки, выпускающие денежные инструменты, имеющие официальный статус банкноты, разменные монеты и осуществляющие безналичную денежную эмиссию. К достаточно значимым эмитентам, занимающим при некоторых государствах ведущее место, следует отнести министерство финансов, казначейство и т.п., выпускающие в оборот казначейские билеты, казначейские векселя, другие государственные ценные бумаги и контролирующие деятельность эмиссионных банков или включающие их в свою структуру, а также местные органы власти, которые могут эмитировать облигации местных займов, выполняющих ряд денежных функций. Большую роль в формировании денежной массы играют коммерческие банки и иные кредитные учреждения. Действие денежного мультипликатора усиливает значимость их эмиссионной деятельности, что обусловливает необходимость применения центральным банком различных мер и методов денежно-кредитного регулирования, ограничивающих или стимулирующих объемы активных и пассивных операций коммерческих банков.

Не следует недооценивать и роль «неспециализированных» эмитентов, предпринимательских структур, которые эмитируют коммерческие, долевые и долговые ценные бумаги, в ряде случаев достаточно эффективно обеспечивая специализированные области денежного оборота платежными и расчетными средствами, а в кризисных ситуациях различными денежными суррогатами, которые нейтрализуют одни, но создают другие проблемы расчетов и платежей. Отдельно следует отметить в качестве эмитентов производителей вторичных эквивалентов, под которыми понимаются товары, берущие на себя функции денег в условиях кризисов, когда официальные денежные знаки их выполнять не в состоянии или выполняют лишь частично, а также когда возникает дефицит отдельных видов денежных инструментов.

Классификация денежной эмиссии по объектам и субъектам имеет важное значение при контроле центрального банка за динамикой показателей или агрегатов денежной массы, определении различных уровней ликвидности денежных инструментов. Уровень ликвидности денежных инструментов зависит от того, как быстро они могут быть проданы или обменены на товары и услуги с минимальными издержками относительно их стоимости. Например, наличные деньги, эмитируемые центральным банком, обладают абсолютной ликвидностью. То же самое можно сказать и о части безналичных денег, находящихся на счетах в центральном банке. Однако наличные деньги, размещенные в коммерческий банк на срочный депозит, не могут рассматриваться в качестве абсолютно ликвидного актива, поскольку не могут быть использованы их владельцем для осуществления расчетов и платежей до окончания срока действия депозита или без получения предварительного согласия банка. В большинстве стран высоколиквидными, но не абсолютно ликвидными считаются краткосрочные государственные ценные бумаги, казначейские векселя. К менее ликвидным денежным инструментам относятся депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты, векселя, некоторые другие виды ценных бумаг, значение которых с точки зрения необходимого объема денежной массы определяется особенностями национального законодательства, а также уровнем развития финансового и денежного рынков. Уровень ликвидности денежных инструментов, выпускаемых другими эмитентами, значительно ниже.

С учетом уровня ликвидности денежных инструментов основными показателями, характеризующими размеры денежной массы, являются денежные агрегаты М1 и М2. Агрегат Ml включает наиболее «узкую» группу денежных инструментов. К ним относятся наличные деньги в обращении, за исключением их части, находящейся в коммерческих банках, и средства юридических и физических лиц на текущих и расчетных счетах в коммерческих банках. Деньги на этих счетах в любой момент без какого-либо предварительного согласия банка могут быть использованы их владельцами в качестве законного платежного и расчетного средства. Таким образом, так называемый «узкий» показатель денежной массы состоит из части обязательств центрального банка, т.е. денежных инструментов, эмитированных центральным банком, а именно наличных денег в обращении, и части обязательств коммерческих банков — средств на текущих и расчетных счетах. Более широким показателем денежной массы является агрегат М2, в который помимо тех инструментов, которые уже учтены в показателе М1, могут быть включены срочные и сберегательные депозиты в банках, краткосрочные банковские акцепты и векселя и некоторые другие достаточно ликвидные активы. Для оценки еще более широкого показателя денежной массы, включая квазиденьги, т.е. денежные инструменты, эмитируемые широкой группой юридических лиц, могут быть использованы показатели МЗ, М4 и т.д. В них дополнительно могут быть включены долгосрочные государственные ценные бумаги, коммерческие векселя, облигации и другие долговые обязательства ведущих компаний и фирм, обращающиеся на фондовой бирже, обязательства местных органов власти, другие менее ликвидные денежные инструменты.

Исторический опыт нашей страны и зарубежных стран, теоретические разработки и анализ практики позволяют классифицировать виды и типы денежной эмиссии по признаку ее организации. При этом большое влияние на формирование классификационных групп оказывают субъекты и объекты эмиссии. В историческом плане можно выделить:

● природно-стихийную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквивалентов и драгоценных металлов в естественных формах;

● природно-производственную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквива­лентов и драгоценных металлов в формах первичной унификации, связанную не только с добычей, но и с переработкой объектов эмиссии;

● открытую чеканку монет из драгоценных металлов;

● закрытую чеканку монет из драгоценных металлов, при которой особое значение приобретают организация, контроль и регулирование эмиссионных процессов со стороны соответствующих органов государственной власти;

● открытую эмиссию кредитных денег, включая долговые расписки и первичные векселя, базирующуюся на договоренностях, традициях;

● открытую регулируемую эмиссию разменных и кредитных денег — монет, коммерческих векселей и т.п., имеющих более четко зафиксированные организационные схемы;

● открытую контролируемую эмиссию кредитных денег, т.е. ценных бумаг по проспектам эмиссии;

● закрытую, жестко организованную эмиссию всех видов денег монопольными эмиссионными центрами — центральным банком и органами власти: банкнот, монет, государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия и организация денежного оборота и особенно эмиссионное регулирование предполагают также определенную специализацию, позволяющую разделить эмиссию по классификационному признаку сфер оборота денежных инструментов. Сферы оборота также связаны с объектами и субъектами эмиссии, так как многие из них изначально имеют определенную ориентацию, а в некоторых проявляется и специализация денежных инструментов. Так, наличные деньги нацелены в первую очередь на сферу оборота товаров широкого потребления — обслуживание оборота населения, розничной, мелкооптовой торговли, сферы услуг. Могут быть также выделены и такие специфические сферы эмиссии, как организационно-замкнутые, — например, оборот талонов, чеков и др. только внутри предприятий, организаций, объединений между их организационными структурами или сотрудниками; так и инструментально-замкнутые, — например, оборот векселей с передачей их по индоссаменту. Наконец, следует указать еще один достаточно важный с позиции эмиссионного регулирования подход, согласно которому выделяют тип эмиссии в зависимости от комплексности, завершенности ее сценариев. Так, полный сценарий эмиссии включает все ее этапы — от разработки внешнего вида и определения номиналов денежных знаков до лимитов и принципов их оборота, методов эмиссионного регулирования. Базовый, минимальный, или «узкий», сценарий состоит только из процесса выпуска денег в обращение. Различные виды комплексных, а также частичных сценариев эмиссии объединяют отдельные варианты комплектации эмиссионных процессов.

Классификационные признаки отдельных видов эмиссии могут лежать в основе выработки направлений, сценариев, приемов эмиссионного регулирования и анализа ее воздействия на различные элементы экономики страны. Рассмотренные виды и типы денежной эмиссии позволяют сделать вывод о неоднозначности, многоплановости и разнообразии проявления этой экономической категории. Различные цели, объекты, субъекты, сферы организации денежной эмиссии предполагают разнообразные сценарии ее проведения, а главное — ее результаты. При этом эмиссия как экономическая категория выполняет ряд функций: регулирующую, перераспределительную, контрольную, экономии издержек обращения. Перераспределительная функция определена тем, что в ходе эмиссии денежные инструменты перемещаются от эмитентов прямо, непосредственно или через посредников в соответствующие сферы денежного оборота, для которых они предназначены. Контрольная — проявляется в ходе разработки эмиссионных действий, и особенно в различных реакциях на них элементов и сегментов эмиссионных сфер. Функция экономии издержек обращения связана с возможностью минимизировать затраты на изготовление денежных знаков, организацию их выпуска в оборот и его осуществление путем оптимизации набора эмитируемых денежных инструментов, максимально адаптированного к современным условиям страны: техническим, технологическим, организационным и иным, вплоть до социальных. Если попытаться выстроить иерархию функций денежной эмиссии, то на ее вершине следует поместить регулирующую, предполагающую, что в целевые установки денежных эмиссий обязательно входят позитивные изменения в экономике, уровне деловой активности, деятельности субъектов, элементов эмиссионных сфер, а также решение проблем и нейтрализация рисков, в зоне действия которых они оказались,

С учетом вышеназванных функций можно определить эмиссионное регулирование как систему целевых установок и ограничений, методов, приемов и инструментов, оказывающих в ходе операций по выпуску или изъятию денег из обращения прямое воздействие на элементы денежной системы, объем и структуру денежной массы и косвенное — на экономическое и финансовое положение государства, общественных, предпринимательских структур и населения. В наиболее общем виде приоритеты и целевые установки эмиссионного регулирования могут быть подразделены на макроэкономические и микроэкономические. Цели и приоритеты макроэкономического уровня в сфере денежного обращения включают, во-первых, обеспечение необходимого объема и структуры денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических субъектов. Причем речь идет о потребностях, связанных с реальным товарным оборотом и реальными инвестициями, и о необходимости учета и специализации денежных инструментов, обеспечивающих потребности различных экономических сфер. Во-вторых, поддержание баланса между размером денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом потребностей экономического роста. Неблагоприятны любые нарушения этого баланса, связанные с чрезмерным или недостаточным объемом денежной массы; резким ускорением или замедлением скорости оборота денег; необоснованным снижением или значительным и быстрым изменением структуры и емкости товарного рынка по политическим мотивам; монополистической практикой ценообразования и др. В-третьих, сокращение темпов или нейтрализацию инфляции, связанной с изменением объемов и темпов денежной эмиссии, механизмами организации и обеспечения денежного оборота, использованием эмиссионных элементов денежно-кредитной политики, а также снижение вероятности появления денежных суррогатов, способных затруднить работу отдельных элементов финансовой системы. Эта целевая установка может также включать использование вторичных эквивалентов в регулируемых, нормативных рамках, а, кроме того, в качестве инструментов обеспечения, поддержания устойчивости оборота официальных денежных знаков.

Для микроэкономического уровня приоритеты и цепи эмиссионного регулирования более конкретны, как конкретны и специфические потребности определенных субъектов экономики, финансовой системы страны. Ими могут быть: обеспечение всех заинтересованных субъектов, как физических, так и юридических лиц, достаточным по количеству и соответствующим по видам и качеству арсеналом расчетных инструментов с учетом, естественно, их специализации по сферам оборота; обеспечение всех предпринимательских структур достаточно функциональным инструментарием для поддержания и адекватного пополнения оборотных средств, формирования необходимого по объему и защищенного от инфляционного обесценения амортизационного фонда, т.е. для поддержания кругооборота активов предприятий в условиях инфляции; инструментальное обеспечение краткосрочных инвестиций путем включения в оборот достаточного количества обладающих соответствующим официальным статусом денежных и фондовых ценностей, свойства которых позволяют быстро переводить их из активного оборота в инвестиции и наоборот; обеспечение возможности осуществления операций долгосрочного доходного инвестирования для предпринимательских структур и населения через предоставление широкого доступа к денежным инструментам, выполняющим функцию накоплений, инвестиций и сбережений; возможность не фиктивного, а реального кассового исполнения бюджета в его доходной и расходной частях через обеспечение в обороте достаточного количества денежных инструментов, необходимых как для реального сбора налогов, так и для соответствующих бюджетных выплат.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Необходимость и сущность денег (3)

    Реферат >> Финансовые науки
    Содержание. Содержание. 1 Введение. 2 1. Необходимость и сущность денег. 4 2. Функции денег. 9 3. Роль денег в рыночной экономике. 18 Заключение. 20 ... как средство платежа; - мировые деньги. 1. Необходимость и сущность денег. Деньги – это одна из тех ...
  2. Необходимость и сущность денег в рыночной экономике

    Реферат >> Финансы
    ... литературы 12 Вариант 1. Необходимость и сущность денег в рыночной экономике Необходимость и сущность денег в рыночной экономике Сущность денег заключается в том, что ...
  3. Сущность денег (4)

    Реферат >> Экономика
    ... цели экономической политики. Следовательно, количеством «денег» необходимо управлять, и денежные агрегаты, подлежащие измерению ... . Однако, экономическое значение денег трудно переоценить. Без понимания сущности денег и их функций невозможно ...
  4. Сущность денег (7)

    Реферат >> Финансы
    Сущность денег Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической ... различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Сущность денег характеризуется тем, что: Деньги являются ...
  5. Необходимость и сущность финансов (1)

    Реферат >> Финансы
    Необходимость и сущность финансов Финансы являются одной из ... . Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность ... финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019710063934326