Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Сочинение
Проблема бедности во многих странах была и остается острой темой среди всех слоев населения Но для России она является особенно актуальной Нимало науч...полностью>>
Социология->Доклад
Одной из основных причин детского бедствия является разводы родителей Когда распадается семья, «цветы жизни» оказываются в зоне риска Почему люди сход...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций ...полностью>>
Социология->Реферат
Ни один человек в здравом уме и твердой памяти не желает, чтобы в его жизни состоялся развод, он ведь не вступает в брак, думая, что его жизнь станет ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Принцип индивидуального личностного подхода - предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я-концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе, прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием.

Принцип природосообразности - предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, построение воспитательного процесса на основе этого знания, создание педагогических условий для последовательного, в соответствии с природными данными и возрастными особенностями, развития.

Принцип творчества и свободы - предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, "сотворения" им собственной жизни; развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности, способствующих этому развитию и создающих условия для свободы творчества.

Принцип свободы и выбора - предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор (содержания, форм, способов, видов деятельности).

Принцип деятельности - предполагает такую организацию жизнедеятельности в детском доме, при которой каждый воспитанник, выбрав вид деятельности, отвечающий его способностям и потребностям, сможет проявить лучшие качества своей личности.

Принцип культуросообразности - предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования воспитанникам в приобщении их к культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.

Принцип комплексности и целостности - предполагающий воспитание и развитие позитивных качеств ребенка в комплексе; организацию деятельности, в которой ребенок сможет раскрыться с разных сторон17.

В последние годы в России наметился комплексный подход в создании территориальных социально-педагогических учреждений, что позволяет по определенной системе оказывать разнообразную помощь каждому ребенку, нуждающемуся в социальной, педагогической и психологической помощи, определять его дальнейшую судьбу.

Имеющийся в стране опыт по созданию системы социальной психолого-педагогической поддержки детства показывает, что комплексный подход позволяет:

во-первых, создать условия для обучения и воспитания всех категории детей "группы риска" (дезадаптированных, продвинутых, педагогически запущенных, слабоуспевающих, сирот, оставшихся без попечения родителей, подвергшихся жестокому обращению, перенесших травмы);

во-вторых, осуществить реабилитацию (педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и т.д.) всех нуждающихся в ней детей и подростков18.

На наш взгляд, данная деятельность кроме этого должна включать обучение ребёнка навыкам социальной компетентности, обеспечивать условия для реализации его творческого и личностного потенциала, удовлетворения базовых потребностей в безопасности, принятии, признании и уважении личности ребёнка во всём многообразии её проявлений.

Комплексное сопровождение должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, таких как:

Правовая защита и правовой всеобуч.

Педагогическая поддержка.

Социальная помощь.

Психологическое сопровождение индивидуального развития.

Обучение навыкам социальной компетентности.

Говоря о комплексном сопровождении ребёнка, как системе социально-педагогической помощи, мы выделяем следующие его особенности:

сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов в данной деятельности;

междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий специалистов из различных ведомств и служб;

широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, прерывание процесса его дезадаптации, аддиктивного и противоправного поведения, так и на предупреждение возникновения данных явлений;

особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;

использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении конкретных проблем его личностного развития и социального становления.

Специфика социальной ситуации ребёнка-сироты добавляет к данным условиям ряд моментов, связанных с недостатком социального и культурного опыта и возможностей его приобретения в семейном окружении. Таким образом, процесс сопровождения ребёнка в условиях интернатного учреждения имеет ряд особенностей и, по нашему мнению, предполагает организацию учреждением деятельности по прохождению ребёнком следующих этапов.

Первым этапом реализации наиболее общей для большинства воспитанников программы позитивного развития является создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны педагогов и практически всех сотрудников детского дома. Дети должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными так же, как и в хорошей семье. Категорически недопустимы угрозы, окрики, оскорбления, запугивания и прочее негативное отношение к детям, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, скрытую, а то и явную враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.

Этот этап включает в себя реабилитацию ребёнка, направленную на восстановление и укрепление его нового статуса, восполнение сил и веры в своё будущее, адаптацию ребёнка к новым условиям проживания, правилам и нормам детского дома. Здесь также идёт процесс формирования у ребёнка чувства безопасности, когда он начинает понимать, что завтрашней день не принесёт ему новых испытаний, что его новая жизнь обустроена, и в ней можно строить планы на будущее. Данный этап может охватывать время от начала работы по устраиванию ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.

На втором этапе необходимо четкое и ясное понимание детьми своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Здесь необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении всех условий первого этапа. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения человека, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества. Так же, как и на первом этапе, воспитатели должны быть безусловным образцом поведения и отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни воспитанников.

Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в каждом конкретном учреждении и предполагает разработку программы его вхождения в детский коллектив, освоение социальных навыков, активное включение в жизнь детского дома. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в каждом конкретном учреждении и по длительности продолжается от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь.

На третьем этапе реализации программ по коррекции проблем социализации детей упор должен быть сделан на формировании навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности, - на основе понимания прав и обязанностей каждого человека, а также - на основе теплых человеческих отношений, дружбы и привязанности, сформированных на первом этапе.

Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационно-развивающей работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционно-развивающей, психологической, социальной и т.д.). Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении. Если на первом этапе реабилитация была направлена на удовлетворение базовых потребностей ребёнка, прежде всего в безопасности и физиологическом комфорте, то здесь она направлена не только на восстановление, но и на развитие. Придаётся импульс к развитию коммуникативных навыков, лидерских и творческих способностей, а также к реставрации таких личностных новообразований как автономия, инициативность, компетентность, личностная идентичность (А. Маслоу, Э. Эриксон). На этом этапе организуется социально-ориентированое обучение детей через тренинги социальной компетентности, творческого самовыражения, эффективного взаимодействия, а также разрабатываются и реализуются программы индивидуального сопровождения (консультации, психотерапия, индивидуальные занятия по отдельным предметам, правовой всеобуч).

На четвертом этапе акцент делается на собственных интересах ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Конечно, это необходимо всегда, но особое внимание этому следует уделять после развития качеств, указанных выше. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности. Создаются условия для как можно более разнообразной деятельности: клубы, кружки, походы, коллекционирование, спорт и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Ребенку оказывается все возможные виды поддержки19.

На пятом этапе формируется социальная позиция личности, его личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути, допрофессиональное обучение. Если ребенок не получил должного развития на первом или втором этапе, его нормальное развитие на дальнейших этапах будет значительно затруднено. Не следует торопиться развивать высшие потребности и более высокие нравственно-духовные качества, пока не обеспечены потребности более низкого уровня развития личности. На этом этапе также проходит подготовка подростков к выходу в самостоятельную жизнь. Время его прохождения - очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения. Несомненно, в работе с конкретными детьми нужно учитывать особенности их развития и применять разнообразные психолого-педагогические формы, приемы, методы и техники воспитания, адекватные возрастным и личностным этапам развития.

На шестом этапе сопровождения выпускники проходят аттестацию на социальную зрелость. Результаты аттестации могут показать, насколько у выпускника сформирован профессиональный личный план, имеет ли он достаточный социальный и личностный потенциал для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. Вместе с тем практика показывает, что сопровождение должно быть продолжено за стенами детского дома, т.к15-ти летнему подростку, не имеющему поддержки со стороны семьи необходим значимый взрослый, который бы помогал ему решать возникающие после выпуска проблемы, т.е. способствовать процессу постинтернатной адаптации. В качестве вариантов постинтернатной адаптации мы предлагаем передачу выпускника "с рук на руки" учебному учреждению при сохранении и развитии в новом заведении навыков и условий дальнейшего развития молодого человека в изменившемся социальном окружении20.

Здесь мы привели лишь наиболее общие ориентиры для создания и реализации конкретных коррекционных программ по преодолению проблем социализации детей в детском доме, которые должны нарабатываться творческими командами педагогов детских домов в партнёрском взаимодействии с учителями школ и специалистами других органов и служб. В каждом конкретном случае определяется основная проблематика детского дома, характерные профессиональные затруднения педагогов, учитываться потенциал и мотивация его работников на инновационную деятельность. Исходя из этого, в каждом случае и будет нарабатываться педагогическими командами свой арсенал способов и средств по преодолению проблем социализации детей.

Вывод:

Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающих стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающих нормальное социальное функционирование. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.

Это возможно только в случае, если социализация оказалась успешной и проходила в семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным.

Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.

Воспитание в детском доме часто не является удачным, так как очень существенно отличается от семейного.

Особенности социализации воспитанников детского дома связаны с обедненностью их мотивационно-потребностной сферы; слабой осознанностью социальных отношений и недостаточностью социальных представлений; трудностями овладения знаково-символической деятельностью.

Правомерен вывод о необходимости реформирования детских домов, развития института приемной семьи, фостерной семьи, где ребёнок сможет строить нормальные отношения, учиться им и пытаться их реализовывать.

Глава II. Изучение особенностей социализации воспитанников детского дома



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Составление бизнес-плана для детского сада

    Бизнес-план >> История
    ... длительную перспективу устойчивое развитие и успешную социализацию, как каждой отдельной личности, так ... проблемах и так далее. По желанию родителей будут проводиться занятия по адаптации ребенка к детскому саду ...
  2. Значение сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... общественных отношений. На сегодняшний день проблема социализации ребенка дошкольного возраста, а именно использование сюжетно ... . Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М: Педагогика. - 1988. Социальная психология / Под ...
  3. Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

    Дипломная работа >> Психология
    ... , посещали ли они детский сад или воспитывались дома. Возникает проблема исследования: определить существуют ... неповторимости и самовыражения ребенка. Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их ...
  4. Социально педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада

    Дипломная работа >> Психология
    ... -педагогического сопровождения. Идеальная цель — адекватная социализация и развитие индивидуальности человека. Эта идеальная ... с детским садом. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его ...
  5. Организация финансового управления предприятием Детский сад № 19 "Пчелка"

    Отчет по практике >> Финансовые науки
    ... ребенка детский сад № 19 «Пчелка» функционирует с 1985 года. Здание детского сада ... -оздоровительные мероприятия. Уровень социализации личности дошкольника во многом ... воспитанников. По данной проблеме на базе детского сада старшим воспитателем Гладковой ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017991065979004