Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Дипломная работа
Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетвор...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Тенденция к структурной дифференциации была широко признана в научной литературе Она проявляется, прежде всего, в возрастающей вычлененности специфиче...полностью>>
Философия->Статья
Во многих общественно-политических организациях уже традиционно все беды экономики сводят к "непомерному прессу нало­гов на производителя "и...полностью>>
Философия->Реферат
Социально – философская антропология занимается изучением человека в его взаимосвязи с обществом и является составной частью философской культуры Поэт...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

…Данное обстоятельство - изначальную отмеченность сомнением антропоцентрического понимания свободы - следует постоянно иметь в виду. Укажем конспективно лишь некоторые моменты формирования такой свободы. Всякая абстракция является условной, поэтому таковыми же нужно считать относимый к классической античности космоцентризм (космос - гармонически устроенный и потому "родной дом" человеческого существования); присущий средневековому сознанию теоцентризм (Бог как творящая причина и сохраняющая основа всего сущего и мироздания в целом); наконец, формирующийся в ренессансный период антропоцентризм, провозглашающий самопроизвольность человеческого бытия как высшего и завершающего - "венца творения". Ренессансный антропоцентризм формулировал и эксплицировал себя в тезисах, что человек есть "скрепа мира" (М. Фичино), что он призван сам определять свой образ и полагать его в качестве универсальной меры всего сущего (Пико делла Мирандола). Ранее имели место в риторическом дискусе хвала "царству и величию человека" (Дж. Маннети), метафизическое обоснование бытия мира как "explicatio Dei" в беспредельной протяженности (Н. Кузанский), выяснение правил "миростроительного ума" Л.Б.Альберти в его зодческой науке обживания природного и социального окружения. Ренессанс постоянно "прощупывал", - т.е. двигался как бы вслепую и ощупью, потому, отчасти, и апеллировал к античности, - такую предельную сферу сознания для поиска и конструирования идеального человека и мира, в коей происходило становление и утверждение антропоцентризма как горизонта перспективного мировосприятия. В этой сфере сознания идея подобия человека Богу, быть может, воспринималась более серьезно и действенно, чем в период средневековья. Поэтому человек и оказывался сущим "неопределенного образа", как говорил Пико делла Мирандола, что он был изначально предназначен к тому, чтобы сам себя образовывать. Он просто обязан вовлекаться в такого рода необходимость, и в силу этого обстоятельства он стремится быть таким сущим, в коем и благодаря которому все, включая его самого, обращается в выразительность.

…В политико-экономической реальности, которая сделалась господствующей после Возрождения, человек, ставший для себя самодостаточным, уже лишь в своих собственных потребностях и соответствующих им интересах и замыслам обнаруживает меру для всего сущего. Поскольку стремления и потребности меняются, постольку создаются все новые и новые меры для всего нас окружающего; но при этом мы не задумываемся уже ни над сущностью той или иной меры, которуюсами устанавливаем, ни над необходимостью того, что утверждаемая нами мера для всякого сущего, не говоря уже о бытии как таковом, всегда требует обоснования. Вот почему знаменитое положение Протагора о человеке как мере всех вещей оказывается для нас не просто "гениальным", но и "судьбоносным" предвосхищением. В горизонте антропоцентризма, когда доминирующим становится политико-экономическое измерение реальности, мы сами стремимся во что бы то ни стало быть мерой всему сущему, преобразуя тем самым бытийность каких угодно реалий в объективную относительно нас действительность. Теперь неизбежно все представляется так, что вещи, с которыми мы сталкиваемся, собственными нашими влечениями и потребностями якобы раскрываются сами по себе и удерживаются на своих местах в истинных свойствах и качествах.

…Ренессансному сознанию совершенно чуждо стремление к аналитической картине мира, т.е. к строго рассудочному представлению всего сущего в целом, несмотря на свойственные данной эпохе миро-исторические предчувствия и ожидания, несмотря на все художественно-изобретательские и магико-символические проекты постижения и преображения мира и человека. Это сознание формировалось и осуществляло себя в горизонте недифференцируемого эстетического континуума, в коем оно искало "потаенный" смысл природы самой по себе, отвечающий магическому предназначению человека как центра средоточия Вселенной. Отталкиваясь от средневекового теоцентризма, оно в своей антропоцентрической направленности перемещало акцент с "Книги Откровения" на "книгу природы", которую необходимо каждому внутренне "прочувствовать". Только на основе такого рода ее "внутреннего прочтения" следует становиться поэтом и оратором, канцлером и зодчим, живописцем и скульптором. В магико-алхимической ориентации, в астрологических исчислениях "подобий" и "соответствий", скрытых "симпатий" и "антипатий", конституирующих структуру универсума в качестве все же недифференцируемого эстетического континуума, сменившего средневековый моральный миропорядок, человек возвеличивался до статуса демиургического посредника между Богом и миром, становясь таким изумительнейшим и величайшим посредником, который способен действительно исцелять все уже "поврежденное" и до сих пор "подвергаемое порче" (Агриппа фон Неттесгейм). Причем необходимость исцеления относится как к бытию природного сущего, так и к бытию самого человека, не говоря уже об обществе.

И все же сомнение и даже отчаяние постоянно настигали ренессансного человека в провозглашаемой им антропоцентрической свободе. Феномен Савонаролы, перед которым склонились М. Фичино и Пико делла Мирандола, отчасти этим обстоятельством проясняется. Сомнение преодолевалось магическим постижением мира и в то же время магическим возвеличиванием человека, а также практической предприимчивостью, требующей трезво выверяемой расчетливости, которая порождала "политологию" Макиавелли - великолепный образец предвосхищающего все заранее мышления, лежащего в основе новой науки Галилея.

…В математике мы сами все полагаем, сами формулируем свои допущения, конструируем, доказываем и исчисляем что угодно по строго определенным правилам. Уже в гелиоцентрической системе Коперника математика становится моделью сугубо автономного и свободного мышления. Вместе с тем так же заставляет о себе и утопическое мышление. Оно отмечено печатью магического ореола ренессансного образа человека в "Городе Солнца" Кампанеллы и даже в "Новой Атлантиде" Ф. Бэкона; но в неменьшей степени оно заключает в себе тенденцию к жесткой регламентации и строго-аналитической объективации наличного бытия, что присуще как раз предвосхищающему мышлению.

…Разного рода магия и "оккультная философия", включающая в себя весьма изощренное "искусство памяти" Дж. Бруно, преодолеваются у Галилея и Декарта программой построения аналитической картины мира, причем с помощью учения о строго определенном методе.

…Но в любом из этих случаев религиозность уже не была сугубо церковным делом; она уже не определялась авторитетами и догматикой классического теоцентризма. В горизонте новоевропейского антропоцентризма, эксплицируемого в метафизических системах и в науке, понимаемой как mathesis universalis, недифференцированный эстетический континуум, лежащий в основе ренессансного сознания, сменяется аналитической картине мира, которая строится предвосхищающим мышлением в дискурсе заранее определяемого метода, извлекающего свои правила из субъективно-объектного отношения ко всему сущему.

…Ренессанс - это период “восстановления” и “собирания” идеального образа человека и соответствующего этому образу магически-податливого качества универсальной меры всего сущего, т.е. макрокосма.

…Ренессансный образ человека Пико делла Мирандола раскрывал в том фундаментальном положении, что человек есть единственное во всем мироздании сущее, поскольку только ему одному позволено себя формировать, причем по любой мере, им самим устанавливаемой. Природу всего остального сущего, включая даже природу ангелов, Бог фиксировал в строго определенных границах, тогда как человеку он позволил быть "творением неопределенного образа" (indiscreate opus imaginis), чтобы он сам мог бы фиксировать себя по любой мере, им самим избираемой. Но какова эта мера и как безошибочно можно установить тот критерий, согласно которому человек мог бы беспрепятственно осуществлять свое подлинное величие и назначение в мироздании, не погрешив при этом против божественного плана сотворения всего сущего и Провидения судеб ens creatum? Таково фундаментальное вопрошание, присущее ренессансному сознанию. И на это вопрошание оно отвечало стремлением разгадать божественный замысел творения мира, чтобы правильно прочитать и понять не расшифрованную до сих пор "Книгу Природы"; т.е. нужно найти "ключ" к природе всего сущего, и тогда, зная божественный план творения мира, человек может формировать свою природу по божественному рангу, а это значит по рангу творца и основателя сущего как такового. Вот в чем суть ренессансного антропоцентризма и его архитектурно-художественная и магически-утопическая основа, представленная феноменами Альберти, Леонардо и Микеланджело, феноменами Парацельса, Агриппы и Дж. Бруно.

… Церковь, казалось бы, еще сохранялась как авторитетная инстанция в важнейших вопросах, коль скоро они касались веры и самой жизни, поэтому всегда можно было найти в ней прибежище в случае отчаяния и радикального сомнения. Однако Лютер поколебал эту инстанцию, провозгласив, с одной стороны, что вера есть дело каждого отдельного человека, а с другой - что любой человек Богом предопределен к своему собственному делу, а не церковными инстанциями. Таким образом, давалась религиозно-нравственная санкция самодовлеющим притязаниями практического разума".

Сергеев К. А., Слинин Я. А. "Феноменологоия духа" Гегеля как наука об опыте сознания//Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб. 1992. С. Х, XII, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX.

Список литературы

Бруно Дж. Диалоги. М.1949.

Бруно Дж. О бесконечности вселенной и мирах. М.1936.

Бруно Дж. О причине, начале и едином. М.1934.

Беме Я. Aurora или Утренняя заря в восхождении. М.1914.

Боккаччо Дж. Малые произведения. М.1975.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.1989.

Данте Алигъери. Малые произведения. М.1968.

Данте Алигъери. Новая жизнь. М.1967.

Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. Т.I. Античность, средние века, Возрождение. Т.1973.

Итальянские гуманисты XVв. о церкви и религии. М.1963.

Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Саратов.1984. Ч.I.1984; Ч.II.1988.

Кампанелла Т. Город Солнца. М.1954.

Кардано Дж. О моей жизни. М.1938.

Леонардо да Винчи. Избранное. М.1952.

Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. М.1955.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.1982.

Макиавелли Н. История Флоренции. Л.1973.

Макиавелли Н. О военном искусстве. М.1939.

Монтень М.Э. Избранное. М.1988.

Монтень М.Э. Об искусстве жить достойно. Философские очерки. М.1975.

Монтень М.Э. Опыты. Кн.I-III. М.1954.

Монтень М.Э. Опыты. М.1988.

Монтень М.Э. Опыты: В 3-х кн. М.1991.

Мор Т. Золотая книга. Столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом обществе Утопия. М.1935.

Мор Т. Утопия. М.-Л.1947.

Мор Т. Утопия. М.1978.

Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М.1973.

Николай Кузанский. Избранные философские произведения. М.1937.

Николай Кузанский. Сочинения: В 2-х т. М.1979.

Петрарка Фр. Автобиография. Исповедь. Сонеты. М.1915.

Петрарка Фр. Диалоги из трактата "О средствах против всякой судьбы"//Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.Сб.текстов.Ч.I. Саратов.1984.

Петрарка Фр. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. М.1974.

Петрарка Фр. Письмо к Гвидо Сетте, архиепископу Генуи об изменении времен//Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.Сб.текстов.Ч.I. Саратов.1984.

Петрарка Фр. Эстетические фрагменты. М.1982.

Питти Б. Хроника. Л.1972.

Полициано А. Сказанное об Орфее. М.-Л.1972.

Помпонацци П. Трактаты "Обессмертии души", "О причинах естественных явлений, или о чарадействе". М.1990.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVв.). М.1985.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.1983.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.1986.

Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. М.1981.

Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М.1979.

Азархин В.А., Горский В.С. Научная истина и судьба ученого: Коперник, Бруно, Галилей. Киев.1984.

Алпатов М.В. Античное наследие в культуре Возрождения. М.1984.

Андреева И.С. Становление идеи всеобщего мира в эпоху Реформации (первая половина XVIв.)//Науч.докл.высшей школы.Филос.науки.1971. №1.

Антоновский Ю.М. Джордано Бруно, его жизнь и философская деятельность. СПб.1892.

Апокин И.А. Леонардо да Винчи: общая концепция науки и искусства//Вопросы истории естествознания и техники. М.1986. №4.С.125-133.

Баткин Л.М. Данте и его время. М.1965.

Баткин Л.М. Диалогичность итальянского Возрождения//Советское искусствознание.Вып.2. М.1977.С.68-90.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.1989.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.1978.

Баткин Л.М. О своеобразии мышления Леонардо да Винчи: "Примеры" и "Правило"//Вопросы истории естествознания и техники. М.1980. №4.

Богуславский В.М. Скептицизм Возрождения и диалектика//Вопросы философии.1965. №3.

Бонташ П.К., Прозорова Н.С. Томас Мор. М.1983.

Брагина ЛМ. Гражданский гуманизм в творчестве Маттео Пальмиери//Средние века.Вып.44.1981.

Брагина ЛМ Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XVIвв. М.1977.

Брагина Л.М. Проблема нравственного идеала в этике Кристоферо Ландино//Культура эпохи Возрождения. Л.1986.

Брагина Л.М. Социально-зтические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XVв.). М.1983.

Брагина Л.М. Этические взгляды итальянского гуманиста второй половины XVв. Кристофоро Ландино (по его трактату "Диспуты в Камальдоли")//Вестник Моск.ун-та.Сер.IX.1965. №5.

Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т.1-2. СПб.1904-1906.

Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николо Макиавелли. Драматург.,.истор. и социол. новеллы. М.1977.

Виллари П. Джироламо Саванарола и его время. Т.1-2. СПб.1913.

Виллаои П. Николо Макиавелли и его время. Т.1. СПб.1914.

Виндельбанд В. От Возрождения до Канта//История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб.1902. Т.1.

Виппер Б.Р. Гармонический человек. Из истории идей о гармоническом человеке. М.1965.

Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XIVвв. Т.1-2. М.1977.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М.1986.

Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.1973.

Горфункель А.Х. Кампанелла. М.1969.

Горфункель А.Х. Неизбежность пантеизма (Крестьянин-философ Доменико Сканделла)//Культура эпохи Возрождения. Л.1986.

Горфункель А.Х. Философия великой эпохи//Вопросы философии.1965. №6.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.1980.

Грот Н.Я. Джордано Бруно и пантнизм. Филос. очерк. Одесса.1885.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. В 2-х т. Л.1947.

Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. Джироламо Кардано. М.1980.

Девятоикина (555)Н.И. Петрарка о достоинстве человека//Средние века. М.1981. Вып.44.

Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М.1925.

Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения. М.1929.

Елина Н.Г. Данте. М.1965.

Знамеровская Т.П. Проблема кваттроченто и творчество Мазаччо. Л.1975.

Зубов В.Л. История диалектики XIV-XVIIIвв. М.1974.

Зубов В.П. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.1976.

История эстетики. В 5-ти т. М.1962.

Корелин М.С. Очерки из истории философской мысли в эпоху Возрождения. Мир, созерцание Франческо Петрарка. М.1896.

Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М.1896.

Корелин М.С. Папский секретарь и гуманист Поджо Браччолини//Русская мысль.1899.

Кудрявцев О.Ф. Гуманистические академии итальянского Возрождения//Культура Возрождения и общество. М.1986. С.71-76.

Кузнецов Б.Г. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.1981.

Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М.1970.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. Наука XIV-XVIвв. в свете современной науки. М.1979.

Кудрявцев О.Ф. Проблема судьбы и свободы веры в философии Марсилио Фачино//Из истории западноевропейской культуры. М.1976.

Кудрявцев О.Ф. Письмо Марсилио Фачино о Золотом веке//Средние века.1980. Вып.43.

Культура эпохи Возрождения и Реформация Сборник статей. Л.1981.

Лазарев В.В. К историко-философскому осмыслению коперниканской революции//Идеи Возрождения и философия нового времени. М.1986.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х т. М.1956-1979.

Лафарг П. Томас Кампанелла. М.-Л.1926.

Леон Баттиста Альберти. Сб.ст. М.1977.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.1978.

Львов С.Л. Гражданин Города Солнца. Повесть о Томмазо Кампанелле. М.1979.

Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исследования в области истории мысли (Поджо Браччолини)//Вестник Моск.ун-та.Сер.8.История.1991. №6.

Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.1971.

Мокульский С.С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. М.1966.

Монье Ф. Опыт литературной истории Италии XVв. Кваттроченто. СПб.1904.

Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XVв. Л.1979.

Ольшани (555)Л. История научной литературы на новых языках. В 3-х т.

Осиновский И.Н. Томас Мор. М.1985.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М.1978.

Осокин Н.А. Савонарола и Флоренция. Историческая монография. Казань.1865.

Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. М.1982.

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М.1961.

Ревякина Н.В. Из истории этических идей эпохи Возрождения//Вестник Моск.ун-та.1962. №2.

Ревякина Н.В. Поджо Браччолини и проблема благородства в гуманистической литературе итальянского Возрождения XVв.//культура эпохи Возрождения. Л.1986.

Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV-первой половины XVвв. М.1977.

Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л.1974.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л.1976.

Сергеев К.А., Джобаров А.Г., Луговкин В.Б. Человек и мир в философии Возрождения и нового времени//Структура философского знания. Вологда.1986.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIIвв. М.1984.

Соколов В.В. Натурфилософия XVI-начала XVIIв. как предыстория материализма нового времени//Вопросы философии.1966. №1.

Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М.1962.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.1984.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М.1978.

Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. М.1972.

Тевтадзе Г.В. Диалектические идеи в эпоху немецкой Реформации//Вопросы философии.1981. №6.

Темнов Е.И. Макиавелли. М.1979.

Фалькенберг Р. История новой философии от Николая Кузанского до нашего времени. М.1910.

Фойгт Г. Возрождение классической древности, или первый век гуманизма. М.1884-1885. Т.1-2.

Хартман Г.М. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма//Византийский временник.1959. Т.15.

Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Позия гуманизма. М.1974.

Хоментовская А.И. Лоренцо Валла - великий итальянский гуманист. М.-Л.1964.

Черняк И.Х. Гуманизм эпохи Возрождения и христианская мысль древности//Античное наследие в культуре Возрождения. М.1984.

Черняк И.Х. Итальянский гуманизм и богословие во второй половине XVв.//Актуальные проблемы изучения истории религии. Л.1976.

Черняк И.Х. Поджо и зарождение гуманистической критики Библии//культура эпохи Возрождения. Л.1980.

Чиколини Л.С. Гуманистические и реформационные идеи Челио Секондо Курионе//Культура эпохи Возрождения. Л.1986.

Шахиди М. Ибн Сина и Данте. К проблеме становления и развития идей гуманизма в поэзии. Душанбе.1986.

Штекли А.Э. Каспар Штюблин и его утопия//культура эпохи Возрождения. Л.1986.

Штекли А.Э. Томас Мюнцер. М.1961.

Манекин Р.В. Философия Возрождения о Человеке и Боге



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия материализма. Сущность человека и критика религии

    Контрольная работа >> Философия
    ... в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нем ... западное общественное мышление со времен Возрождения и Реформации и до середины ... Бога в себе самом. Понятие «отчуждение» было внесено в философию Гегелем. Для него история человека ...
  2. Философия как мировоззрение (3)

    Реферат >> Философия
    ... к философии Нового времени. Главной проблемой философии Возрождения, также как и средневековой философии, являлась проблема Человека и Бога, проблема ...
  3. Философия (15)

    Учебное пособие >> Философия
    ... и практической деятельности. Таким образом, философия Возрождения выводит человека из сферы религиозной компетенции и превращает ... в потусторонний мир, - это религия, соединяющая человека с Богом, предоставляющая в потустороннем мире свободную волю ...
  4. Философия эпохи Возрождения (14)

    Контрольная работа >> Философия
    ... итальянское и северное заальпийское Возрождение. В центре философии Возрождения находится человек (антропоцентризм), его творческая ... эпохи Возрождения Гуманизм связан со смещением акцента в культуре с Бога на человека. И в искусстве, и в философии ...
  5. Философия эпохи Возрождения (30)

    Реферат >> Философия
    ... игнорированием некоторых философских проблем. В основном философов Возрождения интересуют этические вопросы, а онтологические и ... Возрождения прежде всего характерна ориентация на человека - АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Центральная фигура ее - не Бог, а человек. Бог ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020210742950439