Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Курсовая работа
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Преступность несовершеннолетних в настоящее время является одной из основных проблем нашего общества. Каждый год возрастает количество преступлений со...полностью>>
Государство и право->Реферат
Почвенный покров является естественной базой для поселения людей, служит основой для создания рекреационных зон. Он позволяет создать оптимальную экол...полностью>>
Государство и право->Реферат
Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выяв...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Система органов прокуратуры и

полномочия прокуроров

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры в РК является Указ Президента РК имеющий силу закона о прокуратуре от 21 декабря 1995 г. Согласно Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Сената Парламента Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором . Подробности организации системы прокурорских органов закреплены в Законе о прокуратуре.

Согласно закону, прокуратура Республики Казахстан состоит из генеральной прокуратуры, являющейся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратур областей и приравненной к ним прокуратуры столицы. Кроме того к ней относятся прокуратуры городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и распускаться по представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная, природоохранительная прокуратуры и прокуратура по надзору за исправительно-трудовыми учреждениями. По своему статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или межрайонных прокуратур.

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

Как уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики Генеральный прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных нормативно-правовых актов—приказов, указаний, распоряжений,—а также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокурорских органов.

Приказ Генерального прокурора РК руководящего характера определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры.

Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.

Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий прокурором и следователем.

Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных действий. В Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.п2.

Генеральному прокурору подотчетны все нижестоящие прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет , возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по собственному желанию.

Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами областей. В их полномочия входит управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.

Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В структуре областных прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками и имеющие в штате соответствующих прокуроров.

Основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов, районов, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они соответствующим прокурором, который имеет заместителя и помощников, функции которых обычно распределяются по отраслям надзора.

Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут назначаться прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию входит управление деятельностью районных прокуратур, а также возможность внесение на рассмотрение вышестоящего прокурора предложений об изменении штатного количества аппарата подчиненных прокуратур и о расстановке кадров.

При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам исполнения закона.

В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению соответствующего прокурора.

В структуре прокурорских органов можно также выделить следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственный аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).

Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим по указанию прокурора.

3. Прокурорский надзор как основное направление деятельности органов прокуратуры.

Прокуратура Республики Казахстан представляет собой единую централизованную систему, независимую от других государственных органов, должностных лиц, которая подотчетна лишь Президенту Республики (п.2, ст.83 Конституции Республики Казахстан). Цель Прокуратуры определена в пункте 1, статьи 83 Конституции Республики Казахстан:

«1. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование».

В соответствии с приведенной статьей Конституции, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г., в статье 4, прокурорский надзор определен как один из основных направлений и содержание деятельности органов прокуратуры. Прокурорский надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, и иных нормативных правовые актов можно подразделить на пять отраслей:

  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства;

  • надзор за оперативно-розыскной деятельностью;

  • надзор за законностью следствия и дознания;

  • надзор за законностью административного производства;

  • надзор за законностью исполнительного производства;

а также представительство интересов государства в суде.

Для указанных отраслей прокурорского надзора свой предмет надзора, а у прокурора, действующего в рамках какой-то определенной отрасли, имеется определенная совокупность полномочий, позволяющая эффективно решать возложенные него законом задачи.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, а именно: принцип единства и централизации; принцип независимости органов прокуратуры от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений; принцип гласности в действиях органов прокуратуры; невмешательство в деятельность органов прокуратуры; общеобязательность актов прокурорского надзора (ст.3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Надзор органами прокуратуры осуществляется прокурором в пределах его компетенции путем проведения проверок после вынесения постановления о производстве проверки. В указе приводится перечень оснований для вынесения постановления прокурором о производстве проверки:

  • поручение Президента Республики Казахстан;

  • заявления, жалобы, сообщения и другие данные о нарушении законодательства;

  • непосредственное выявление признаков нарушения законодательства;

  • поручение или запрос вышестоящего прокурора,

(ст.5 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Сотрудники прокуратуры, осуществляя свою деятельность, вправе беспрепятственно входить в помещения государственных органов, организаций, получать доступ к их документам и материалам, знакомиться с судебными делами и их истребование из суда. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные обязаны:

  1. безвозмездно предоставить необходимые материалы и сведения;

  2. выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения.

Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, и иных нормативных правовые актов, можно разделить на две части: полномочия по выявлению нарушений и полномочия, направленные на устранение выявленных нарушений. Если факт нарушения закона или иного нормативного правового акта будет установлен, то прокурор выносит по данному факту акт прокурорского надзора. Актами прокурорского надзора являются протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г., указанные акты обязательны для исполнения всеми организациями, должностными и физическими лицами на территории Республики Казахстан.

Задачами надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства являются:

  1. обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан;

  2. принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав (п.1, ст.28 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Прокурор обладает широкими полномочиями при осуществлении в данной отрасли надзора. Он вправе получать показания от граждан, должностных лиц, требовать производства проверок по фактам нарушений, привлекать к осуществлению проверок на основе взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов, выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законодательством. И по результатам проверок прокурор может вносить протест, давать предписания, приостанавливать действия незаконного акта, за исключением закона, выносить постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном нарушении, принимает меры по возмещению материального ущерба, обращается в суд за защитой прав и законных интересов юридических и физических лиц, отстаивать интересы государства в суде, вносить представления об устранении нарушений законности органу или должностному лицу, отменить меры запретительно-ограничительного характера наложенные государственными органами или должностными лицами.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Прокуратура как орган государства с особым статусом

    Реферат >> Государство и право
    ... Прокуратура как орган государства с особым статусом» С.В. Головчанский Научный руководитель – ст.пр. Е.Ф. Ким Прокуратура ... – это многофункциональный орган надзора за ... прокуратуры принимаются только граждане Российской Федерации, имеющие высшее ...
  2. Организация и деятельность прокуратуры в Республике Беларусь

    Закон >> Государство и право
    ... важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов ...
  3. Понятия,цели и задачи прокурорского надзора

    Реферат >> Государство и право
    ... с тем прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших мест. Как орган высшего надзора за точным ... важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов ...
  4. Прокурорский надзор за исполнением законов и соблюдением законности

    Реферат >> Государство и право
    ... прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор ... важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов ...
  5. Понятие прокурорского надзора и органов прокуратуры

    Реферат >> Государство и право
    ... важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001986026763916