Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Общество всегда изменялось, появлялись новые формы управления. Оно было разным. Сейчас общество делится на классы и устройство его еще более сложное. ...полностью>>
Социология->Реферат
В современном обществе средства массовой информации играют значительную и со временем все возрастающую роль в формировании представлений людей о социа...полностью>>
Социология->Реферат
В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, к...полностью>>
Социология->Контрольная работа
По данным на 1 января 1997 года в России на учете в органах социальной защиты населения состояло 7.284 млн. инвалидов. В стране ежегодно впервые призн...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заслуживает внимания и подход, выработанный в конце 80-х годов в Ленинграде. По решению исполкома было выделено под общежитие здание на 250–300 мест с передачей его на баланс центра по трудоустройству. Финансирование создаваемого центра социальной адаптации осуществлялось за счет долевых отчислений исполкомов райсоветов.

Полезен опыт создания и работы центра социальной адаптации в Самаре. Его можно считать переходным этапом от простейших форм социальной помощи (предоставление места для ночлега) к созданию организаций, оказывающих всестороннее содействие лицам, нуждающимся в жилье, трудоустройстве, материальной, юридической, медицинской помощи. Особенностью Самарского центра являлось то, что туда принимались не только лица, отбывшие уголовное наказание, ни и другие граждане, по тем или иным причинам утратившие связи с родственниками, постоянное место жительства.

В ряде регионов страны функционировали советы социальной адаптации, фонды социальной помощи и другое. Советы социальной адаптации – это добровольные общественные организации, оказывающие содействие освобождающимся по устройству жизни на свободе.

В начале 90-х годов исправительная политика Советского государства подверглась коренному изменению, что обусловлено проходящими в нашем обществе процессами смены государственности, политической власти, ценностных ориентаций общества и другими факторами. Законодательно были отменены многие правоограничения и введены нормы, закрепляющие право осужденных на свободу совести, вероисповедания, право на отпуск, на зачет времени работы в местах лишения свободы в общий трудовой стаж, право на личную безопасность, на телефонные разговоры и другие права. Социальной реадаптации способствовало признание незаконной нормы Жилищного кодекса РСФСР об утрате права на жилье лиц, осуждающихся к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, а также нормы Закона «О государственных пенсиях», которая предусматривала приостановление выплаты пенсии во время лишения свободы по приговору суда, пересмотрены нормы обеспечения предметами первой необходимости осужденных к лишению свободы, не имеющих заработка.

Таким образом, к концу 90-х годов были созданы предпосылки для создания в исправительных учреждениях института социальной работы.

1.3 Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью

Традиции участливого, жалостливого отношения к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, национальная склонность к сопереживанию с ближним, общинная ментальность, готовность помогать друг другу в трудной жизненной ситуации. Признавая реальную силу множества неблагоприятных обстоятельств, которые толкали людей к совершению дурных поступков и даже опасных преступлений, общество стремилось к смягчению участи «бедных и несчастных», «милости к падшим», общественному призрению заблудших и нравственно больных.

Вплоть до начала XIX века эпизодические акты благотворительности осуществляли представители местной и верховной государственной власти: князья, российские государи, члены их семей, государственные сановники, а также все сочувствующие люди. Забота о заключенных проявлялись в таких формах, как посещения тюрем, в основном, в дни праздников, выслушивание жалоб арестантов, раздача милостыни и другая материальная помощь, а иногда – даже помилование. Подобные деяния были бессистемными, практически не влияли на тяжелую участь лишенных свободы и в целом на положение дел в тюремных заведениях.

Первой попыткой организовать общественную помощь арестантам была предпринята императором Александром I в 1802 году, когда его решением было создано «Человеколюбивое общество». Членам общества предоставлялось право регулярно посещать и опекать заключенных, как это делалось за границей. Последующее изучение опыта английского попечительства о тюрьмах, объективная потребность придать цивилизованный вид местам заключения и облегчить положение тюремного населения способствовали в 1819 году созданию в соответствии с Высочайшим указом Петербургского «Попечительного о тюрьмах общества». Эпиграфом утвержденного Александром I Устава общества стали слова из Библии: «Я, Господь, призываю Тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа во свет для язычников. Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы».

Примечательно, что в этом документе впервые на государственном уровне было подчеркнуто, что попечение должно быть не только об улучшении отбывания наказания, но и о нравственном исправлении состояния содержащихся в тюрьмах преступников. Цели и задачи исполнения наказания, методы и средства их достижения, принципы и направления деятельности, права и обязанности представителей общественности (президента и его членов) были изложены в 25 специальных «Правилах для Попечительного о тюрьмах общества».

Первоначально общество состояло из Петербургского комитета в составе 30 членов обоего пола, представителей церковной и светской знати. Организованное попечительство довольно быстро распространилось в стране. В течение 10–15 лет практически во всех регионах России были созданы Попечительства, работавшие более чем в 800 местах заключения. К 25-летнему юбилею Петербургского общества в стране насчитывалось 49 губернских и 277 уездных комитетов, что свидетельствует о признаках системности в организации попечительства. В свою очередь сформированная система обществ и комитетов способствовала созданию общероссийской структуры государственного управления тюрьмами.

Деятельность обществ, несмотря на филантропический характер целей, ограниченность реальных возможностей, декларативность организационных документов, а также сословный и великосветский его состав, создала предпосылки для масштабного, в определенной степени систематизированного общественного контроля, помощи и воздействия на положение дел в российских тюрьмах, а также формирования основ социальной работы с заключенными. Став ее важнейшим субъектом «Попечительное о тюрьмах общество» выполняло защитно-посреднические функции между арестантами и государством, способствовало установлению тюремной дисциплины, введению элементов регламентированного распорядка дня.

Так, был запрещен свободный вход для раздачи милостыни арестантам, установлены определенные дни свиданий с родственниками, общения со священниками. Предпринимались усилия для искоренения безделья и праздности в тюрьмах: организовывались мастерские, вводились часы для работы. В качестве стимула за хорошее поведение и трудолюбие заключенные могли получить денежное вознаграждение. При активном содействии общественности в одном из регионов удалось открыть специализированный магазин для продажи арестантских изделий. Было упорядочено время для отдыха и занятий: кроме общественных работ заключенные приобщались к чтению религиозных книг, беседовали с членами комитетов общества и получали наставления священнослужителей. Сознавая ценность сохранения человеческого облика у лиц, содержащихся в тюрьмах, попечители организовывали бани, периодическую смену белья, строили лазареты, школы грамотности. Поскольку привычными явлениями были массовые заболевания и смертность в период этапирования, представители общества добились перевозки узников в специально предназначенных для этого экипажах.

Главными направлениями работы комитетов были сбор пожертвований и контроль деятельности тюремного начальства. Контроль за работой тюремной администрации осуществлялся в процессе многочисленных посещений, проверок и подачи жалоб, предложений, пожеланий, касающихся в основном материальных и социальных проблем, а не вопросов исправления преступников, внутреннего устройства, режима содержания и средств его обеспечения.

Не имея практических возможностей, а иногда и серьезных намерений кардинально изменить положение в тюрьмах, члены общества ежегодно публиковали в отечественной и зарубежной печати отчеты об итогах своей работы, доводили до мировой общественности и государственных сановников подлинные картины тюремного быта, привлекали их к разрешению проблем. Обобщив эти материалы секретарь Великобританского общества В. Таллаки констатировал, что тюремная система России – есть стыд и позор перед всем цивилизованным миром.

Дальнейшее развитие попечительства о тюрьмах шло в основном по пути решения частных проблем, расширения сфер влияния, сосредоточения усилий на помощи наиболее нуждающимся категориям заключенных, особенно несовершеннолетним. В основе подобной деятельности лежит религиозная заповедь: «Как много значит спасти одну погибающую душу». Предметом ведения общества к середине XIX века стало тюремное хозяйство с питанием заключенных, строительство церквей при тюрьмах, обучение грамоте не только несовершеннолетних, но и взрослых преступников, оборудование рабочих мастерских, дневное пропитание и одеяние тем, которые получили свободу, и, между тем не знают, за что взяться или как дойти домой; приобретение азбук и учебных пособий для желающих учиться грамоте; снабжение очками для чтения книг слабого зрением и т.д. Очевидно, что общество брало на себя функции организатора различных направлений социальной работы с заключенными.

Новый Устав общества (1851 г.) придает его деятельности более структурированный и одновременно бюрократический характер. В соответствии с этим организационным документом вице-президентами общества на местах становились должностные лица – губернаторы и епархиальные архиереи, а директорами – вице-губернаторы, губернские прокуроры, предводители дворянства и т.п. Четыре года спустя общество было включено в структуру Министерства внутренних дел, руководитель которого по должности становился президентом общества. Наряду с позитивной тенденцией к выстраиванию более четкой управленческой структуры общества, его соединение с государственным органом власти выхолащивало дух благотворительности, ставило его деятельность под контроль чиновников, сужало возможности гласного и открытого информирования о результатах работы и положении дел в тюрьмах.

После создания в 1879 году главного тюремного управления комитеты общества номинально относились к системе управления местами заключения, однако их влияние на политику и практику исполнения наказаний было ничтожно мало. Неслучайно, что в этот период как альтернативные активно создаются многочисленные благотворительные общества и заведения, деятельность которых была направлена на облегчение участи заключенных, арестантов, ссыльных, каторжан и членов их семей (приюты, воспитательные заведения, дома трудолюбия, патронаты). Наиболее развитым было попечительство в отношении малолетних, несовершеннолетних преступников и «нравственно испорченных». В работе с ними активно участвуют не только представители высшего света, но и иные субъекты социально-воспитательной работы: педагоги, правоведы, писатели, студенты, религиозные деятели. При непосредственном участии общественности, меценатов и попечителей проводится восемь съездов, международные конгрессы по проблемам исправления малолетних преступников.

После Февральской (1917 г.) революции правительством предпринимались попытки создать широкую сеть обществ, патроната и покровительства лицам, отбывшим уголовное наказание. Однако в условиях дезорганизации социальных институтов, при отсутствии системы государственного управления привлечь к этому делу широкие слои населения не удалось. В первые годы Советской Власти «Попечительное о тюрьмах общество» было распущено, хотя отдельные комитеты, комиссии по оказанию помощи местам заключения продолжали функционировать до начала 30-х годов. После чего места лишения свободы были полностью закрыты для общественности, все функции по исполнению наказаний взяло на себя государство. Понятие благотворительности, попечительства считалось буржуазными пережитками.

Только в 1957 году при исполнительных органах местной власти под председательством одного из членов исполкома создаются наблюдательные комиссии. Они состояли из представителей советских, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, органов здравоохранения, просвещения, культуры. Комиссии наделялись широкими полномочиями.

Наряду с постоянным контролем за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений, наблюдением за ходом процесса перевоспитания и помощью в его организации, они должны были обеспечивать привлечение общественности к участию в работе с осужденными, содействие в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Члены этого государственно-общественного органа могли в любое время посещать и проверять работу исправительных учреждений, находящихся на их территории, знакомиться с личными делами осужденных, принимать их по различным вопросам, требовать от администрации различные документы, справки, добиваться устранения недостатков в работе, а также выносить на обсуждение местных органов исполнительной власти проблемы исполнения наказания.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

    Курсовая работа >> Социология
    ... осужденного в местах заключения Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях. ... социальной, социально-педагогической, социально-психологической работы. При этом в условиях становления социальной работы ...
  2. Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология
    ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы ...
  3. Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 2.1 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России ...
  4. Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь

    Реферат >> Социология
    Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь 1 Расширение функций социальных служб и социальных работников Современная социальная работа носит ...
  5. Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1 Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях Появление термина «пенитенциарная ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях; причин нехватки специалистов социальной работы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014631748199463