Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
В науке понятие функции права исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести к числу наиболее острых, дискуссионных в теории ...полностью>>
Государство и право->Реферат
В настоящее время уделяется значительное внимание официально-деловой речи. Она активно изучается с различных исследовательских позиций. Выделяются нес...полностью>>
Государство и право->Реферат
Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относитс...полностью>>
Государство и право->Реферат
Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административн...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Римская республика /VI в. до н.э. - I в. до н.э./.

Во главе Рима стояли центуриатные собрания (комиции), плебейские сходки /трибутные народные собрания/. Они избирали магистратов, т.е. основных руководителей республики.

Из магистратур наиболее важными были: консулы, преторы, народные трибуны. Избирались они народными собраниями и были ответственны перед ними за свои действия.

Коллегия консулов - высший магистрат республики /первоначально два, а затем больше/. Консулы занимались текущими управленческими делами, по гражданской и военной части, имели право созыва народного собрания, сената. Во время войны один командовал армией, другой оставался в Риме.

Коллегия преторов /два, затем четыре и более/ приобрела значение самостоятельной магистратуры в VI в. до н.э., занималась судебными спорами.

Народные /плебейские/ трибуны исполняли роль блюстителей законности и защитников обиженных граждан; имели право налагать запрет на действия магистратов, если считали их неправильными; могли выходить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.

Коллегия цензоров избиралась на 5 лет. Ее функциями были: назначение сенаторов, распределение людей по центуриям с определением имущественного ценза, надзор за нравами /за безнравственные поступки переводили в более низкие центурии, выводили из числа сенаторов/.

Диктатор назначался в чрезвычайных ситуациях из числа консулов по соглашению с сенатом; облекался высшей законодательной, гражданской, военной и судебной властью; через 6 месяцев слагал полномочия.

Центуриатные собрания - принимали или отвергали законопроекты, представленные кем-либо из магистратов /консулы, преторы, народные трибуны/. Так как собрания собирались по воле магистратов, их решения были во многом предрешены.

Сенат - единственный постоянный конституционный орган власти, выражавший волю верхушки патрициата /300 человек/, назначал диктаторов, управлял и распоряжался казной, вел наблюдение за государственным имуществом. Сенат присвоил себе право толкования законов. Первоначально сенат имел право утверждать или отменять решения комиций, затем только обсуждать предварительно. В обязанности сената входило также назначение командующих армиями, внешние сношения. Цензоры раз в 5 лет составляли списки сенаторов из числа членов знатных богатых семей.

Особенности Римской аристократической республики:

  • система противовесов в функционировании власти /два собрания - одно чисто плебейское, коллегиальность магистратур, невмешательство одной магистратуры в дела другой, разделение властей/;

  • отделение судебной власти от исполнительной;

  • исключительные полномочия народных трибунов;

  • наличие сената;

  • армия все годы республики носила характер народного ополчения, т.е. стояла на пути установления олигархической диктатуры.

Период республики - время восходящего экономического развития, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в положении отдельных групп населения. Успешные войны, расширявшие границы государства, превратили его в могущественную мировую державу. В государстве был обеспечен высокий правовой статус личности. Ее правовое положение в Риме характеризовалось тремя факторами: свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее этими тремя статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народных собраниях и занимать государственные должности. В частном праве она давала возможность вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

В I-II веках до н.э. в Риме разразился острейший политический кризис, который привел к смене форм правления. Он был вызван рядом причин:

  • многочисленными восстаниями рабов;

  • конфликтом между мелкими землевладельцами. чьи хозяйства пришли в упадок, и крупными латифундистами;

  • управление огромным государством стало невозможным по старой системе;

  • появление наемной армии превратило ее в важный политический фактор, она становится послушным орудием для установления диктатуры.

Все эти факторы предопределили усиление центральной власти.

4

В 27 году до н.э. один из членов второго триумвирата /Антоний Лепид Октавиан/ получает звание императора, пожизненные права народного трибуна и впоследствии почетное наименование Август /ранее употреблялось как обращение к богам/.

Эта дата считается началом нового периода империи в истории Римского государства, который можно условно разделить на принципат и доминат.

Установление военно-диктаторского режима в Риме стабилизировало ситуацию, позволило преодолеть острый политический кризис. Империя поначалу “рядилась в республиканские” одежды, чему способствовали традиционные республиканские представления в обществе.

Период принципата /принцепс - сенатор, первый сенатор/ стал временем подавления духа гражданственности у римлян, постепенно ушли в далекое прошлое республиканские традиции. Власть императора становится всеобъемлющей. Окончательный переход к доминату /доминус - господин, владыка/ происходит в 284 году и связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. В период домината Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Период принципата в государственном устройстве характеризуется:

  • наделением принцепса высшей императорской властью;

  • созданием отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса;

  • принцепс командует всеми армиями;

  • постановления принцепса обретают силу закона;

  • постепенно на нет сводится роль сената.

Специфические черты домината:

  • республиканские учреждения теряют всякое общегосударственное значение;

  • исчезает сенат, магистратуры превращаются в муниципальных должностных лиц;

  • формируется значительный аппарат чиновников со стройной иерархией;

  • происходит обожествление императоров, население из граждан превращается в подданных;

  • опоры домината: армия, чиновничество, христианская церковь.

Раскол, а потом и падение Западной Римской империи связан с крахом рабовладельческого строя, который исчерпал себя, превратился в тормоз общественного развития. В 476 году командующий римской императорской гвардией германец Одоакр сверг последнего римского императора и отправил в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Лекция 7.

Римское

право

План лекции

  1. Основные этапы развития римского права.

  2. Законы XII таблиц - древнейший памятник римского права.

  3. Классическое римское право. Право народов. Публичное и частное право.

  4. Право собственности. Сервитуты. Обязательственное право.

  5. Брачно-семейное и наследственное право.

  6. Преступления и наказания. Изменения в гражданском процессе.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Дигесты Юстиниана. М., 1984.

  2. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бартошек М. Римское право /понятия, термины, определения/. - М., 1989

  2. Галанза Б.С. Государство и право Древнего Рима. М., 1963

  3. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме - М., Юрист, 1994.

  4. Новицкий И.Б. Римское право - М., 1994 г.

1

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом. Именно римляне впервые сделали индивидуальную частную собственность предметом весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества.

Хронологически историю римского права можно разделить на три периода. Древнейший период римского права /национальная замкнутость, архаичность и простота/ - VI в. до н.э. - середина III в. н.э. Классический период /высшая степень разработанности и совершенства/ - середина III в. до н.э. - конец III в. н.э. Постклассический период /постепенное приспособление к феодальным отношениям/ - IV-V в. н.э.

Первая римская кодификация права восходит к середине V в. до н.э. /451-450 гг. до н.э./. Она получила название законов XII таблиц.

Последний век республики и первые два империи были временем полного расцвета римской классической юриспруденции. Уходит в прошлое юридический формализм. Получают признание принципы “равенства сторон”, “справедливости”, “доброй совести”. Не посягая на самый текст законов XII таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их игнорирования. Преторианские эдикты стали постепенно проводить идеи, расходившиеся с законами XII таблиц и устанавливать правила, которыми должны были руководствоваться судьи при рассмотрении дел. С течением времени преторский эдикт становится в Риме важнейшим источником нового права, законотворческим актом. Каждый новый претор подтверждал обыкновенно эдикт предшественника, прибавляя при необходимости что-нибудь новое, и таким образом создавалось то, что называлось преторским правом.

В период заката римской империи происходит отстранение народного собрания от разрешения уголовных дел. Тем самым была уничтожена важная гарантия законности.

Место коллегиального суда занимает суд единоличный. Судебной компетенцией по уголовным и гражданским делам наделены чиновники административных органов. /В Риме уголовный суд был в руках префекта, а по мелким делам - в руках его подчиненных./ Суд стал строго сословным.

К концу империи по мере развития феодальных отношений суд по делам колонов становится компетенцией землевладельцев.

Гражданский процесс переживает схожую эволюцию. Рассмотрение гражданских споров стало делом чиновников. Высшей апелляционной инстанцией был император, практически его канцелярия.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие для практического использования. Для юристов практиков большое значение имели дигесты /приведенные в систему/, которые представляли собой работы по различным правовым вопросам с попытками синтеза цивильного и преторского права.

Для учебных целей были созданы институции, излагавшие римское право. Наибольшую известность приобрели институции Гая /143г. до н.э./, которые давали сжатое и логически построенное изложение правового материала. Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528-534 годах, т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. В результате появились крупные сборники римского права, куда были включены некоторые нормы греческого и восточного права. На более позднем этапе /средние века/ эти сборники составили единый свод законов Юстиниана.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История государства и права зарубежных стран (12)

    Реферат >> История
    ... по истории государства и права зарубежных стран /Сост. Е.В. Поликарпова и В.А. Савельев; Под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ... служба за рубежом: Курс лекций /Под общ. ред ...
  2. Принцип разделения властей и принцип сдержек по Конституции США

    Реферат >> Государство и право
    ... время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть ... и гражданина 1789 г. Ст. 9. 5 Мишин А. А. Государственное право США. М., 1976. 6 Ильинский Н.И. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран, с.449. 19
  3. Государство и право Древнего Востока (2)

    Реферат >> Исторические личности
    ... Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001. *История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003. * История государства и права зарубежных стран: учебное пособие ...
  4. Контрольная работа по Истории права

    Контрольная работа >> История
    ... История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – 177с. История государства и права зарубежных стран ... по истории государства и права зарубежных стран. (Под ред. З.М.Черниловского). М: ЮЛ. 1984г. 4 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ...
  5. Курс лекций по Теории государства и права

    Реферат >> Государство и право
    ... теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Они выступают в качестве методологических по отношению ... Социологическое понятие права получило наибольшее распространение в странах общего права, где основными ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020301342010498