Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизн...полностью>>
Государство и право->Реферат
Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражда...полностью>>
Государство и право->Реферат
.Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражд...полностью>>
Государство и право->Реферат
Понятие гражданского правоотношения как общественного отношения, урегулированного нормой гражданского права, в равной мере подходит и к личным неимуще...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

6. Организационная культура и ее роль в формировании организаций

порации не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной информации и распо­ряжений. Таким образом, происходит экономия на издержках управ­ления корпорацией.

Адаптивная функция проявляется в том, что корпоративная культура облегчает приспособление работников к организации, по­зволяя наиболее эффективно вписаться в организационную структу­ру и существующие взаимоотношения.

Образовательная и развивающая функция определяется тем, что корпоративная культура связана с образовательным и воспита­тельным эффектом, результатом чего является увеличение знаний навыков работников, используемых корпорацией для достижения целей.

Функция управления качеством проявляется в том, что кор­поративная культура в конечном итоге отражается на результатах хозяйственной деятельности, побуждая работников к ответственному отношению к работе, способствует повышению качества выпускае­мой продукции, предоставляемых работ и услуг.

Функция ориентации на потребителя заключается в том, что учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженных в сис­теме ценностей фирмы, являющейся составной частью корпоратив­ной культуры, способствует упрочению отношений с потребите­лями.

Функция регулирования партнерских отношений определя­ется наличием выработанных корпоративной культурой правил взаимоотношений с партнерами, предполагающих моральную ответ­ственность перед ними.

Функция приспособления экономической организации к нуж­дам общества способствует созданию наиболее благоприятных внешних условий для деятельности корпорации. Эффект заключается в устранении барьеров, преград, нейтрализации действий, связанных с нарушением или игнорированием корпорацией определенных ус­ловий, в устранении убытков.

Функции организационной культуры распределяются на общие (регулирования и воспроизводства) и специфические (перечисленные выше).

7. Основные направления развития организационной мысли

7. Основные направления развития организационной мысли

Организационно-управленческая мысль как система научных знаний складывалась и развивалась в течение тысячелетий. Она прошла сложный и специфический путь через череду исторических эпох в различных странах. Корни возникновения организационных идей уходят глубоко в древность. Они находятся в Древней Греции, Китае, Индии и др. странах. О них мы находим сведения в трудах Платона, Аристотеля, Конфуция и др.

В процессе развития мира, в частности, индустриальной циви­лизации приобретает значение экономическая парадигма, капитали­стический способ производства, рыночные отношения. В соответст­вии с этой системой взглядов формируется адекватная научная кон­цепция, в которой важное место занимает организационно-управ­ленческая наука. Возникает ряд научных школ в области организа­ционной мысли, напр., Тейлора, Файоля, Урвика и др.

Существенный вклад в развитие организационной мысли вне­сли и русские ученые - А.А. Богданов, М.М. Сперанский и др. Осно­вателем русской школы в области организационной науки, да и вообще в мировой науке с большим основанием можно считать А.А. Богданова, создавшего фундаментальный труд - «Тектология. Всеобщая организационная наука». Этот труд был впервые написан им в 1913 г. на немецком языке.

В своем фундаментальном труде А.А. Богданов по существу дал целостное представление об организационной науке, сформули­ровал ее основные принципы и закономерности и объяснил их меха­низм проявления, показал ее роль и значение в мироздании, пути ее развития.

На современном этапе развития общества, в условиях внедре­ния новейших информационных и коммуникационных технологий происходит коренная перестройка многообразных деловых процес­сов, образование организационных структур. Происходящие измене­ния невозможны без проведения глубокого научно обоснованного анализа этих процессов, формирования, деятельности, развития и совершенствования организационных структур.

7. Основные направления развития организационной мысли

Развитие организационно-управленческой мысли вызвало к жизни ряд фундаментальных и прикладных наук, изучение которых стало настоятельной необходимостью людей, занятых практически любой трудовой деятельностью. К фундаментальным следует отне­сти теорию организации, теорию систем, кибернетику, теорию управления. Среди многих прикладных наук можно назвать менедж­мент, организационное поведение, информационные системы, управление предприятиями и фирмами и т.д.

Названные фундаментальные и прикладные науки структурно образуют общую систему организационно-управленческих наук.

Основные школы теории организации и направления ее раз­вития. Развитие организационно-управленческой мыли в России и за рубежом происходило различными направлениями и по истори­ческим периодам. Зарождение и начало систематической разработ­ки организационных проблем относится еще к концу XIX века. Классическая или административная школа менеджмента сформи­ровалась в начале XX века, точнее в 20-х годах того века.

Основоположником этой школы был Ф.Тейлор, который пред­принял удачную попытку и создал в единой концепции теоретико-прикладной комплекс идей в труде «Управление производством». В дальнейшем эти идей были развиты и усовершенствованы последо­вателями школы Тейлора. Наибольший вклад в развитие этой школы внесли Гильберт и Файоль. Их основной целью на этом этапе было создание универсальных принципов организации управления. Так, ими были сформулированы 14 принципов управления, являющиеся по существу составной частью теории организации. При этом основ­ное их направление связано с экономическими отношениями.

Однако это направление не полностью обеспечивало рост произ­водительности труда, как это полагали представители классической школы. Вследствие этого в 30-х годах возникла школа человеческих отношений, которая в качестве важнейшего считала уже человеческий фактор, как основной, влияющий на эффективность управления. Пред­ставителями этой школы являлись Фоллет, Мэйо, Маслоу и др. Эта школа обратила внимание на психологические аспекты человеческих отношений, что в свою очередь вызвала к жизни такую науку как орга­низационное поведение. Школа считала своей важной целью — повы-

7. Основные направления развития организационной мысли

шение эффективности деятельности предприятий путем более рацио­нального использования человеческих ресурсов.

Во второй половине XX века на базе научных идей этих школ и новых потребностей общества, технического прогресса возникла школа менеджмента, которая существует и развивается в настоящее время. В этот период господствуют рыночные отношения, которые становятся основным регулятором экономики в человеческом обще­стве. Представителями современной зарубежной школы менеджмен­та можно назвать Мескона, Хедоури и многих других. Вместе с этой школой возникают и научные школы организации и управления.

Несмотря на многовековую историю организационной практи­ки и управления, научные теории в области организации появились лишь в начале XX века. Основные теоретические исследования, на­учные принципы и модели организации представлены в работах Ф.Тейлора, Г.Файоля, М.Вебера, Г.Саймона, И.Ансоффа и др.

Классическая теория организации в том виде, как она была развита- Тейлором, Фордом, Файолем, опиралась на фундаменталь­ную работу английского классика политэкономии А. Смита «Богат­ство наций». Идеи разделения труда и обмена материальными про­дуктами, взятые оттуда, стали исходными для формирования меха­нистической точки зрения на сущность организации в индустриаль­ном обществе.

В русле тейлоризма предприятие уподобляется механизму, эф­фективность которого задается в терминах производительности, а его работники рассматриваются как винтики или шестеренки этого ме­ханизма. Руководство предприятия должно организовать рациональ­ное и эффективное управление для обеспечения максимальной про­изводительности путем разделения производственного процесса на простейшие, элементарные части (работы) и «предварительного про­граммирования» задачи каждого сотрудника.

Соответственно главными организационными принципами классического тейлоровского предприятия являются жесткая функ­циональная иерархия (когда верхний уровень - руководство - обла­дает всей полнотой власти, а нижний уровень - исполнитель - лишен всякой власти и возможности принимать решения), а также верти­кальная и горизонтальная специализация.

7. Основные направления развития организационной мысли

Таковы были принципы классической школы ориентированные на индустриальное общество, в котором основными движущими си­лами по К. Марксу являются труд и каптал.

Согласно одному из наиболее видных представителей неоклас­сической школы, в посткапиталистическом обществе главную роль будут играть знания и управление1.

Мильнер Б.З. выделяет следующие фазы фундаментальных из­менений в организациях в XX веке:

  • отделение управленческих функций (капитала-функции) от капи­
    тала-собственности и превращение управления в профессию;

  • появление, начиная с 20-х годов, командно-административных
    организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уров­
    нем централизации решений;

  • переход к организациям с преобладанием горизонтальных струк­
    тур и связей, базирующихся на широком использовании инфор­
    мационных технологий, специальных знаний и системных мето­
    дов принятия решений.

Концепция всеобщей организационной науки А.А. Богда­нова. Одним из самых ярких представителей отечественной школы теории организации является Александр Александрович Богданов (1873-1928) Он был первооткрывателем во многих сферах деятель­ности. Так, А. Богданов явился создателем и руководителем перво­го в мире Института переливания крови. Он ставил опыты на себе и двенадцатый эксперимент оказался роковым.

А.А. Богданов внес огромный вклад в теорию организации и управления. Основные его идеи нашли отражение в работах: «Очер­ки всеобщей организационной науки» (Самара, 1921), «Организаци­онная наука и хозяйственная планомерность» (Труды первой Всерос­сийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, 1923), «Всеобщая организационная наука (тектоло-гия)», 1929.

В 1913 г. А. Богданов написал брошюру «Между человеком и машиной», в которой проанализировал систему Тейлора.

А. Богданов ставил перед организационной наукой задачу триединой организации - вещей, людей и идей. Эта наука, по мне-

1 Dracker P.F. Post-capital sosiety. — N.Y.: Harper Business, 1993.

7. Основные направления развития организационной мысли

нию Богданова, должна систематизировать огромный организацион­ный опыт человечества и вооружить руководителей знанием органи­зационных законов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теория организации (14)

    Курсовая работа >> Экономико-математическое моделирование
    ... научных знаний 4.1 Организация и задачи теории организации 4.2 Неоклассический подход к теории организации 4.3 Современный подход к теории организации 4.4 Основные вопросы теории организации и основные ...
  2. Теория организации (17)

    Задача >> Государство и право
    ... теории организации 1. МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК Термин «организация» ... ОРГАНИЗАЦИИ  4. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ  5. СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ  6. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ  7. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
  3. Теория организации (18)

    Закон >> Менеджмент
    ... теория организации имеет два основных направления: теория организации - процесс и теория организации - явление. Теория организации представляет ... общая теория систем, кибернетика, структурный анализ, теория катастроф, теория организаций, теория управления. ...
  4. Теория организации (20)

    Реферат >> Менеджмент
    ... Колокнов М.В. Теория организации в вопросах и ответах. М.:«Кнорус», 2004. Леонов А.С. Теория организации. М. МГУС, 2006. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра ...
  5. Теория организации (19)

    Практическая работа >> Менеджмент
    ... вами материала по курсу «Теория организации» оцените преимущества и недостатки данной ... вами материала по курсу «Теория организации» оцените преимущества и недостатки данной ... вами материала по курсу «Теория организации» оцените преимущества и недостатки данной ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011699199676514