Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Курсовая работа
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Важность четкого определения формы государства становится по­нятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того,...полностью>>
Государство и право->Реферат
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (...полностью>>
Государство и право->Реферат
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, объединение собственников пом...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.

О том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот, к сожалению, очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.

Анализ рассмотренных выше различных сочетаний качеств личности дает возможность строить прогноз относительно того, в какой мере тот или иной кандидат сможет успешно заниматься в избранной области правоохранительной деятельности, т.е. позволяет оценивать его профессиональные способности при приеме на работу, при распределении служебных обязанностей, при выдвижении на более высокую должность.

Глава II Психологические особенности деятельности следователя при следственной работе

2.1. Психология осмотра места происшествия

После того как были рассмотрены социально-психологические качества, необходимые юристу для успешного занятия им своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя правоохранительной деятельности, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?

В психологии поцспособностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

Изначально каждый имеет определенные задатки в виде врожденных, наследственно обусловленных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые бы стимулировали их дальнейшее развитие.

Задатки проявляют себя в определенной склонности человека к различным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявлять себя биологически обусловленные способности (например, сенсорные способности), которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в процессе дальнейшей социализации у человека формируются социально обусловленные способности уже как продукт усвоения определенного социального опыта, становления характера и всестороннего развития личности. Задатки по отношению к способностям поливалентны: на основе одних задатков могут развиваться разные способности.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных проблем.

В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности. Можно назвать целый ряд таких специальных способностей. С психологической стороны это сенсорные, двигательные способности и т.п. С профессиональной точки зрения в качестве примера можно указать на музыкальные, художественные, математические способности и т.д.

Кроме того, в деятельности человека постоянно проявляются два уровня развития способностей. Первый из них — это репродуктивный уровень развития способностей, характеризующийся умением человека усваивать знания, овладевать навыками их применения в типовых условиях деятельности при решении стандартных задач. И второй, более высокий уровень развития способностей — творческий. Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандартные решения, создавать новое.

Деятельность юриста весьма многогранна. Поэтому она прежде всего требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место, безусловно, отводится интеллектуальным способностям.

Говоря о профессии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ратинов относит ее «к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями». Такую же, по существу, мысль высказывают и другие ученые, которые среди ведущих «следственных способностей» называют также общие способности человека и прежде всего его интеллектуальные (умственные), творческие способности.

Интеллектуальные способности человека как показатель его уровня общего развития включают в себя сложные психические образования: мышление (гибкость, переключаемость мыслительных процессов, способность генерирования новых идей и т.д.), развитое воображение, хорошую емкую память, острую наблюдательность, восприятие и т.д., которые тесно связаны с творческим потенциалом личности. Считают, что «интеллект проявляется не в простой организации знаний, применении их к различным ситуациям, а в творчес­ком преобразовании заданного материала и получении на этой осно­ве новых данных (знаний, способов работы, приемов решения задач и т.д.), в своеобразии и оригинальности такой переработки»2. Это проявляется в способности и потребностях человека активно познавать неизвестное, в его умении обобщать и выделять главное, осуществлять перенос усвоенной информации на новый материал, прогнозировать процесс познания и его результаты. Интеллектуальные, познавательные способности проявляются в умственной работоспособности, быстроте и устойчивости мыслительной работы, в выборе видов занятий и отдыха. Развитый интеллект — основа творческих способностей юриста, так как интеллект и творческие способности неразрывно связаны между собой.

Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, весьма важное значение в структуре способностей юриста имеют и коммуникативные способности, облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Юрист должен быть наделен также и хорошими организаторскими способностями, в основе которых лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.

Разумеется, перечисленными выше не исчерпываются все способности, которые необходимы юристу. В зависимости от решаемых им задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие же будут играть вспомогательную роль.

И наконец, последнее замечание, которое необходимо сделать. Когда мы говорим о способности к той или иной профессиональной, в том числе и к правоохранительной деятельности, следует видеть не некую застывшую совокупность, некий набор отдельных качеств и свойств личности, а их постоянное взаимодействие, в процессе которого одни из них компенсируют недостаток, недоразвитость других. Феномен компенсации, компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом такого интегративного понятия, каким являются способности, в данном случае — профессиональные способности юриста. Именно феноменом компенсации можно объяснить высокие результаты в работе многих юристов, наделенных в разной мере теми или иными профессионально важными качествами, свойствами личности, которые придают столь несхожий характер их стилю деятельности.

Различное сочетание описанных выше способностей образует тот необходимый сплав индивидуально-психологических особенностей личности, который можно охарактеризовать как профессионально значимые способности к юридической деятельности, определяющие в конечном итоге профессиональную пригодность юриста.

Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности.

Профессионально значимые способности юриста, в конечном итоге его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профессионализма оцениваются с помощью:

  • квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготовке, специализации, присвоении классного чина и т.д.;

  • объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных (оценочных) характеристик, например по числу рассмотренных (расследованных) дел, проведенных проверок за какой-то определенный период времени, по числу полученных поощрений и взысканий, наконец, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей и т.д. (см. графу 3 в приведенной выше таблице);

  • психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специально подобранных для этих целей тестовых методик.

Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках кандидата. Их надежность в первую очередь зависит от качества психодиагностического обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Именно поэтому данную работу могут выполнять только квалифицированные психологи. Эти психологические (тестовые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критериями профессиональной пригодности юриста, о чем речь пойдет дальше.

Критерии профессиональной пригодности должны:

  • отражать только значимые показатели, соответствующие стабильным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;

  • различать работников с высокой и низкой степенью профессиональной пригодности;

  • быть удобными в использовании при оценке деятельности и личности любого юриста, способности которого к профессиональной деятельности необходимо исследовать1.

  • Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет составить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, личностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к личности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология коммуникативной деятельности следователя

    Реферат >> Психология
    ... психология» по теме: «Психология коммуникативной деятельности следователя» Содержание Введение Коммуникативная деятельность следователя Психология ... и др. 1. Коммуникативная деятельность следователя Деятельность следователя связана с его непосредственным ...
  2. Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве

    Курсовая работа >> Психология
    ... работа по дисциплине: «Юридическая психология» На тему: «Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве» ... , получив ордер юридической консультации, обращаться к следователю с ходатайством о предоставлении ему свиданий с ...
  3. Психология формирования показаний

    Реферат >> Психология
    ... эти формы деятельности в психологии объединяются более общим понятием —«человеческая деятельность». В ходе деятельности у ... потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, но и к деятельности следователя, который выслушивает рассказ допрашиваемого. Таким ...
  4. Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя

    Реферат >> Психология
    ... Юридическая психология РЕФЕРАТ по теме: «Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя» Автор: ... виды и особенности применения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД и следователей, в частности, рассматриваются в ...
  5. Тезаурус и понятийный аппарат юридической психологии

    Реферат >> Психология
    ... : Психология предварительного следствия: психология следственной деятельности, психология личности следователя и других участников уголовного процесса, познавательно-удостоверительная деятельность следователя, психология деятельности следователя ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015628337860107