Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве существуют некоторые пробелы Например, существенн...полностью>>
Государство и право->Реферат
Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государст...полностью>>
Государство и право->Реферат
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На эту подать существовала вся община. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Социальное равенство подчеркивалось коллективными трапезами, на устройство которых спартиат отчислял часть своих доходов.

Господство земельной аристократии в Афинах пагубным образом отразилось на положении народа. “Бедные, - писал Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей”. “Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если бедняки не отдавали арендной платы, можно было свести в кабалу и их самих, и детей”. Многие поля были заложены за долги.

В 594 году до н.э. всеобщее недовольство, по словам Аристотеля, вылилось в “великую силу”. “Огромное большинство, к тому же люди большой физической силы, писал Плутарх, - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй”.

Смягчение столь острых противоречий было возможно лишь путем радикальных преобразований. В это время на политическую арену выдвигается Солон, избранный архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, включая право законодательства. Солон осуществил ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия /отряхивание бремени/. Она освобождала массу должников. которыми была наводнена Аттика. Кроме того, запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников в рабство. В последующем развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества. что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет рабов-иноземцев.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение /был установлен максимальный размер земельного участка, провозглашалась свобода завещаний/. Это способствовало развитию частной собственности на землю.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

Центральное место среди преобразований, осуществленных Солоном, занимают его политические реформы. Важнейшей из них является тимократическая или цензовая реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна - медимн /50-60л/. Для зачисления в первый класс требовался доход 500 медимнов зерна ежегодно /пятисотники/, во второй -300 /всадники/, третий - 200 медимнов /зевгиты/. Медимн хлеба стоил одну драхму и эта оценка могла быть применена к лицам, не имевшим дохода с земли /купцы, ремесленники/. Все остальные лица были отнесены к фетам.

Наиболее богатые люди, причисленные к первым двум разрядам, получали право замещения важнейших постов, но архонтами, а значит, членами ареопага, могли быть лишь представители первого разряда.

Таким образом, вместо принципа аристократического /принадлежность к роду/ был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Высшим органом власти сделалось по законам Солона афинское народное собрание. В противовес ему было создано два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных заседателей (уступка бедноте: членом гелиэи мог быть любой гражданин).

Совет 400 избирался старыми ионическими племенами. Каждое из них посылало в Совет сто человек из числа первых трех разрядов. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя текущими делами, совет 400 оказывал сдерживающее влияние на народное собрание, ограничивал власть ареопага.

Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Присяжными могли быть все граждане, начиная с 30 лет. Избрание проводилось, по-видимому, жребием. Помимо указанных выше функций, гелиэя принимала отчеты должностных лиц /по окончании их службы/, имела право расторжения государственных и частных договоров и т.д.

В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это было уступкой народу /демосу/. Зато выборы в совет 400 были в руках старой родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников утверждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.

По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды им удовлетворены не были. Однако, следует признать, что реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин, способствовали в дальнейшем демократизации государственного строя.

После бурных событий, связанных с борьбой демоса и эвпатридов и приведших к тирании Писсистрата и его сыновей /560-527 гг. до н.э./, демократические реформы были продолжены Клисфеном /509 г. до н.э./. Эти реформы окончательно ликвидировали деление на старые племена, взамен было введено территориальное разделение.

Аттика делилась на 10 территориальных фил. Каждая фила состояла из трех частей - триттий. В новых филах граждане были сосредоточены таким образом, что преобладание было на стороне горожан - ремесленников, купцов, судовладельцев. Помимо этого страна была поделена на наименьшие районы - демы. Их было около ста.

Сущность деления, введенного Клисфеном будет понятна, если увидишь, что аристократический род Аминадритов, например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к различным триттиям и филам.

Совет 400 был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет 500 - по 50 человек от каждой филы.

Был создан еще один орган управления - коллегия стратегов /по одному представителю от каждой филы/, которая вначале имела военные функции, а затем оттеснила на второй план коллегию архонтов.

Значение реформы Клисфена заключается прежде всего в том, что политическая власть стала служить прежде всего целям неродовитиых граждан, составивших имущий класс Афин. Окончательно победило государство рабовладельцев - знатных и незнатных. Ф. Энгельс назвал реформу Клисфена, так же как и реформу Солона, революцией.

Клисфену принадлежит также введение остракизма. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве превентивной /предупредительной/ меры. Остракизм применялся в тех случаях, когда тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями способствовал “возникновению смут”. Изгнание назначалось обычно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало народному собранию и принималось, если за изгнание подавалось не менее 6000 голосов. Каждый писал свое решение на черепке-остраконе.

Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. В 462 году до н.э. был проведен закон о лишении ареопага всех политических функций.

К середине V века до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды. В 457 году архонтом Афин впервые был избран зевгитт, лицо, принадлежащее к третьему разряду. Замещение должностей стало доступно всем гражданам.

Оставалось последнее: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане, живущие повседневным трудом, не могли занимать общественные должности. По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены Совета 500, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица, за исключением самых высших - стратегов.

Таков процесс возникновения и развития государства в Афинах. Энгельс замечает: “Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества”.

2

В истории Афин период V века до н.э. получил название классического периода, это было время расцвета афинской демократии.

Греко-персидские войны /начало V века/ показали превосходство демократии над восточной деспотией.

По окончании греко-персидских войн в Афинах наблюдались два политических движения: демократическое и олигархическое. Их борьба в конечном итоге закончилась победой демократии.

Госаппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, Совета 500, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание /экклесия/ являлось прежде всего законодательным органом республики. Право участия в нем имели все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Считалось, что каждый гражданин имеет право предложить проект нового закона и участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другим. Инициатива эта существенно ограничивалась системой сдержек:

  • автор проекта нес уголовную ответственность /вплоть до смертной казни/ если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам;

  • всякий законопроект подлежал обсуждению в Совете 500.

  • окончательное решение принадлежало гелиэе /высшему судебному органу - 6000 чел., игравшему роль второй палаты; обсуждение законопроекта, прошедшего все предыдущие стадии, велось здесь в форме судебного заседания; автор законопроекта выступал обвинителем старых законов; их защитников назначало народное собрание, решение принималось большинством присяжных.

Состав гелиэи формировался через выборы по жребию, по 600 человек от каждой филы. Из общего числа составлялось 10 судебных коллегий, которые заседали одновременно. Кроме вопросов законодательства гелиасты решали вопросы о наделении правами гражданства, наблюдали за законностью замещения должностей и имели право отвода, разбирали наиболее важные частные дела афинских граждан и т.д. Практически всегда, когда следовало толковать законы, судьи обращались к гелиастам. Гелиэя имела также право пересмотра /в порядке апелляции/ приговоров, вынесенных должностными лицами и другими судами.

В компетенцию совета 500 входили дела непосредственного управления /созыв народного собрания, руководство его работой, подготовка дел к обсуждению, вынесение по ним предварительного заключения/. Действовал совет не в полном составе, а через притании /секции/. По числу фил пританий было десять. Каждая из них правила одну десятую часть года. Общий срок деятельности совета - один год /отдавался народу отчет/.

Совет производил докимассию /проверку девяти архонтов и членов Совета на будущий год, имел право привлекать к суду должностных лиц. Практически под руководством Совета действовал весь административный и финансовый аппарат афинского государства.

Тем не менее верные принципу сдержек афиняне не решились вручить всю полноту исполнительной власти совету 500. Ее делили с ним /помимо других властей/ коллегии стратегов и архонтов. Специальной компетенцией коллегии стратегов /избирались голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан/ считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Стратеги считались равными друг другу, но фактическое руководство всегда поручалось самому влиятельному из них. Третьим органом исполнительной власти была коллегия архонтов. Ее власть распространялась на религиозные, семейные дела и на дела, касающиеся нравственности.

Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятельность правильной. Таким образом, устройство госаппарата требовало поголовного участия в работе всех афинских граждан. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, коллегиальности, подотчетности и возмездности.

Политическое равноправие афинян не могло устранить противоречий, вызванных имущественным неравенством. Обострение противоречий произошло в 431 г. до н.э. и было вызвано неудачами в Пелопонесской войне. /431-404 до н.э./

В результате олигархического переворота все полномочия ранее действовавших органов власти перешли к Совету 400. Однако мятежники продержались у власти всего четыре месяца, демократия была восстановлена.

Окончательное поражение в войне повлекло за собой второй переворот /404 г. до н.э./. Вся власть была сосредоточена в руках комиссии тридцати. Демократия в конце концов была восстановлена, но Афины лишились былого величия.

В 338 г. до н.э. македонская армия разбила греческие войска, чем было положено начало господству Македонии над всей Элладой.

Для своего времени Афинская демократия имела передовое государственное устройство, в условиях которого полноправные граждане имели возможность управлять страной, а государство заботилось о материальном благосостоянии своих граждан и создавало условия для развития культуры.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История государства и права зарубежных стран (12)

    Реферат >> История
    ... по истории государства и права зарубежных стран /Сост. Е.В. Поликарпова и В.А. Савельев; Под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ... служба за рубежом: Курс лекций /Под общ. ред ...
  2. Принцип разделения властей и принцип сдержек по Конституции США

    Реферат >> Государство и право
    ... время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть ... и гражданина 1789 г. Ст. 9. 5 Мишин А. А. Государственное право США. М., 1976. 6 Ильинский Н.И. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран, с.449. 19
  3. Государство и право Древнего Востока (2)

    Реферат >> Исторические личности
    ... Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001. *История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003. * История государства и права зарубежных стран: учебное пособие ...
  4. Контрольная работа по Истории права

    Контрольная работа >> История
    ... История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – 177с. История государства и права зарубежных стран ... по истории государства и права зарубежных стран. (Под ред. З.М.Черниловского). М: ЮЛ. 1984г. 4 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ...
  5. Курс лекций по Теории государства и права

    Реферат >> Государство и право
    ... теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Они выступают в качестве методологических по отношению ... Социологическое понятие права получило наибольшее распространение в странах общего права, где основными ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016698837280273