Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Весь природный ландшафт для кочевника представляет самостоятельную ценность. При распространении ислама вся территория, начиная с Мекки, приобретает н...полностью>>
Культура и искусство->Курсовая работа
Элементы научной новизны: доказано, что спортивный отбор играет важнейшую роль в становлении будущего спортсмена. Поэтому, спортивное ориентирование, ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Структура процесса подготовки спортсмена базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства. Эти закономерности ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Алкоголь можно рассматривать как рафинированный продукт питания, пищевая ценность которого заключается только в энергетической ценности. Несмотря на о...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………….2

Глава 1

Студент как субъект физической культуры………………………………….4

Анализ понятия «готовность к самоорганизации»……………………..10

Самоорганизация в реформе вузовского физического

воспитания…………………………………………………………………………………….13

Исследование факторов, влияющих на интерес и занятие

физической культурой…………………………………………………………………..17

Как научить человека вести здоровый образ жизни……………………21

Глава 2

Эмпирическая часть……………………………………………………………………….25

Заключение…………………………………………………………………………………….27

Список используемой литературы………………………………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования - выделить уровень сформированности самоорганизации двигательной деятельности обучающихся. Обосновано, что самоорганизация двигательной деятельности обучающихся - признак направленности физического воспитания на их личностное развитие.

Проблема исследования состоит в определении сущности и содержания процесса самоорганизации двигательной деятельности обучающихся.

Актуальность исследования. Человек, ведущий здоровый образ жизни и умеющий использовать физическую культуру как фактор активизации своего личностно-профессионального роста, понимается как главная цель физкультурного образования. (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.П. Ильин, Л.И. Лубышева, В.Л. Лях и др.)

Социологические исследования, проводимые О.А. Мильштейном (1989), показывают, что общественная активность (в том числе и физкультурно-спортивная) во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентации, предпочтений и установок. Для большинства молодых людей характерно то, что они провозглашают свое положительное отношение к физическим упражнениям, но на практике ими не занимаются. Зачастую зрительская активность в отношении спорта преобладает над двигательной.

К общим субъективным факторам, препятствующим занятиям по физической культуре, специалисты психологи относят: - неорганизованность личности (пассивность, неумение организовать активный досуг, студенческий быт в целом, неспособность рационально использовать свободное время); - отсутствие личной убежденности в необходимости занятий физическими упражнениями; - низкий уровень физкультурной грамотности; - неразвитость и нестабильность мотивации, интересов и потребностей студентов в освоении ценностей физической культуры (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л.И. Лубышева).[1]

Задачи для достижения цели:

1. Изучить литературу по данной проблематике.

2. провести анкетирование студентов, для выявления отношения к занятиям физической культурой.

3. Проанализировать данные, сделать выводы, предложить варианты решения этой проблемы.

В ходе анализа научно-педагогической литературы мы выявили, что проблема формирования самоорганизации в физической культуре специально не исследовалась. В связи с этим приобретает актуальность исследование данной проблематики.

Современная система физического воспитания ориентирована на создание условий, оптимальных для самораскрытия человека и стремления к личностному совершенствованию. Рост требований общества к физическому воспитанию (в настоящее время оно не сводится к простому формированию двигательных умений и развитию физических качеств) обусловливает значительное усложнение дидактических технологий. В сложившихся условиях необходим поиск новых подходов к решению задач физического воспитания, а это возможно при условии модернизации его содержания и технологий через ориентацию их на проявления разнообразных самопроцессов, среди которых особое место принадлежит процессу самоорганизации личности, являющемуся необходимым условием развития человека. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Важным аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.

СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры прежде всего связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. Поэтому образование в вузе ориентировано на формирование и воспитание студента как субъекта собственной физической культуры. В этой ситуации студент реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого приобретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, может образовать себя сама, подчинять образование целям личностного роста. Одновременно образование становится фактором психической активности личности, формой ее культурного бытия. Вместе с тем образование в значительной мере детерминировано логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей. А для этого должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования.

Одним из важнейших критериев, позволяющих судить о реальности такого образовательного процесса, является достижение личностью такого состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и социальные процессы с "само"- реализацией. Они получают отражение в ее самоориентации и самоорганизации, возможно полном самовыражении в социокульурной (в том числе физкультурно-спортивной) и профессиональной деятельности, в потребности и возможности самопознания и самосовершенствования, в сформированности развитого самосознания, достижения эффективного самоуправления.[1]

Однако современная образовательная практика в сфере физической культуры не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпускники вузов в своем большинстве не являются активными, самостоятельными носителями и трансляторами ценностей, накопленных и интериоризированных в этой сфере культурного развития, что существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений, отношений на культуру учебного и профессионального труда, быта, отдыха, стиль жизни, отношение к здоровью, снижает в целом гуманитарно-личностное развитие.

Сложившееся положение требует разрешения ряда основных противоречий, которые характеризуются:

- необходимостью повышения уровня образованности студентов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовностью к постижению ее широкого ценностного содержания;

- деятельной природой активности, присущей студенчеству, и проявлением ее в освоении методов и способов познавательной и практической деятельности в сфере физической культуры;

- значимостью проявления студентом субъектной позиции в образовательном процессе и использованием личностно развивающих педагогических технологий, обеспечивающих ее становление и проявление.

Использование целенаправленных педагогических воздействий и организация самовоздействий личности, направленных на разрешение отмеченных и ряда других противоречий, невозможно без понимания сущности студента, раскрытия системы его внутренних потенциальных сил, механизмов и закономерностей их функционирования и развития. К сожалению, студент как субъект образовательно-воспитательного процесса для большинства педагогов физической культуры остается пока нераспредмеченным, "сущностью в себе".

Для рассмотрения необходимой преобразова тельной педагогической деятельности в указанном направлении остановимся на ряде исходных теоретических положений.

Понятие "субъект" характеризует способность личности к самоорганизации и саморегуляции , осуществлению себя как субъекта деятельности, проявлению в ней активности. Это инициатор, деятель, способный не только присваивать мир предметов, действий, идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые. Обладая развитым сознанием и самосознанием, он способен к саморазвитию, самореализации, самопостижению, самоопределению соответственно своим замыслам и намерениям. Интериоризация им ценностей физической культуры в ее избранных видах и формах создает условия для объективирования себя на более высоком качественном уровне. Вместе с тем как субъект - он творец собственной жизни, ее духовных и физических сил, способный превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.[3]

Субъектность пронизывает все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном, и в индивидуальном, и тем более в универсальном способах бытия. Она особым образом связывает перечисленные модусы человеческого существования, находя свою окончательную сущностную оформленность в стадии высшего духовного и физического развития человека [5]. Субъект - носитель всего субъективного и объективного в человеке, в этом заключается смысловая нагрузка этого понятия. Только на основе субъектности возможна практическая реализация принципа единства деятельности и личности [2].

Рассмотрение студента как субъекта физической культуры логично соотносится с целеполаганием в физическом воспитании - формировани ем физической культуры личности. Ведь быть личностью - значит быть субъектом:

- собственной жизни, активно строить свои физические, психофизические, психологические, социальные и другие контакты с природным и социальным окружением;

- предметной, образовательной и физкультур но-спортивной деятельностью;

- общения;

- самосознания, включая самооценку, открытие своего "Я" и другие собственно личностные конституенты [4].

В физической культуре формируются и проявляются сущностные силы общества, социально -профессиональных групп и отдельных личностей. В силу этого необходимо выделение нескольких уровней их анализа: всеобщий - физическая культура общества; особенный - физическая культура социально-профессиональных групп; единичный - физическая культура личности. Личностный же зависит от заинтересованности общества в развитии культурного потенциала индивидов. Потому функционирование этого уровня есть постоянное превращение индивидуального богатства личности во всеобщую форму культуры, и наоборот. Но, существуя объективно и имея относительную автономность, физическая культура функционирует через субъективный мир личности, проявляется через своих носителей.

Актуальность становления и развития субъективности будущего специалиста отчетливо просматривается в трех плоскостях. Во-первых, в плоскости саморазвития, в том числе профессионального: субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека. Без нее сам процесс саморазвития утрачивает свою целостность, комплексность, стержневую сущность. Во-вторых, в плоскости образовательно-воспитательного процесса: субъектные характеристики студента обеспечивают его активность, избирательность, творческость, превращение учебного процесса в сотворчество преподавателя и студента. В-третьих, в плоскости будущей профессиональной деятельности (например, учителя): служит пусковым механизмом включения субъектности учеников, а значит, их личностного, индивидуального в жизнедеятельности [1].

Разрешению противоречий образовательного процесса содействуют идеи культурологического, аксиологического и личностно-деятельностного подходов.

Культурологический подход позволяет рассматривать физическую культуру студента на широком общекультурном фоне вузовского социума, определяя интеграцию личностью общей, профессиональной и физической культуры. По своим целевым функциям образование в сфере физической культуры выступает как условие культурного развития личности, роста ее сущностных сил и способностей, творческого потенциала и индивидуальности ; по характеру - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта. Физическая культура является универсальной характеристикой деятельности личности, определяя ее социально-гуманистическое содержание. В деятельности создаются и закрепляются образцы физической культуры, в которых личность проявляет себя субъектом. Самоопределение личности в физической культуре предполагает наличие субъектной позиции в физкультурно-спортивной деятельности, отношение к ней, выбор своих целей, умение понять в ней себя и других, ставить перед собой задачи и эффективно действовать в соответствии с ними. Процесс творческого развития личности рассматривается как распредмечивание физической культуры в социально-культурной, преобразовательной деятельности. Наконец, культуроло гический подход позволяет рассматривать физическую культуру как ключевой элемент культурного мышления студентов, изменяющего их взгляды на характер и суть жизнедеятельности, здоровье, развитие индивидуальности и др.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... вклад в решение этой проблемы могут внести физиче­ская культура и спорт. Не случайно ... , патриотизм); •проявление самоорганизации, самообразования, самовоспита­ния и самосовершенствования в физической культуре; • уровень физического совершенства и отношения ...
  2. Формирование стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации

    Реферат >> Культура и искусство
    ... названной сфере; содействие развитию механизмов самоорганизации в сфере физкультурно-спортивных услуг; ... и финансов. – 2008. - №4. – 0,5 п.л. Чижов А.О. Проблемы самофинансирования физической культуры и спорта высших достижений // Научные записки ...
  3. Физическая рекреация как компонент физической культуры

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции ... М., 2000. Брушлинский, А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // ... физической культуры будущих инженеров // Здоровый образ жизни и физическая культура ...
  4. Физическая культура в системе социальной работы с населением (2)

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... на тему “Физическая культура в системе социальной работы с населением” я хочу рассмотреть проблемы сохранения и укрепления ... человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля ...
  5. Теоретические основы курса Физическая культура

    Реферат >> Культура и искусство
    ... самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре; уровень физического совершенства ... физической культуре и спорту - одна из ак­туальных социально- педагогических проблем. Реализация этой проблемы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002842903137207