Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Иммиграция в США является основным источником роста населения и культурных изменений на протяжении большей части истории США. Экономические, социальны...полностью>>
История->Реферат
Комплекс открылся в 1966 году. В первые десятилетия существования он привлекал посетителей как выступлениями звёзд эстрады (таких, как Энди Уильямс и ...полностью>>
История->Реферат
Идеалом императрицы было сильное государство с управляемым, структурированным обществом, подчиняющимся разумным законам. В этом русле находились её пе...полностью>>
История->Реферат
Театр Балета на Брайтоне (англ. Вrighton Ballet Theater) — созданный в 1987 г., русский хореографический центр в Бруклине (Нью-Йорк), — одна из самыx ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Для распространения марксизма в России складывалась бла­гоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кру­жок возник в Казани, впоследствии в него был принят быв­ший студент Владимир Ульянов.

6. В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Алек­сандра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владими­ра. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петер­бургского университета. После получения диплома занял дол­жность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Са­маре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

7. В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марк­систское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что ста­рый, несправедливый мир надо разрушить и построить но­вый, более справедливый — социализм.

8. В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марк­систские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-де­мократов?», главное содержание которой сводилось к поле­мике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

9. В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобож­дение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижанов­ский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. поли­ция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

10. Но петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марк­систских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. «Союз борьбы» распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте положение рабочих России в последней трети XIX в.

2. Какие причины вызвали рабочее движение?

3. Чем взгляды марксистов отличались от взглядов народников в конце XIXв.?

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в.

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Развитие образования.

Б. Русская наука.

В. Русская литература. Печать.

Г. Живопись.

Д. Скульптура, архитектура.

Е. Музыка. Театр.

А. Развитие образования

1. Русская культура второй половины XIX в. развивалась в усло­виях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест про­тив самодержавия, происходили серьезные изменения в со­циальной структуре. Все это оказало воздействие на культур­ное развитие России.

2. После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения на­рода. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышлен­ности и техники требовало грамотных работников. Усили­вается внимание правящих кругов к народному образо­ванию. Были открыты ре­альные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскрес­ные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы.

3. Основным типом средней школы были гимназии, в ко­торых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право по­ступать в университеты. Существовали также мужские ре­альные училища, где преподавались математика, физика, хи­мия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений.

4. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2 (в Одес­се и Томске). Увеличилось количество технических вузов. От­крылись консерватории в Петербурге и Москве. Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).

Б. Русская наука

1. Российская наука во второй половине XIX в. достигла круп­ных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. вы­пустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обус­ловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и выс­шей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К. А. Ти­мирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многокле­точных организмов, открыл явление фагоцитоза.

2. Математик П. Л. Чебышев исследовал теорию чисел и тео­рию вероятностей, занимался математическим анализом. Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления. Физик А. Г. Столетов ис­следовал магнетизм и фотоэлектрические явления, осно­вал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элемен­тов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию.

3. А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накалива­ния, П. Н. Яблочков создал трансформатор и электричес­кую дуговую лампу. Профессор А. С. Попов продемонстри­ровал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях. Учи­тель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реак­тивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект ди­рижабля.

4. Большую известность получили работы этнографа Н. Н. Мик­лухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Но­вой Гвинеи. Ученый и путешественник Н. М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных.

5. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Про­фессор-историк С. М. Соловьев в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смер­ти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложе­ние до 1775 г.

6. Ученик Соловьева, не менее известный историк В. О. Клю­чевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепост­ного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.

В. Русская литература. Печать

1. В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политичес­кие течения, народная жизнь. Ведущим направлением в ли­тературе был критический реализм, характерными принци­пами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, пово­рот к жизни простого человека.

2. Наиболее ярким примером обличительной литературы явля­ется творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедри­на. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказ­ках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «пре­мудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы на­рождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Поше­хонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чинов­ничества.

3. Огромное место в литературе этого периода занимает творче­ство Ф. М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и соци­альных контрастов общества. Непревзойденный мастер пси­хологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности.

4. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борь­бе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Вос­кресение» нашли отражение социальные противоречия Рос­сии, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда.

5. В 60—70-е годы продолжается литературная деятельность И. С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н, А. Некрасов, который в своих произве­дениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной ли­тературе вспомнил декабристов («Русские женщины»).

6. Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Беспридан­ница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начи­нается литературная деятельность А. П. Чехова. В его творче­стве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест про­тив серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скуч­ная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писа­тель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и другие писатели.

7. Во второй половине ХГХ в. основным видом печатных изда­ний оставались журналы. Одним из лучших демократичес­ких журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Ог­ромную популярность в 70—80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили ста­рейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Москов­ские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое вре­мя». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д. И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на рус­ском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.

Г. Живопись

1. В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. гос­подствующим направлением был критический реализм. Иде­ологом и организатором художников этого направления яв­лялся И. П. Крамской.

2. В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И. П. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарище­ство художественных передвижных выставок, куда вошли чле­ны Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выстав­ки, откуда и пошло наименование — передвижники.

3. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Тол­стого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир че­ловека, его душевные переживания.

4. Одним из наиболее ярких представителей критического реа­лизма в русской живописи был художник В. Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала об­щественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Трой­ка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».

5. Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан.

6. Вершиной реализма в русской живописи справедливо счи­тается творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царев­на Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пи­шут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В. И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелец­кой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Аленушка», «Бо­гатыри», «Витязь на распутье». Художник В. А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девоч­ка с персиками». Многие картины художников второй полови­ны XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.

Д. Скульптура, архитектура

1. Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно сме­шение стилей; модерна, определяемого достижениями науч­но-технического прогресса, и стилизации под старину. Боль­шой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М. М. Антокольского, создавшего серию скульп­турных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» ид р. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественно­го и культурного значения — был открыт памятник А. С. Пуш­кину (на Тверской). Автор его — скульптор А И. Опекушин. Под руководством М. О. Микешина десятки скульпторов со­здали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей.

2. В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промыш­ленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорус­ский» стиль, стилизация под старину, с характерными дета­лями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В. О. Шер­вуд), здание городской думы (арх. Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. И. Померанцев). Строи­лись многоэтажные и многоквартирные дома.

3. В России началось строительство торговых пассажей. В Мос­кве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским про­спектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды со­единили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Пост­роены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шо­хин) в Москве.

Е. Музыка. Театр

1. Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкально­го искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кру­жок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Мо­гучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Боро­дин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хо­ванщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бороди­на — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».

2. В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфоничес­кие поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 роман­сов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику.

3. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые ком­позиторы — С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубин­штейн создает в Петербурге «Русское музыкальное об­щество».

4. Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры дей­ствовали в 100 городах России. Главными центрами теат­ральной культуры были Малый театр в Москве и Александ­рийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культур­ное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связа­на с именами блестящих русских актеров: Марии Ермо­ловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Аст­рахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный те­атр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как эпоха великих реформ повлияла на развитие культуры России?

2. Чем можно объяснить несоответствие: низкий уровень грамотности населения и высочайшие достижения российской науки?

- 196 -



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс 2004-05г.

    Шпаргалка >> История
    ... вопросы по истории России 11 класс. Для удобства пользования вопросы и ответы размещены в хронологическом порядке. Источники: 1) Ответы на вопросы/билеты по истории России ...
  2. Ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру

    Билеты >> Философия
    Ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру ... и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В своей трактовке русской истории из православия ... не мешая его развитию. В истории России произошло слияние духовных ценностей православия ...
  3. Ответы на экзаменационные билеты по истории России 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История
    ... Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники: Ответы на вопросы/билеты по истории России 9 кл.  – 48 вопросов (24 билета) – размещены на ... школу, свой поселок. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. 1. Крещение ...
  4. Ответы по истории религии

    Реферат >> Религия и мифология
    Ответы на вопросы по истории религии. Понятие и сущность религии. Основные ... в конце 19 - начале 20 вв. В России появилась в начале 20 в. Название связано ...
  5. Ответы на вопросы по психологии

    Реферат >> Психология
    ... личностному самосовершенствованию. Краткая история развития психологии. С древнейших ... со среднего на неполное среднее в России, привело по данным социологов ... окружающих. Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических стереотипах с практической ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001971960067749