Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Дипломная работа
Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетвор...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Тенденция к структурной дифференциации была широко признана в научной литературе Она проявляется, прежде всего, в возрастающей вычлененности специфиче...полностью>>
Философия->Статья
Во многих общественно-политических организациях уже традиционно все беды экономики сводят к "непомерному прессу нало­гов на производителя "и...полностью>>
Философия->Реферат
Социально – философская антропология занимается изучением человека в его взаимосвязи с обществом и является составной частью философской культуры Поэт...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Бруно различал родовой и абсолютный минимумы: минимум данного рода (вида) есть наименьшее в определенном ряду явлений (объектов); абсолютный минимум совпадает в материальном мире с атомом; в математике - сточкой, в метафизике - с монадой (неделимым элементом Вселенной, отражающим все свойства): "Минимум или монада есть все, то есть максимум и целое". В монадологии Бруно отождествлялись материя и движение, Природа и Бог, мельчайшая частица бытия и Целое - Бог, определяемый как "монада", источник всех чисел, простота всякой величины и субстанция состава" "…и точка и атом по Бруно - есть Бог".

В материальной Вселенной, по мнению Бруно, "нет ничего непрерывного и Единого, кроме атомов и всеобщего пространства". Пространство по Бруно необходимое условие существования бесконечной Вселенной; оно изначально. Это не значит, что Пространство предшествует материи во времени или является причиной ее существования. Наличие Пространства - условие бытия материи, "ибо не существует тела, если оно не может быть где-то; оно не может существовать, если нет пространства. Это и есть пустота". Вне пространства нет ничего: "где нет тела, там нет ни места, ни пустоты". Существование пустоты предопределяет движение в мироздании: "если бы не было пустоты, тело не могло бы передвигаться туда, где было другое тело. Движение возможно не туда, где нечто есть, а туда, где нечто перестает быть". В действительности же пространство не отделимо от движущейся материи: "Пустота - пространство - это то, в чем находятся тела, а не то, в чем ничего нет. Когда же мы говорим о пустоте как о месте без тела, мы отделяем его от тела не реально, а лишь мысленно".

Столь же необходимым условием существования материи, как пространства, в философии Бруно является время. "Время - по Бруно - все берет и все дает", ибо "все меняется и ничего не гибнет". "Физически, реально и истинно время бесконечно"; "всякая длительность есть начало без конца и конец без начала. Следовательно, вся длительность есть бесконечное мгновение, тождество начала и конца". Бруно не отрывал Время от движения и от материи: "Время есть некая длительность, которая, хотя разумом может быть воспринята и определена отвлеченно, однако не может быть отделена от вещей". В конечном счете, Бруно приходит к мысли об относительности времени: "Ибо не может быть такого во вселенной времени, которое было бы мерой всех движений… При единой длительности целого различным телам свойственны различные длительности и времена".

Человек, по Бруно, венчает собой лестницу эволюции Природы. Жизнь как феномен в той или иной форме свойственна всем природным вещам. "Мировая душа", "хотя одним и тем же образом, одной и той же силою, цельностью своей сущности находится повсюду и во всем, однако в соответствии с порядком Вселенной и первичных, и вторичных членов проявляет себя здесь как разум, ощущение и рост, там как ощущение и рост; в одном - как растительная способность, в другом - только как сложность состава и как несовершенная смесь, или же, как проще, как начало смешений". Сознание, по Бруно, неотделимо от материи: "духовное начало также не может существовать без тела, как тело, движемое и управляемое им, с ним единое, с его отсутствием распадающееся, не может быть без него". Это означает внутреннее "родство душ" людей и животных: означает "что душа человека по своей субстанции тождественна душе животных и отличается от нее лишь фигурацией (что связано с физическим строением органов тела)" "Единая духовная субстанция соединяется либо с одним видом тела, либо с другим, и, на основании разнообразия и сочетания органов тела, имеет различные степени совершенства ума и действия". Даже у самых "одаренных" животных не то сложение, "чтоб можно было иметь ум с такими же способностями, как у человека". Именно поэтому Человек является вершиной эволюции Природы.

Отличительной особенностью Человека как сущего является наличие у него ума. Ум дан Человеку для того, чтобы проникнув за внешний облик мира, углубившись внутрь природных явлений, он мог познать законы бесконечно движущейся и изменчивой Природы. Посредством Человека Природа познает самое себя.

Человеческое знание возникает из ощущения. Познание невозможно без чувственных образов, оно не может обойтись "без неких форм и образов, которые воспринимаются внешними чувствами от чувственных объектов". Чувство "поднимается к воображению", воображение к рассудку, рассудок к интеллекту, интеллект к уму". Так создается тот "разумный порядок" (совокупность человеческих представлений о Природе), который и есть, по Бруно, "тень и подобие" природного порядка, образ физического мира, являющегося "образцом и обаянием" мира метафизического.

"Природа нисходит к произведению вещей, а интеллект восходит к их познанию по одной и той же лестнице… Нисхождение происходит от единого сущего к бесконечным индивидуумам, подъем - от последних к первому". Поэтому Человек, достигший высшего знания, "на все смотрит, как на единое и перестает видеть при помощи различий и чисел… Он видит Амфитру, источник всех видов, всех рассуждений, которая есть монада, истинная сущность всего бытия". Однако Человек не может достичь этого "высшего", абсолютного знания, ибо человеческий ум "конечен в себе" и "бесконечен в объекте" (в бесконечной Вселенной). Знание "…никогда не будет совершенным в той степени, чтобы высочайший объект был познан, а лишь постольку, поскольку наш интеллект способен к познанию: для этого достаточно, чтобы божественная красота представилась ему в том или ином состоянии, соответственно тому, как расширился горизонт его зрения".

Практической целью познания является, по Бруно, овладение магией. В магии, считал он, находит свое выражение достигнутое в знании овладение таинственными силами Природы. Благодаря всеобщей одушевленности материи, магия устанавливает незримую связь между "душой мира" и индивидуальными предметами и явлениями. Магические действия являются "чисто физическими" и основанными "на естественных началах". Магия "есть не что иное, как познание тайн природы путем подражания природе в ее творении".

Доведенные в философии Джордано Бруно до своего логического завершения, пантеистические тенденции философской мысли эпохи Возрождения с неизбежностью исчерпали свой творческий потенциал. Подготовленное становлением натурфилософии XV-XVI вв., экспериментально-математическое естествознание Нового времени требовало иного "способа" избавить Природу от божественного влияния и присутствия, нежели предложенным ренессансным неоплатонизмом. Однако идеи, возникшие в контексте ренессансного неоплатонизма, не пропали втуне. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно нашел свое продолжение в материализме Б.Спинозы; его монадология была воспринята Г.В.Лейбницем; диалектика совпадения противоположностей - немецким классическим идеализмом.

Как идеи неоплатонизма, так и идеи аристотелизма оказали влияние на формирование натурфилософских концепций, из которых можно выделить уже собственно естественнонаучные. Математические исследования Дж.Кардано, открытие кровообращения М.Серветом, магнетизма - Гилбертом, анатомические исследования А.Везалия, гелиоцентрическая система Н.Коперника создали мировоззренческие основания для философии Нового времени; в работах Леонардо да Винчи, Б.Телезио, Ф.Патрици закладывались методологические предпосылки мышления последующей эпохи.

Заключение

В эпоху Возрождения наиболее влиятельными направлениями философии были мистческий пантеизм, аристотелизм, гуманизм, ренессансный неоплатонизм и ренессансная натурфилософия.

Становление философии Возрождения можно представить в виде развертки полого цилиндра, условно разделенного на пять неравных частей, как это показано ниже:

натурфилософия

ренессансный неоплатонизм

гуманизм

аристотелизм

ренессансная натурфилософия

ренессансный неоплатонизм

гуманизм

ренессансный аристотелизм

мистический пантеизм

Между частями данного цилиндра нет четких границ, так что имеет, вероятно, смысл констатировать не только наличие философских концепций переходного типа - концепций, обозначивших собой переход одного философского направления в другое (напр.: момент трансформации гуманизма в натурфилософию, зафиксированный в "Опытах" М.Монтеня, проч.), но наличие влияния конкретных философский учений, возникших и бытовавших в контекстах разных философских направлений друг на друга (показательный пример - философия Дж.Бруно, органически сочетающая в себе наиболее жизненные идеи учений Николая Кузанского, Н.Коперника, П.Помпонацци, др.).

В процессе развития философской мысли Возрождения принято выделять три этапа: гуманистический, неоплатонический и натурфилософский. Основанием данной классификации служит принцип выделения наиболее влиятельного в конкретный исторический период философского направления. Приведенная схема демонстрирует не только безусловную относительность этой классификации (феномен Джованни Пикоделла Мирандолы невозможно понять вне расцвета "гуманистической образованности", наивысшие творческие достижения которой произошли более полстолетия ранее рождения неоплатонизма; философия Андреа Чезальпино - мыслителя, жившего в XVIв. - испытала влияния как философии ренессансного естествознания, так и ренессансного аристотелизма), но и ее конечную истинность (Обратите внимание на то обстоятельство, что, начиная с середины XVIв. по начало XVIIв., практически не было философских учений, не испытавших влияние натурфилософии).

В целом же следует отметить, что философская мысль Возрождения осознавала себя "антиподом" средневекового аристотелизма. Истоки гуманизма лежали скорее в контексте античной традиции философствования (традиции, сохраненной византийской философией), нежели в контексте средневековой схоластики. Вместе с тем, осознавая себя антогонистами философов средневековья, гуманисты, конечно, являлись продолжателями традиций Средневековья в том, не всегда очевидном смысле, что любое плодотворное отрицание возможно лишь на основе позитивного опыта, как то знание гуманистами основ аристотелизма.

Специфичность философии Возрождения (панпсихизм, ренессансный антропоцентризм, проч.) наилучшим образом отобразил ренессансный неоплатонизм, становление которого зижделось на феномене "гуманистической образованности". Ренессансный неоплатонизм в большей мере опирался на достижения античных, нежели средневековых неоплатоников. Гуманизм "подготовил почву" ренессансному неоплатонизму. Гуманисты ознакомили ренессансную интеллигенцию с античной философской литературой, выступили первыми в новую эпоху критиками средневекового аристотелизма.

Ренессансный мистический пантеизм непосредственно происходил из средневековых еретических учений. Можно даже сказать, что средневековый неоплатонизм имел свое продолжение не столько в ренессансном неоплатонизме, сколько в ренессансном мистическом пантеизме. Фундаментальное различие между мистическим пантеизмом и ренессансным неоплатонизмом состояло в истолковании понятия "единство многообразия сущего": мистические пантеисты трактовали его как "множественность вещей, заключенная в Боге", неоплатоники - как "Бога, присутствующего во множественности вещей реального мира".

Расцвет "гуманистической образованности", становление ренессансного облика неоплатонизма, практические нужды ренессансного Социума обусловили возникновение философии ренессансного естествознания, а затем и ренессансной натурфилософии. Философия ренессансного естествознания суть самостоятельная, автономная философская традиция, зародившаяся в эпоху Возрождения и не имевшая внешних источников. Философия ренессансного естествознания нашла свое продолжение в философии XVIIв. Ее коренное отличие от "собственно-натурфилософии" Возрождения заключалась в том, что она уделяла большую часть своего внимания научно-практическим, частным исследованиям, а также в том, что она испытала на порядок меньше влияние ренессансного неоплатонизма, чем "собственно-натурфилософия" Возрождения.

Все названные философские течения в большей или меньшей степени несколько ранее или несколько позднее стимулировали развитие различных философских традиций (от Г.В.Ф.Гегеля до М.Хайдеггера, К.Ясперса и др.). Философия XVII столетия сохранила познавательные установки философии ренессансного естествознания.

Материалы для обсуждения

…"Если средневековый ученый обретал любого рода достоверность из веры и освященных авторитетом Церкви писаний, если все свои познавательные и даже практические усилия он основывал на вере в истину Откровения, если благодаря вере в эту истину он обретал гарантию спасения и тем самым вечную жизнь, то после эпохи Возрождения, после Ф. Бэкона, Гоббса и Декарта, все достоверное возможно лишь в той мере, в какой освобождающий сам себя и лишь для самого себя человек оказывается способным гарантировать себе несомненность всего им знаемого и познаваемого. Отныне он вынужден стремиться к достоверному, будучи лишенным авторитетной и откровенной истины, поскольку в своей антропоцентрической свободе он как бы приговорен к сомнению, настигающему его постоянно и всякий раз заново.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия материализма. Сущность человека и критика религии

    Контрольная работа >> Философия
    ... в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нем ... западное общественное мышление со времен Возрождения и Реформации и до середины ... Бога в себе самом. Понятие «отчуждение» было внесено в философию Гегелем. Для него история человека ...
  2. Философия как мировоззрение (3)

    Реферат >> Философия
    ... к философии Нового времени. Главной проблемой философии Возрождения, также как и средневековой философии, являлась проблема Человека и Бога, проблема ...
  3. Философия (15)

    Учебное пособие >> Философия
    ... и практической деятельности. Таким образом, философия Возрождения выводит человека из сферы религиозной компетенции и превращает ... в потусторонний мир, - это религия, соединяющая человека с Богом, предоставляющая в потустороннем мире свободную волю ...
  4. Философия эпохи Возрождения (14)

    Контрольная работа >> Философия
    ... итальянское и северное заальпийское Возрождение. В центре философии Возрождения находится человек (антропоцентризм), его творческая ... эпохи Возрождения Гуманизм связан со смещением акцента в культуре с Бога на человека. И в искусстве, и в философии ...
  5. Философия эпохи Возрождения (30)

    Реферат >> Философия
    ... игнорированием некоторых философских проблем. В основном философов Возрождения интересуют этические вопросы, а онтологические и ... Возрождения прежде всего характерна ориентация на человека - АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Центральная фигура ее - не Бог, а человек. Бог ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019099712371826