Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском универ...полностью>>
Социология->Конспект
Соціалізація — це процес інтеграції індивіда в суспільство, у різноманітні типи соціальних спільнот (група, соціальний інститут, соціальна організація...полностью>>
Социология->Реферат
Тем не менее, человек - существо не только социальное, но и биологическое, природное, ему присущи все биологические закономерности, однако они носят «...полностью>>
Социология->Реферат
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Духовно-нравственное воздействие, оказываемое представителями религиозных организаций (объединений) на человека велико, а в условиях изоляции приобретает еще большее значение благодаря компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния. Это способствует отходу осужденных от преступного образа жизни, нравственному очищению от накопившихся пороков, вредных привычек и несет в себе благотворительный потенциал, реализовать который и призвано сотрудничество администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с религиозными организациями.

С каждым годом все больше территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России подписывают договоры о сотрудничестве с епархиальными управлениями Русской православной церкви. Священнослужители оказывают социальную помощь осужденным, проводят работу по их духовно-нравственному воспитанию, освящают построенные культовые объекты, проводят литургии, обряды крещения, индивидуальные беседы, организуют занятия в воскресных школах. Представители религиозных организаций (объединений) участвуют в благотворительной и попечительской деятельности. При их участии сооружаются и оборудуются молитвенные комнаты и храмы, в колонии доставляются продукты питания, медикаменты, оборудование, одежда и обувь.

Ежегодно растет количество верующих осужденных. На сегодняшний день в исправительных учреждениях создано 1100 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 70000 верующих осужденных. В 64 субъектах РФ организованно 228 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 7500 верующих осужденных. Православные верующие составляют около 80%.

Принятие православной веры, воцерковление осужденных, по мнению большинства опрошенных сотрудников исправительных учреждений (68,8%), носит исключительно позитивный характер. Почти все без исключения воцерковленные осужденные сохраняют бесконфликтные (37,7% по мнению сотрудников) и даже дружеские (49,7%) отношения с неверующими и представителями других конфессий. Духовный поиск осужденных, их стремление приобщиться к церковным таинствам через принятие православного христианства оказывают значительное положительное влияние на морально-психологическую обстановку в исправительных учреждениях.

В проведенных исследованиях, выявляющих влияние религиозного воспитания на психику осужденного, на его интеллектуально-нравственные установки, можно наблюдать следующие статистические данные.

Осужденным было предложено ответить над девять вопросов анкеты. Из числа опрошенных осужденных к лишению свободы в 2006 году считают себя:

– верующими – 84,4% (70, 4% – в 2005 г.);

– из числа верующих считают себя: православными христианами – 76% (62,4% – в 2005 г.).

Также исследования, проведенные в исправительных учреждениях, выявили следующие проблемы, связанные с воцерковлением осужденных, отбывающих наказания в учреждениях ФСИН России:

– исповедоваться и причащаться имеют возможность: один раз в месяц – 57, 9% (27,3% – в 2005 г.); каждую неделю – 13, 1% (20,8% – в 2005 г.).

Значительная часть опрошенных осужденных – 21,2% (в 2005 г. – 20,8%) считают, что благодаря приходу к вере у них произошла переоценка ценностей: 47,7% обрели душевный покой (в 2005 г. – 10,4%); а 18,2% открыли для себя смысл жизни (в 2005 г. – 27,3%).

Практика показывает, что в настоящее время практически все исправительные учреждения посещают представители тех или иных религиозных организаций (объединений). Исходящая от них социальная помощь положительно влияет на духовно-нравственное воспитание и исправление осужденных. Взаимодействие с религиозными организациями (объединениями) в комплексе с проводимыми администрацией колоний воспитательными мероприятиями способствует нормализации психологического климата в среде осужденных, их правопослушному поведению и исправлению.

Положительную роль в процессе исправления осужденных играет правильно организованное привлечение родственников правонарушителей к социальной работе с последними. В рамках ее реализации они оказывают социальную помощь в решении вопросов взаимодействия с семьями осужденных, закрепления результатов воспитания лиц, освобождаемых и освобожденных из колоний, а также оказания социальной помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения.

Для этого при исправительных учреждениях создаются родительские комитеты (в воспитательных колониях) и советы родственников в исправительных учреждениях. Данные общественные формирования образуются из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Их деятельность регулируется специальным положением, которое утверждается начальником колонии.

Родительские комитеты (советы) избираются на общем собрании родственников осужденных в масштабе подразделения, в количестве 12–15 человек. Возглавляют их председатели, которые являются членами советов воспитателей отрядов и наравне с другими решают различные вопросы. Собираются родительские комитеты (советы) не реже одного раза в три месяца. Их обновление происходит на общих собраниях родственников, а работа проводится согласно разрабатываемым планам.

Родительские комитеты (советы) оказывают самую разнообразную социальную помощь исправительным учреждениям: финансовую, содействуют укреплению их материально-технической базы. Взаимодействуя с администрацией исправительных учреждениях и представителями других общественных формирований, родственники осужденных принимают самое активное участие в организации и проведении культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Читают лекции, проводят беседы, тематические вечера, конференции, викторины, диспуты. Совместно с персоналом исправительных учреждений, родителями проводятся смотры и конкурсы художественно-прикладного творчества осужденных, спортивные праздники, развлекательно-познавательные игры. Члены родительских комитетов (советов) помогают осужденным в подготовке таких мероприятий, как «День отряда», «День открытых дверей», «Родительский День», «День колонии».

Кроме того, ведется большая работа по подготовке осужденных к освобождению. Для этого организуется деятельность «школ по подготовке к освобождению». На занятиях, куда приглашаются не только родственники, но и представители других общественных формирований, широко используется наглядная агитация, подборка специальной литературы по определенной тематике, письма бывших осужденных, успешно прошедших период адаптации после освобождения. Кроме традиционных форм работы с данной категорией лиц в программы школ включаются практические занятия по рассмотрению и разрешению конфликтных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться освобождаемые, особенно сироты. Используются ситуационные ролевые игры, на которых демонстрируется имитация возможных ситуаций, обсуждение, выбор и закрепление приемлемых вариантов поведения. Такие формы занятий позволяют осужденным самостоятельно ознакомиться с возможными путями разрешения проблем, которые могут возникнуть перед ними после освобождения.

Особое внимание отводится показу перспективных жизненных планов, сообщаются различные сведения правового характера. На встречах с приглашаемыми в исправительные учреждения представителями различных региональных и местных властных структур осужденные получают знания о порядке прописки, поступления на работу, требуемых для этого документах; получают элементарное представление о том, в какой орган надо обращаться за разрешением того или иного вопроса, каким является установленный порядок обращения с жалобами и заявлениями в государственные и общественные организации.

2. Теоретические основы качественной социальной работы с осужденными

2.1 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности:

– увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;

– создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

– адаптации или реадаптации в обществе;

– создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

– достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Социальные проблемы, которые возникают у осужденных во время отбывания наказания разноплановы и многоаспектны. Они заключаются в резкой перемене как психологического, социального, так и правового климата. осужденному необходимо обеспечение условий пенитенциарной и постпенитенциарной адаптации, поддержание социально-полезных связей в период отбывания наказания.

Так же социальную проблему представляет обеспечение прав, свобод и интересов осужденных в исправительных учреждениях. Для этого необходимо квалифицированное консультирование осужденных в социально-правовом аспекте и качественное предоставление осужденному всех полагаемых ему льгот, пенсий, страхований, обеспечений и гуманного отношения к нему со стороны администрации колонии.

Социальной проблемой является необходимость решения улучшения социально-бытовых условий спецконтингента, восстановление или поддержание социально-полезных связей, оказание помощи в пенитенциарной адаптации и т.д. Все эти направления деятельности для сотрудников пенитенциарных учреждений, по их собственному мнению, являются равнозначными и имеют практически одинаковую степень важности.

Социальная проблема подготовки осужденного к освобождению из мест лишения свободы и обеспечения его благосостояния в период адаптации к новым окружающим условиям является наиболее важной. Необходима подготовка документации, решение вопросов жилищного устройства после отбывания наказания, оказание помощи в установлении контактов семьей.

Психологическая помощь в укреплении чувства достоинства, разрешение конфликтов отчуждения осужденного к общечеловеческим ценностям, подача осмысления каких-либо планов и перспектив в жизни, преодоление ослабевания социально-активной позиции, взращивание активности в восприятии и отношении к окружающей действительности являются компетенцией социально-психологических служб в пенитенциарной системе.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным: психолого-ориентированная; социолого-ориентированная; комплексно-ориентированная.

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

    Курсовая работа >> Социология
    ... осужденного в местах заключения Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях. ... социальной, социально-педагогической, социально-психологической работы. При этом в условиях становления социальной работы ...
  2. Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология
    ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы ...
  3. Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 2.1 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России ...
  4. Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь

    Реферат >> Социология
    Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь 1 Расширение функций социальных служб и социальных работников Современная социальная работа носит ...
  5. Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1 Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях Появление термина «пенитенциарная ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях; причин нехватки специалистов социальной работы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020298957824707