Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Каждый неоднократно переживает внутренний или внешний конфликты. Направленность на разрешение конфликтов — это нормальное явление и признак вашего стр...полностью>>
Психология->Доклад
Итак, вам необходимо найти работу. В ходе телефонных переговоров вами заинтересовались и пригласили на собеседование. Вы мысленно прокручиваете в голо...полностью>>
Психология->Реферат
Для нашого часу характерно значний розвиток психологічноїнауки, проникнення її в усі сфери людської діяльності,використання даних психології у вирішен...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Воронежский филиал

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Психология и педагогика"

ТЕМА: "Чувства и эмоции"

Выполнил: ст. группы Фз-207

Овчинникова Елена Всеволодовна

Шифр зачетной книжки Фз-207-1093

Проверила: Вострикова М.М.

Воронеж 2008

Содержание

Понятие о чувствах 3

Формы переживания чувств 5

Теории эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина 12

Рудиментная теория эмоций 13

Теории Джемса Ланге 13

Активационная теория ЛиндсеяХебба 15

Теория конгнитивного диссонанса Л. Фестингера 17

Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер 18

Информационная теория П.В. Симонова 19

Методы преодоления стресса 20

Внутренний монолог 21

Методы эмоциональной проработки 23

Проверки своего эмоционального состояния 24

Мониторинг физических и физиологических признаков 25

Ведение дневника 26

Упор на духовные ценности 26

Используемая литература 28

Понятие о чувствах

В процессе своего существования человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится каким-либо образом к тем или иным фактам, то есть испытывает те или иные чувства по отношению к ним.

Чувства - переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, к тому, что он познает или делает. Чувства - особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому. То есть чувства являются особым эмоциональным состоянием человека. Вместе с тем чувство является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. Например, переживание выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия.

Чувства характеризуются тем, что имеют личностный характер, то есть они отражают значимость предметов и явлений для данного человека и данной ситуации.

Чувства порождаются двумя причинами:

1) потребностями человека;

2) способностью человека эмоционально отражать определенные свойства объектов. Первая причина является объективной, так как без удовлетворения потребностей человеку не прожить, вторая - субъективной, поскольку связана с личностным опытом и ценностными категориями каждого. Ситуативность чувств проявляется в том, что одно и то же явление человек переживает по-разному в зависимости от обстоятельств. Также чувствам свойственна амбивалентность, то есть двойственность, или противоречивость, вызванная противоречием между устойчивыми и ситуативными чувствами. Еще одной характеристикой чувств является их полярность - например, любовь - ненависть, приятное - неприятное и т.д. Чувства обладают направленностью по отношению к окружающим человека объектам. Решающей чертой чувств является их интегральность, то есть исключительная возможность к объединению и подчинению других состояний и реакций. Чувства охватывают все существо человека, придают его состоянию определенный тип переживаний. Под влиянием чувств протекает деятельность всех внутренних органов человека.

Протекание чувств характеризуется определенной динамикой, своеобразием проявлений; силой и продолжительностью, то есть они могут быть длительными и, но слабыми, лил кратковременными, но сильными, отличаться глубиной.

В динамике чувств можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. Кратковременные переживания ситуативны и разворачиваются по оси: возникновение - нарастание - кульминация - угасание. Длительные более устойчивы и создают определенный фон, который своеобразно определяет их протекание. Если чувства удовольствия или неудовольствия вызваны в большей степени особенностями самих предметов, их ролью в жизни человека, тем значением, которое они играют в различных ситуациях, то степень возбуждения обусловлена спецификой самого чувства.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточную осознанность и управляемость эмоциональной сферой, что проявляется в трудности словесного их описания - слова кажутся недостаточно яркими, чтобы выразить степень эмоционального состояния и его оттенки.

Формы переживания чувств

Несмотря на то, что внутренний мир человека богат и разнообразен, психологи всегда стремились классифицировать чувства. При этом выделялись две категории чувств:

чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением потребностей и доставляющие удовольствие;

чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением потребностей и доставляющие неудовольствие.

При этом выделяют простые чувства (гнев, зависть, страх, радость) и более сложные (эстетическое чувство, чувство патриотизма).

По форме протекания в эмоциональных состояниях выделяют:

чувственный, или эмоциональный, тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный, или эмоциональный тон является простейшей формой эмоционального переживания. Под ним понимают эмоциональную окраску, оттенок психического процесса. Чувственный тон объединяет в себе отражение наиболее общих факторов окружающей среды, помогает принять быстрое предварительное решение и носит субъективную окраску: то, что у одного человека вызывает положительные эмоции, у другого может вызвать отрицательные. Несмотря на внешнюю незначительность, правильное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда и т.д.

О настроении говорят, когда чувства надолго овладевают человеком и превращаются в общий фон психических состояний, создавая благоприятную почву для одних эмоциональных впечатлений и неблагоприятную для других. Настроение может быть очень разнообразным, но при этом оно всегда не предметно, а личностно, и является общим, размытым состоянием. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, и, особенно, от тонуса нервной системы, то есть от самочувствия. На настроение также оказывают влияние природа, социальные и личностные события, работа, отношения между людьми. Устойчивость настроения зависит от множества причин: возраста человека, особенностей его характера и темперамента, силы воли, умственного развития. Чем старше человек, тем устойчивее его настроение. Часто повторяющееся настроение может стать устойчивой чертой личности. Настроение откладывает отпечаток на поведение, поэтому его необходимо контролировать.

Эмоции - это процесс переживания какого-либо чувства. В зависимости от влияния на продуктивность эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические стимулируют деятельность человека, увеличивают энергию и напряжение его сил, побуждают его к поступкам и высказываниям. Астенические эмоции расслабляют, делают человека пассивным, скованным.

Выделяют фундаментальные эмоции, определяющие все остальные. К ним относят:

Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность.

Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, которая может быть как положительной, так и отрицательной.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о неудовлетворении важнейших жизненных потребностей; чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и связанное с внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения важной потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с принципами и установками субъекта.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое несовпадением жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта и объекта чувства.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности собственным ожиданиям и ожиданиям окружающих.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает как уже произошедшее событие. Если эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря, шквал. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. При этом человек не в состоянии, или не хочет осознать эту возможность, или не может с ней примириться.

Аффект возникает резко, в виде вспышки, порыва. При этом изменяются внимание и восприятие. Человек удерживает в поле зрения только те объекты, которые связаны с его переживаниями, все остальное осознается недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости состоянием аффекта. Таким образом, для состояния аффекта характерны ослабление контроля, узость мышления. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью. Такое состояние вызвано сильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется торможением, возникает эмоциональный шок, который заканчивается упадком сил, усталостью, даже обмороком. Нарушение сознания может привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже к полной потери памяти случившегося.

Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие. Различные негативные факторы - усталость, страх, обида, боль, унижение - вызывают в организме однотипную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент, причем этот раздражитель необязательно должен существовать в реальности, он может быть воображаемым.

Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. При этом стресс, превышающий возможности организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет его чувствовать себя бесполезным. В настоящее время различают: эустресс - положительный стресс, который сочетается с желаемым эффектом и мобилизует организм, и дистресс - отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом.

В зависимости от стрессора можно выделить физиологический и психологический виды стресса.

Физиологические механизмы мобилизуют организм в ответ на воздействие, которому он подвергся. Такие реакции формируются на уровне автономной нервной системы автоматически и осуществляются без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред нашему организму в целом, если позволить ей длиться слишком долго. Таким образом, постоянное пребывание в состоянии стресса очень вредно и может привести к сокращению продолжительности жизни.

Психологический стресс можно условно подразделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, то есть при возникновении информационной перегрузки, может развиться информационный стресс, для которого характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, мышление становится путанным, не способным правильно оценивать ситуацию и прогнозировать последствия.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Чувства и эмоции (2)

    Реферат >> Психология
    ... эмоциях и чувствах 4 2 Физиологические механизмы эмоций и чувств 7 3 Выражение эмоций и чувств 8 4 Функции чувств и эмоций 10 5 Формы переживания эмоций и чувств 14 6 Основные классификации эмоций ...
  2. Чувства и эмоции человека

    Контрольная работа >> Психология
    ... 1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека 2. Классификация чувств и эмоций Заключение Тестовое задание Список ... и характеристика эмоций и чувств человека; Классификация чувств и эмоций. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека Человек ...
  3. Чувства и эмоции: их различие

    Реферат >> Психология
    ... 2 РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ 3 ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ 4 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ... ситуации, в которых возникают чувства и эмоции, какую роль эти явления ... интроспективными. 2 РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ Для чего в повседневной жизни ...
  4. Чувства и эмоции. От любви до ненависти

    Реферат >> Психология
    ... 2009 Содержание Введение 3 1. Чувства и эмоции. Краткая характеристика 4 2. Чувство ненависти 7 3. Чувство любви 9 4. От ненависти до ... что их объединяет и отталкивает. Чувства и эмоции. Краткая характеристика Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая ...
  5. Эмоции в учебной деятельности школьника

    Курсовая работа >> Психология
    ... Введение 1. Понятие эмоций 1.1 Значение эмоций в жизни человека 1.2 Физиология эмоций 1.3 Общие закономерности эмоций и чувств 2. Эмоции в учебной деятельности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019400119781494