Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Общество всегда изменялось, появлялись новые формы управления. Оно было разным. Сейчас общество делится на классы и устройство его еще более сложное. ...полностью>>
Социология->Реферат
В современном обществе средства массовой информации играют значительную и со временем все возрастающую роль в формировании представлений людей о социа...полностью>>
Социология->Реферат
В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, к...полностью>>
Социология->Контрольная работа
По данным на 1 января 1997 года в России на учете в органах социальной защиты населения состояло 7.284 млн. инвалидов. В стране ежегодно впервые призн...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кроме того, не соотносится с международными стандартами сама концепция исправления, основанная на формальных, неадекватных показателях правопослушного поведения. С точки зрения международных стандартов, некоторая часть положений исправительных учреждений является неурегулированной, в т. ч. те, которые относятся к дисциплине и наказанию, к задачам медико-санитарной службы и особому положению врача, регламентации санитарного состояния помещений содержания под стражей, перевозке (этапированию) заключенных.

Несмотря на достижения в совершенствовании нормативной базы исправительных учреждениях, остаются значительные расхождения с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Необходимость приводить отечественное законодательство к международным стандартам не перестает быть актуальной задачей, и продолжающаяся реформа уголовно-исполнительной системы позволяет работать в этом направлении.

Имея глубокие исторические корни, получив свое название в начале XX века, наиболее интенсивного развития социальная работа достигла в Европе к середине прошлого столетия. В рамках господствовавшей тогда концепции «государства благосостояния» (благоденствия) получила широкое распространение практика оказания социальной помощи людям в разрешении их проблем, имеющих социальные причины. При опоре на традиционные социальные силы (семья, школа, церковь, добровольные объединения) с помощью профессионально подготовленных специалистов многие из личностных и социальных трудностей были преодолены, а люди возвращены в общество как полноценные субъекты социального функционирования. Несмотря на некоторые недостатки в деятельности системы социальной защиты и обеспечения населения, современная социальная работа непосредственно участвует в решении самых разнообразных проблем общественного, группового и индивидуального уровня. Участвуя в регулировании сложных взаимоотношений между человеком, группами и общностями людей, обществом и государством на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, социальная работа способствует гармонизации бытия, сознания, поведения людей в целом и конкретно каждого человека, определению и более полной реализации смысла жизни (самореализации), а также формированию ответственности общества не только за судьбу всех, но и за полноценность жизни каждого из его членов. Затянувшиеся во времени широкомасштабные социальные реформы в России создают огромное количество проблем, разрешить и преодолеть которые самостоятельно многие люди не могут, в результате чего множатся ряды нуждающихся. Эти обстоятельства объективно актуализируют потребность российского общества в проведении специальной профессиональной научно обоснованной системы социальной работы с различными категориями населения, нуждающегося в защите, помощи, поддержке.

Широчайшее поле для социальной работы находится в уголовно-исполнительной системе. Здесь сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны и по общему признанию – социально опасными преступниками, с другой – в значительной степени – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками «собственной злой воли», «влияния каких-то злых сил», неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и даже ошибок природы.

В современной науке стало аксиомой утверждение о том, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних (объективных) условий и внутренних (субъективных) факторов, то есть среды и личности. При этом человек, поступая так или иначе, вступает во взаимодействие с окружающими обстоятельствами, воспринимая, оценивая их и действуя в соответствии с собственной шкалой ценностей, уровнем воспитания, другими личностными особенностями. Нередко он попадает в трудную жизненную ситуацию, жесткую зависимость от обстоятельств, довлеющих над ним и в значительной, а иногда и решающей степени предопределяющих линию поведения, в том числе криминального.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», принятый 10 декабря 1995 года (№195 – ФЗ) раскрывает одно из ключевых понятий, квалифицирующих признаков и оснований социальной работы – «трудная жизненная ситуация». В нем говорится, что это положение, обстановка, совокупность обстоятельств, объективно обуславливающих нарушение жизнедеятельности гражданина, преодолеть которые самостоятельно он не может. К таким ситуациям относятся утрата здоровья, инвалидность, миграция, вынужденное переселение, отсутствие определенного места жительства, безработица, малообеспеченность (ниже прожиточного минимума – для России), сиротство, безнадзорность, асоциальность (девиантность, делинквентность, криминальность) и другие. Как тождественное по смыслу в научной литературе употребляются понятия «проблемная» или «социальная ситуация», что подразумевает конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работой, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Очевидно, что трудные жизненные ситуации складываются из социальных проблем и различаются по их количеству, взаимосвязям, степени трудности (разрешимости), качественным оценкам социальных и личностных ресурсов для их преодоления, профилактики и т.д. При наличии нескольких квалифицирующих признаков (проблем), отмеченных ранее (например, асоциальность в совокупности с утратой здоровья, безработицей, отсутствием определенного места жительства), а также субъективных факторов-предпосылок (неблагоприятная микросреда, низкий уровень воспитания, образования, физического и психического развития) и отсутствии эффективной социально-превентивной, в том числе – педагогической помощи, развиваясь, трудная жизненная ситуация трансформируется в криминогенную ситуацию, которая может рассматриваться как качественно еще более трудная. С помощью общепринятых способов, опираясь на личностный потенциал, разрешить её не удается, поэтому необходима специальная помощь, суть которой заключается в социальной работы с криминальной личностью, отбывающей наказание, и ее проблемами.

Ведущая роль объективных социальных факторов, обстоятельств в порождении преступности и преступного поведения определяется тем, что, во-первых, они первоначально создают неблагоприятные условия для формирования и развития личности в семье, школе, трудовых коллективах, неформальном окружении; во-вторых, в своей совокупности они образуют внешние условия, которые могут провоцировать и даже детерминировать такое поведение. В обоих случаях социальные факторы конкретизируются и индивидуализируются.

Сформировавшись, усвоив определенные нормы и стандарты поведения, взгляды, потребности и ценности, личность на каждом жизненном этапе, на каждую возникающую ситуацию реагируют в соответствии с уровнем развития сознания, воспитанности и накопленным опытом. Причем, появление новых факторов, например, проведенная социальная работа, во взаимодействии с внешними обстоятельствами способно внести такие значительные коррективы в совокупность личностных представлений и проблем, что на новую трудную жизненную ситуацию (в том числе и криминальную) она может и будет реагировать иначе, то есть некриминальным способом. Такое поведение личности может рассматриваться как закономерный результат ее исправления и ресоциализации.

Научное изучение, максимальный учет этих факторов риска и даже факторов-детерминант в решающей степени дает возможность прогнозировать поведение личности, влиять на ее отношение к складывающейся ситуации, исправлять. Следовательно, существуют субъективные причины преступного поведения, которые обусловлены социально. При этом внешние социальные факторы (экономические проблемы, расслоение и неравенство, притеснения и дискриминация в обществе, утрата нравственно-гуманистических регуляторов взаимоотношений между людьми и множество других) способствуют формированию у них таких негативных свойств, как отчужденность, асоциальность, жестокость, агрессивность, в свою очередь создающих «благоприятный фон» для преступности. Однако «ни одна ситуация не может вызвать поведение, отличающееся от норм без взаимодействия с определенными свойствами личности» (В.Н. Кудрявцев). Переход из внешнего социального во внутреннее субъективное происходит в соответствии с социально-психологическими закономерностями, являющимися предметом исследования криминальной психологии.

Таким образом, преступление есть следствие личностного и социального несовершенства, а субъективные причины преступного поведения при доминирующей роли причин второго уровня объективно существуют и обусловлены, главным образом, общественными противоречиями. При определении степени личностной виновности и персонификации меры наказания правильнее было бы исходить из идеи, что виновен не только человек, но и обстоятельства, в которых он воспитывался. Здесь осуждение должно выступать уже не возмездием преступнику, вынесенному от лица общества, а стремлением этого общества помочь ему исправиться, осознать свою вину и на этой основе сформировать другие рефлексы, другое нравственное поведение. Прогрессивные специалисты-пенитенциаристы в связи с этим все более уверенно заявляют, что необходимо исправление не отдельных людей, а всего общества. Тем не менее, многогранная, косвенная виновность многих людей, а также неподсудность объективных обстоятельств влекут за собой прямую индивидуализированную ответственность, осуждение и наказание конкретного преступника. При равенстве криминогенной значимости социальных и личностных факторов, предопределяющих преступность и преступное поведение, существует неравная ответственность.

Общество в целом, отдельные его члены, в том числе и «властные мужи», испытывают косвенную вину и соответствующую ей ответственность, но не наказание. Это противоречие практически неразрешимо, поскольку несмотря на предпринимаемые научные попытки не удается четко определить степень влияния того или иного конкретного фактора, совокупности, а возможно, и системы факторов на создание неблагоприятной обстановки, криминогенной ситуации и социальных предпосылок совершения преступлений. Их жертвами становятся не только потерпевшие, но и сами осужденные, члены их семей, микроокружение. Потери несет и общество в целом.

В целях смягчения обозначенного противоречия гуманистическая психология и педагогика предлагают путь минимизации социального напряжения и несправедливости, гармонизации отношений членов общества, достижения социального мира и оказания адресной помощи нуждающимся. В основе такого концептуального подхода – признание каждого человека высшей самоценностью и соответственно – борьба за каждого без исключения человека (а не против него), создание благоприятных условий для максимально полной позитивной самореализации, имея ввиду, наряду с другими социально уязвимыми группами населения, и осужденных. Для этого последним необходимо помочь психологически, а также создать соответствующую обстановку, социально-педагогическую среду и другие объективные предпосылки, побуждающие человека к субъективному исправлению и ресоциализации в местах лишения свободы, социальной адаптации после освобождения, а также проявления личностной активности в процессе самоисправления. Предлагаемая система при условии ее организационно-управленческого обеспечения сделает высоковероятностным, закономерно обусловленным успешное исправление как массовидное, а не единичное явление. Ее принципиальные положения получили закрепление в «Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы».

Возвращение осужденных к нормальной жизни, исправление и ресоциализация в современной России сопряжены с разрешением целого ряда не только субъективных проблем (преодоление личностных слабостей и деформаций, развитие и саморазвитие позитивного потенциала, формирование планов, перспектив и психологической готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций в исправительных учреждениях и на свободе, умений некриминального удовлетворения своих первичных экзистенциальных потребностей (по А. Маслоу – в питании, жилье, работе, достойном заработке, безопасности и т.д.), позволяющих перейти к удовлетворению вторичных, более высоких потребностей (в общении, дружбе, внимании к себе, уважении и признании со стороны других, достижении высокого социального статуса, самовыражении, в творчестве, самореализации), в том числе и исправлении. Неблагоприятный макросоциальный фон, обусловленный кардинальными преобразованиями основных сфер жизни общества: политическая и экономическая нестабильность, пересмотр системы базовых ценностей духовной жизни, резкое расслоение общества, низкий жизненный уровень большинства населения, социальные и этнические конфликты, отсутствие эффективной системы социальной защиты, помощи и поддержки граждан, кризисные ситуации – усугубляют положение осужденных в период отбывания наказания и осложняют процесс реабилитации после освобождения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

    Курсовая работа >> Социология
    ... осужденного в местах заключения Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях. ... социальной, социально-педагогической, социально-психологической работы. При этом в условиях становления социальной работы ...
  2. Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология
    ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы ...
  3. Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 2.1 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России ...
  4. Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь

    Реферат >> Социология
    Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь 1 Расширение функций социальных служб и социальных работников Современная социальная работа носит ...
  5. Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1 Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях Появление термина «пенитенциарная ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях; причин нехватки специалистов социальной работы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019750595092773