Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
После полдника дети стали играть в дочки-матери. Марина предложила 4 девочкам поиграть:-« Света, Наташа, Рината и Настя, давайте поиграем с вами в « Д...полностью>>
Психология->Реферат
Среди актуальных потребностей старших школьников можно выделить: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании. Подрос...полностью>>
Психология->Реферат
Слышит ли ребенок? Такой вопрос возникает в семьях, где есть неслышащие, либо в тех случаях, когда малыш перенес тяжелое заболевание, сопряженное с ис...полностью>>
Психология->Реферат
Понятие психического по самой своей сути относится к той области действительности, где проходит одна из главных демаркационных линий между материализм...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема взаимосвязи дисгармоничной атмосферы в семье и психоэмоционального состояния подростка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания, т.к. с каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического и эмоционального нездоровья, связанные с конфликтными ситуациями в их семьях.

Объектом нашего исследования являются дисгармоничные отношения в семье.

Предметом исследования выступают психоэмоциональные состояния подростков.

Цель работы - установить взаимосвязь дисгармоничных отношений в семье и психоэмоциональных состояний подростков.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заданной теме.

2. Провести экспериментальное исследование межличностных отношений в

семье, стилей семейного воспитания и психоэмоциональных состояний детей подросткового возраста.

3. Установить взаимосвязь дисгармоничных семейных отношений и психоэмоциональных состояний подростка.

4. Предложить рекомендации по гармонизации отношений в семье и стабилизации психоэмоциональных состояний ребенка.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что между дисгармоничными семейными отношениями и психоэмоциональными состояниями подростков существует взаимосвязь: у детей повышаются тревожность, неуравновешенность, беспокойство, возрастает неуверенность в себе, снижается самооценка и социальная адаптация.

Для реализации сформулированных целей, проверки гипотезы и решения конкретных эмпирических задач был использован диагностический инструментарий исследования:

- методы

1) анализ психолого-педагогической литературы;

2) тестирование.

- методики

1) опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Автор – Э.Г. Эйдемиллер [30];

2) тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) [23];

3) факторный личностный опросник (подростковый вариант HSPQ) Р.Кеттелла.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (30), приложений (5).

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования.

1.1. Семья и ее основные характеристики.

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его "проводником" является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие "нормальной семьи" очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [9, с. 15].

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье - способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, "снизу-вверх". В результате такого "симбиоза" у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

Супружеская (демократическая) семья - это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных - родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [15, с.13]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);

2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.

Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов [15].

По Е.А. Личко - дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:

- нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

- деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

- распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Дисгармония семейных отношений порождает дисфункциональные детско-родительские отношения, к которым дети, в особенности подростки, очень чувствительны.

Семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья - это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма.

Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой [25].

В обществе семья выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение); экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. Соответственно, дисгармоничная семья не выполняет весь тот ряд функций, которые ей предписывает общество. Одна из главнейших ее функций – воспитание и социализация ребенка серьезно нарушается.

Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это - предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей - холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.

Родители в проблемных семьях заняты тем, что без конца диктуют детям, что им не надо делать. Естественно, у них не остается возможности для радостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими.

Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.

Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин [9, с. 11] считает проявление у одного или обоих супругов "потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает "невротическая семья": в ней муж и жена воспроизводят ситуации "непроигранные", "нерешенные" в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье".

Таким образом, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка. Семья разными авторами определяется по-разному, но так или иначе функции семьи и ее виды рассматриваются в литературе однозначно. При этом характеристика детско-родительских отношений позволяет выявить специфику семейного воспитания.

1.2. Подросток и семья.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростков

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности
    ... напряжение", "психоэмоциональное напряжение". Некоторые ... отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка». «Многие подростки ... отношение к своей семье и свои обязанности по отношению к семье ... проявляется в дисгармоничности, протеворичивости ...
  2. Профилактике у подростков суицидального поведения

    Реферат >> Педагогика
    ... эмоционального дефицита, спровоцированного дисгармоничными отношениями в зачастую неполных или разрушенных семьях. В 33% случаев ... Внезапное кризисное состояние, вызванное неожиданным психотравмирующим событием, когда психоэмоциональная напряженность, стадия ...
  3. Психоаналитическая модель социальной работы с семьей

    Реферат >> Социология
    ... дисгармоничные) семейные межличностные отношения. Нарушенные семейные отношения - это дисгармоничные, бессистемные, нестабильные, препятствующие нормальному развитию семьи ... супружеских объектных отношений по сферам (психоэмоциональная, сексуально-эротическая ...
  4. Проблемы семьи (2)

    Реферат >> Социология
    ... психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей ... как состояние, обусловленное ... восприятия). В дисгармоничных семьях равновесие во ... семей: чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков ...
  5. Социальная работа с наркозависимыми подростками

    Реферат >> Социология
    ... педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты ... нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, ... сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения подростка – родителей, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0069680213928223