Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Закон
Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, гл...полностью>>
Государство и право->Реферат
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном системы управления персоналом. В условиях введения нового механизма хозяйствования, п...полностью>>
Государство и право->Реферат
Вопросы свободы и независимости адвокатуры часто анализируются в литературе, посвященной адвокатской деятельности. Термины «свобода» и «независимость»...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:
 

Академический правовой университет при Институте государства и права Российской академии наук

Контрольная работа

Дисциплина: Теория государства и права

Тема: Форма государства

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Форма государственного устройства как элемент формы государства 4

Глава II. Унитарное государство 6

Глава III. Федеративное государство. 11

Глава IV. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений 16

Заключение 19

Литература 21

Введение

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних относятся признаки, характеризующие форму правления, форму государственного устройства и политический режим, в совокупности представляющих собой форму государства.

Настоящая работа посвящена одной из важнейших характеристик формы государства – форме государственного устройства.

Целью работы является рассмотрение особенностей основных форм государственного устройства, их сопоставление между собой. Для этого в ходе данного исследования предполагается решение следующих задач:

  • выявление характерных черт унитаризма и федерализма современных государств;

  • рассмотрение основных принципов федеративного устройства и особенностей России как Федерации;

  • изучение основных форм межгосударственных объединений и их эволюции в современном мире.

Актуальность данное исследование приобретает в контексте изучения проблем современного российского федерализма. Во многом это обусловило не до конца разработанной и совершенной базой отечественного законодательства. Прежде всего, имеются в виду взаимоотношение и разграничение полномочий между РФ как центром и ее субъектами. Сразу заметим, что проблема компетенции и разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами является одной из важных не только для России, но и для многих других государств.

Форма государственного устройства современных государств имеет тенденцию к эволюции, изменению. В работе мы проанализируем происходящие изменения на примере отдельных стран (прежде всего Бельгии).

Форме государственного устройства как элементу формы государства посвящено значительное количество исследований, написанных как юристами, так и политологами. В последнее время в российской печати появилось множество статей по проблемам федерализма. Ученых интересуют вопросы о статусе современных федераций, о роли субъектов, их взаимосвязи между собой и с федеральным центром.

Глава I. Форма государственного устройства как элемент формы государства

Под формой государства понимаются «организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения»1.Иными словами, форма государства – это сложная, причудливо переплетенная совокупность его признаков, сформировавшихся под воздействием объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого. В характеристике государства принято выделять правления, форму государственного устройства и политический режим.

Большое значение для понимания природы того или иного государства имеет его территориально-политическая организация, политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти, определяющие в совокупности форму государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ территориальной организа­ции государства, влияющий на распределение полномочий между цен­тральной, региональной и местными властями.

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер­риториального устройства государства складываются система террито­риальных единиц, на которые делится государство, система государст­венных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государ­ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Подобного рода устройство территории государства и принято назы­вать государственным устройством. "Таким образом, можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация го­сударства, характеризующаяся определенной формой правовых отно­шений между государством в целом и его частями, связанной с их право­вым статусом."2

Форма государственного устройства государства зависит и от того с какими государствами оно вступает в связи на какой основе они складываются а также от того, какого рода связи оно поддер­живает с другими государствами. Ведь вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверени­тета самостоятельности даже независимости ради достижения общих и великих целей

Основными видами форм государственного устройства являются

  • унитарное государство;

  • федерация;

  • конфедерация.

Глава II. Унитарное государство

1. Особенности унитаризма

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитар­ное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государ­ством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на администра­тивно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориаль­ное устройство3. Административно-территориальные единицы не наде­ляются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управ­ляющие ими органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, единая система высших судебных органов. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны.

Унитарное государство может существовать самостоятельно как от­дельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определен­ный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем Союзе ССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все авто­номные республики4. В современной России унитарные государства - все республики в ее составе.

Унитаризм образует единое гражданство. Население унитарного госу­дарства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые централь­ными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный харак­тер, распространяется на соответствующую локальную территорию5.

В унитарном государстве действует единая судебная систе­ма, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные орга­ны, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, пред­ставляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная систе­ма налогов.6 Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Примерами современных унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Шве­ция, Португалия, Италия, Франция, Венгрия.

Особой разновидностыо унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой терри­тории имеются автономные образования7.

Примеры унитарных государств с автономиями: Китай (имеет в своем составе ряд автономии - Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг (Слиган) и др.), Испания (область Басков), Украина (Крымская автоном­ная республика), Узбекистан (Каракалпакская автономная республи­ка), Дания (Фарерские острова и Гренландия).

Итак, подводя итог, еще раз заметим, что унитарному государству свойственны:

  • единство и однородность территории;

  • отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками госу­дарства (то есть государств в Государстве);

  • деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

  • административные единицы не обладают политической самостоятель­ностью, не имеют признаков государства;

  • наличие только одной общегосударственной конституции;

  • наличие единой системы законодательства;

  • наличие единых для всей страны высших органов государственной вла­сти;

  • парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

  • органы власти административно-территориальных образований под­чиняются центральной власти;

  • единое гражданство для всей страны;

  • единая денежная система.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Форма государства (8)

    Реферат >> Государство и право
    ... является одной из важнейших частей формы государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей ... рассмотрены три главные характеристики формы государства: форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима. Абсолютно ...
  2. Форма государства (9)

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... , классификации; о форме государства. Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это ...
  3. Форма государства (10)

    Реферат >> Государство и право
    ... понятия государства 4 Сущность и функции государства 8 Понятие формы государства 17 Форма правления 21 Форма ... главных компонента формы государстваформа правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма государства анализируется в ...
  4. Форма государства (11)

    Реферат >> Государство и право
    ... форму государства состоящей из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма государства ... основных элемента составляющих форму государства: форма правления, форма государственного устройства и политический ...
  5. Форма государства (12)

    Реферат >> Политология
    Содержание Введение 3 1. Форма государства 5 1.1. Понятие формы государства 5 1.2. Проблема формы государства 5 1.3. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства 6 2. Государственное ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014090538024902