Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском универ...полностью>>
Социология->Конспект
Соціалізація — це процес інтеграції індивіда в суспільство, у різноманітні типи соціальних спільнот (група, соціальний інститут, соціальна організація...полностью>>
Социология->Реферат
Тем не менее, человек - существо не только социальное, но и биологическое, природное, ему присущи все биологические закономерности, однако они носят «...полностью>>
Социология->Реферат
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1 Характеристика социальной работы в современной Российской пенитенциарной системе

Федеральная служба исполнения наказаний является центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, осуществляющим руководство учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы. Помимо этого уголовно-исполнительная система исполняет наказание в виде ограничения свободы, а также смертной казни (с августа 1996 года действует мораторий на исполнение данного вида наказания).

В структуру уголовно-исполнительной системы входят также уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и следственные изоляторы для содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. Деятельность исправительных учреждений осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

По состоянию на 1 декабря 2007 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 888,2 тыс. человек, в том числе в 766 исправительных колониях – 719,6 тыс., 216 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 160 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов – 157,7 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 10,7 тыс. человек. В учреждениях содержится 64,1 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 11 домов ребенка, в которых проживает 721 ребенок.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 57 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав исправительных учреждений входят также 2445 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 597,1 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Производственный потенциал уголовно-исполнительной системы составляют 602 предприятия исправительных учреждений (в настоящее время 549 предприятий находятся в стадии ликвидации, на их базе создаются центры трудовой адаптации, производственные мастерские), 243 центра трудовой адаптации осужденных, 19 лечебно-, 17 учебно-производственных мастерских.

При исправительных и воспитательных колониях функционирует 300 вечерних общеобразовательных школы и 364 учебно-консультационных пункта, 338 профессионально-технических училищ, действуют 436 церквей, 741 молитвенная комната.

Штатная численность персонала пенитенциарных учреждений составляет 355,3 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников – 253,9 тыс. человек.

Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

В составе пенитенциарной системы действуют 5 высших учебных заведений (с 7 филиалами), в том числе Академия права и управления Минюста России, 2 юридических колледжа, 1 средняя специальная школа, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий с филиалами в городах Иваново, Владимир, Челябинск, 2 кадетские школы-интерната: «Московский кадетский корпус юстиции» и «Симбирский кадетский корпус юстиции».

Имеется Объединенная редакция, издающая журналы «Преступление и наказание» и «Ведомости УИС», газету «Казенный дом».

График 1 Общее количество заключенных в тысячах

Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений.

Указанные категории призваны обеспечить раздельное отбывание наказания различным категориям осужденных в зависимости от вышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для их исправления.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные переведенные из исправительных колоний общего и строгого режима.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из исправительных колоний. Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, – в колониях усиленного режима.

Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную систему России. В пенитенциарных учреждениях стоит острый вопрос об обеспечении заключенных необходимыми средствами к существованию. В этих условиях очень высока заболеваемость и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровень заболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100 000 населения, а в уголовно-исполнительной системе 2 481 человек, тогда как уровень смертности на воле был 14,4 человек на 100 000 населения, в пенитенциарной системе 201,54 человек на 100 000.

Проблемами реформирования пенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой в России существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большом количестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного.

Основой советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего, как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности. После краха советского союза пенитенциарная система подверглась реформированию.

Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.). Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазах общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема право ограничений материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром. Деятельность исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа «идеального» заключенного, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных.

Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников исправительных учреждений, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных.

Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика России ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских исправительных учреждениях побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, «лечение» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.

Не все нормы международного права, касающиеся обращения с заключенными, имеют категоричные для государств обязательства. Но часть из них, такие как запрещение дискриминации, пыток и жестокого обращения, а также право на социальное обеспечение, относятся к безусловным нормам.

Такие документы, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, а также «…касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Основные принципы обращения с заключенными, Европейские тюремные правила, – признаются международным сообществом обязательными при организации государственных тюремных систем и управлении ими. Международные суды, а во многих случаях и национальные, опираются на эти тюремные стандарты для вынесения решений по вопросам соблюдения прав человека.

В период реформы тюремной системы признается исключительно важным сопоставлять принимаемые национальные нормы и практику национальной пенитенциарной системы с международными стандартами, так как любые преобразования должны соответствовать нормам международного права.

Большая часть нормативных положений российского уголовно-исполнительного законодательства соответствует международным стандартам. Но необходимо выделить некоторые области, где противоречия до конца не решены, в т. ч. это: социальная реабилитации (надлежащая забота об освобождающихся); порядок информирования заключенных о своих правах; порядок привлечения к труду и принципы организации труда; участие общественных организаций в оказании помощи заключенным, в контроле мест лишения свободы; обеспечение занятий спортом и физическими упражнениями.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

    Курсовая работа >> Социология
    ... осужденного в местах заключения Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях. ... социальной, социально-педагогической, социально-психологической работы. При этом в условиях становления социальной работы ...
  2. Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология
    ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы ...
  3. Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 2.1 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России ...
  4. Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь

    Реферат >> Социология
    Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь 1 Расширение функций социальных служб и социальных работников Современная социальная работа носит ...
  5. Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1 Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях Появление термина «пенитенциарная ... социальной работы в пенитенциарных учреждениях; причин нехватки специалистов социальной работы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014541149139404