Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Чешская дружина (чеш. Česká družina) — батальон русской армии, сформированный в Киеве в августе 1914 года из добровольцев — чехов, проживавших на терр...полностью>>
История->Реферат
После немецкой оккупации Чехословакии нелегально эмигрировал в СССР. В июле 1943 года был заброшен в Словакию для организации подпольной работы. Играл...полностью>>
История->Реферат
Эстергом (венг. Esztergom; словацк. Ostrihom; нем. Gran) — небольшой исторический комитат в северо-западной части Венгерского королевства, расположенн...полностью>>
История->Реферат
Родился в зажиточной крестьянской семье. В 1706 вступил в куруцкую армию Ференца Ракоци, восставшего против австрийского владычества, после его пораже...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

А. Наука и просвещение

1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных — солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

3. Появились новые учебники, самый знаменитый — «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

4. При Петре I началось создание первого в России музея — Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.

5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

Б. Архитектура. Искусство. Литература

1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2—3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля — 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный — церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника — «Автопортрет с женой».

5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

6. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой — смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

7. Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

В. Изменения в дворянском быту

1. После возвращения «великого посольства» из Европы Петр I начал вводить одежду европейского образца. Царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. Продавцам длиннополого платья и сапог и лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Царь собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил лишь священникам и крестьянам, остальные за ношение бороды платили огромные пошлины. Подданные обязаны были также пить чай и кофе, курить табак.

2. В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи — торжественные приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.

3. Дворянский быт основательно изменился. Но жизнь крестьян и простых горожан оставалась прежней. Возник глубочайший разрыв между образом жизни народа и дворянства. Со временем это породит глубокое недоверие крестьянина к любому образованному человеку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему Петр 1 столь большое внимание уделял культурному развитию России?

2. Какие области русской культуры подверглись наибольшему реформированию? Почему?

3. Назовите положительные и отрицательные стороны преобразований Петра I в сфере быта.

Тема: Российская империя в XVIII столетии

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Дворцовые перевороты (1725—1762).

Б. Внешняя политика России к середине XVIII в.

В. Участие России в Семилетней войне(1756-1763).

А. Дворцовые перевороты (1725—1762)

1. Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. — со смерти Петра I) в России начинается эпоха дворцовых переворотов — смена царствующих особ, которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. В 1722 г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике престола отдавался на рассмотрение «правительствующего государя».

2. Поскольку Петр I не назначил себе наследника, то решение о том, кто взойдет на престол, должен был принимать Сенат. Старая знать (Голицыны, Долгоруковы) выступала за царевича Петра, сына Алексея. Новая знать (Меншиков, Толстой и др.) возвела на престол жену Петра Великого — Екатерину I. Большую роль в этом сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории.

3. Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управлению государством. Неограниченное влияние на императрицу оказывал Меншиков. Он стал фактическим правителем России. Своеобразным компромиссом между группировками знати явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управления государством — Верховного тайного совета. В него вошли 7 человек (Меншиков, Апраксин, Толстой, Голицын, государственный канцлер Головкин, вице-канцлер Остерман и др.). Сенат и коллегии ставились под надзор этого органа.

4. Тайный совет уменьшил подушный сбор с населения, дал право торговли дворянам (до этого торговали только купцы). В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра, сына убитого царевича Алексея. После смерти Екатерины, как и при ее жизни, страной фактически правил Меншиков, указом императора он назначил себя генералиссимусом. Меншиков рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Но во время болезни Меншикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман восстановили Петра II против светлейшего князя. Меншиков был арестован, низложен по решению Верховного тайного совета и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов, где через два года умер. Дочь одного из братьев Долгоруковых Екатерина была объявлена невестой царя. Однако Петр II накануне свадьбы умер от оспы (в январе 1730 г.). Династия Романовых по мужской линии пресеклась.

5. В Тайном совете сразу же начались споры о кандидатуре правителя России. Было решено пригласить племянницу Петра I (дочь его брата Ивана) — Анну Ивановну (1730—1740). Она была вдовой герцога Курляндского, жила в Митаве (ныне Латвия). По предложению верховника князя Голицына были составлены письменные кондиции (условия) из 8 пунктов, которыми верховники хотели ограничить в свою пользу императорскую власть. Герцогиня Анна приняла эти условия без раздумий. Кондиции были составлены в духе конституционной монархии: самодержавие превращалось в ограниченную олигархическим (власть немногих, богатых лиц) советом монархию. Анна согласилась:

> править совместно с Верховным тайным советом;

> не издавать законов;

> не распоряжаться казной;

> не жаловать и не отнимать имений;

> не присваивать высшие военные чины;

> не объявлять войну, не заключать мир;

> не вступать в брак;

> не назначать наследника.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс 2004-05г.

    Шпаргалка >> История
    ... вопросы по истории России 11 класс. Для удобства пользования вопросы и ответы размещены в хронологическом порядке. Источники: 1) Ответы на вопросы/билеты по истории России ...
  2. Ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру

    Билеты >> Философия
    Ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру ... и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В своей трактовке русской истории из православия ... не мешая его развитию. В истории России произошло слияние духовных ценностей православия ...
  3. Ответы на экзаменационные билеты по истории России 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История
    ... Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники: Ответы на вопросы/билеты по истории России 9 кл.  – 48 вопросов (24 билета) – размещены на ... школу, свой поселок. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. 1. Крещение ...
  4. Ответы по истории религии

    Реферат >> Религия и мифология
    Ответы на вопросы по истории религии. Понятие и сущность религии. Основные ... в конце 19 - начале 20 вв. В России появилась в начале 20 в. Название связано ...
  5. Ответы на вопросы по психологии

    Реферат >> Психология
    ... личностному самосовершенствованию. Краткая история развития психологии. С древнейших ... со среднего на неполное среднее в России, привело по данным социологов ... окружающих. Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических стереотипах с практической ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0073549747467041