Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
В науке понятие функции права исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести к числу наиболее острых, дискуссионных в теории ...полностью>>
Государство и право->Реферат
В настоящее время уделяется значительное внимание официально-деловой речи. Она активно изучается с различных исследовательских позиций. Выделяются нес...полностью>>
Государство и право->Реферат
Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации возложена на различные органы, к которым относитс...полностью>>
Государство и право->Реферат
Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административн...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

5

В древневавилонской семье господствует муж. Он вел общее хозяйство семьи, представлял в деловых отношениях. Он мог, например, продать своих детей всякому, кто их захочет купить, причем безвозвратно (ст.185, 188). Часто это делалось под предлогом усыновления. За злословие детей в адрес родителей им отрезался язык, а за физическое воздействие - пальцы.

Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но и в этом случае муж имеет право на развод. Для жены существовало три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания, неосновательное обвинение в супружеской неверности.

В то же время жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым в браке; сохраняла право на приданое, могла наследовать имущество.

Важную роль играет институт наследования. Различают два вида – по закону и по завещанию. Оба существуют одновременно. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судей. В законах Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же как и братья. Долю умершего сына получают его дети. Дети, прижитые от наложницы, наследуют только движимое имущество, если отец признает их своими

6

Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в законнике о государственных, религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, против собственности и против семьи.

В основе уголовно-правовых санкций Законника лежит идея талиона: наказание есть возмездие за вину и потому оно должно быть “равным” преступлению /око за око, зуб за зуб/.

Мы часто усматриваем в талионе только жестокость. Между тем для древних это был наиболее логический способ ограничения наказания - не больше того, что сделано тебе. Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твой род, твое племя.

С переходом к классовому обществу и государству идея справедливого возмездия, лежащая в основе талиона, теряет свой “общечеловеческий” характер. Непременным условием равного возмездия становится социальное равенство сторон: не может быть талиона там, где сторонами являются эксплуататор и эксплуатируемый.

Прямолинейное применение принципа “равным за равное” исключает установление субъективной стороны действия-умысла, неосторожности, случайности /ст.229-230/.

Своеобразным выражением талиона в законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель /клеветник/ должен нести ответственность в той мере, которая грозила обвиняемому; кто безосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам.

Когда по характеру преступления применение принципа “равным за равное” в точном значении было невозможным, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо /ст.282/, врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы /ст.218/. Это называют талионом символическим.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве доказательств фигурируют, главным образом, свидетельские показания. В затруднительном положении прибегали к клятве перед статуями богов.

Нормы процессуального права требовали от судей лично “исследовать дело”. Судья не мог изменить своего решения. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Лекция 4.

Традиционное право

Индии

План лекции

  1. Источники, специфические черты и система древнеиндийского права.

  2. Право собственности и обязательственные отношений по Законам Ману.

  3. Регулирование брачно-семейных отношений.

  4. Преступления и наказания по Законам Ману, судебный процесс.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Артхашастра, или Наука политики. М., 1993

  2. Документы по истории зарубежного права. М., 1987

  3. Законы Ману. М., 1960

  4. Хрестоматия по истории Древнего Востока./Под ред. А.А.Вигасина. М., 1997

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

  1. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Архаташастра: проблемы социальной структуры и право М., 1984 г.

  1. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность М., 1982 г.

  1. Самозванцев А.М. Правовые тексты дхармашастр. М., 1991

1

В середине XI тысячелетия до н.э. на севере Индии после продолжительного движения с запада на юго-восток появились племена, говорившие на языке, родственном основным европейским языкам: греческому, латыни, германским, славянским. Принадлежавшие к этим племенам люди называли себя ариями. Их священные книги – веды - рассказывают, что вступив в Индию, арии выдержали трудную борьбу с ее коренными жителями.

По одной из теорий, прародиной ариев были наши южнорусские степи, по другой - Средняя Азия. Язык ариев - санскрит - родственен языкам хеттов /жителей Малой Азии/, древних персов, а также русскому языку. Поэтому сейчас в индийском языке /хинди/ много слов, похожих на русские: агни огонь/, вадар /вода/, патх /путь/, го /бык; отсюда произошло слово “говядина”/ и т.п.

К числу первых источников права Индии можно отнести сборник мифов и гимнов “Ригведа”. В нем рассказывается о том, как жили и управлялись арии. Упоминается род /гана/, родовой вождь /ганапата/. Из “Ригведы” мы узнаем об “общем имуществе” арийских родов, “общих коровах”, коллективных работах.

В Древней Индии понятия права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, не существовало. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым нормами, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии.

Нормы поведения в повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной из них, по значению не уступавшими законнику Хаммурапи, являются Законы Ману /носят имя мифического бога Ману/, составление которых относят к 1 в. до н.э. Они трактуют о политике, морали, брачных обычаях, религиозных предписаниях и т.д.

Написаны законы в форме двустиший /шлок/ ритмической прозой, что должно было облегчить их запоминание. Всего в Законах 2685 статей, разбитых на 12 глав. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в восьмой и девятой главах. Главное в Законах Ману - закрепление существовавшего варнового строя. Особенностью их является религиозная окраска всех его положений. Правовая санкция нередко дополняется угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. Лжесвидетель, например, предупреждается, что, когда он говорит неправду "относительно мелкого скота", то убивает пять своих родственников, "относительно коров" - десять, "относительно лошадей" - сто, "относительно рабов" - тысячу (гл.УШ, ст.97, 98).

2

В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности (Х, 115):

  • наследование;

  • дарение или находка;

  • покупка;

  • завоевание;

  • ростовщичество;

  • исполнение работы;

  • получение милостыни.

Наследственно-профессиональный принцип деления на варны проявился при этом и в представлении о законных способах приобретения собственности. Если первые три способа были доступны для всех, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой был привиллегией только брахманов.

В Древней Индии был известен и такой способ приобретения собственности, как давность владения. Если собственник "молча наблюдает", как другой пользуется его вещью и это продолжается 10 лет, “он не имеет права получить ее обратно"/У111, 147/. Таким образом, была открыта приобретательная давность, с которой нам предстоит встретиться при изучении римского права.

Среди основных видов собственности Законы называли землю. Земельный фонд страны составляли царские земли, земли общинных и частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности /чужого участка земли/ накладывался большой штраф, присвоивший чужую землю, объявлялся вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману, в частности, говорилось, что если несобственник засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получить урожай. Законы Ману охраняли и движимое имущество: рабов, скот, инвентарь и пр.

Обязательственные отношения в Законах Ману получили довольно тщательную разработку. В основном это обязательства, вытекающие из договоров. Наиболее подробно описывается договор займа. Законы Ману устанавливают минимальный размер процентов: 2% для брахманов, 3% для кшатриев, 4% для вайшиев и 5% для шудр. Для заключения договора необходимо поручительство другого лица и залог. Если должник оказывается несостоятелен, то платит поручитель. Залог возвращается при после уплаты долга.

Закон твердо устанавливает нерушимость, преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить его в срок, то он был обязан его отработать, при этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать должника, принадлежащего к высшей касте. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг переходил на сына и других родственников.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников /кармакаров/. Поэтому в Законах большое внимание уделяется и этому виду договора /получал 0,1 часть урожая и 0,1 часть масла от коров за которыми ухаживал/. За неисполнение договора налагался штраф и не выплачивалось жалование.

Известны были в Древней Индии и договоры аренды земли, купли – продажи (в течение 10 дней со дня заключения сделки договор можно было расторгнуть), договоры - требования к качеству товара, упоминается договор дарения.

Регламентируя институт договора, Законы Ману устанавливают важное правило: не может считаться действительной сделка, которая заключена с безумным, малолетним, одряхлевшим и пьяным. Недействительна и такая сделка, которая заключалась с применением насилия или обмана /VIII, 163, 165, 168/.

Законам Ману известны были и обязательства, вытекающие из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества /потрав посевов скотом, потеря пастухом животного/. При этом виновный был обязан возместить ущерб и заплатить штраф царю.

3

В семейном праве вполне утвердилось господство /мужа, отца/. Различаются несколько форм брака: правильный или торжественный /когда приданое жены переходит в собственность мужа/, брак с выкупом /покупкой жены/, брак, основанный на соглашении супругов /без взаимных обязательств)/ похищение жены - умыкание /возникшее из обычая брать женщин в бою, как трофей/.

Женщина всегда должна находится под опекой мужчины, для самостоятельности она не пригодна /V, 147, 148/. Отсюда невозможность развода для жены /IX, 46/. Муж может оставить жену, "если она его ненавидит" /IX, 47/, если она рожает мертвых детей или только девочек, и если жена «сварливая» /IX, 81/.

Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей. Потомство признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину /1Х,52-55/. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдодв /1Х, 64/ и обычая самосожжения вдов при погребении своего мужа (“сати”).

Супружеская неверность карается. Неверную жену, “обнаглевшую вследствие знатности родственников”, Законы Ману рекомендовали затравливать собаками /УШ, 371/ Но допускалась широкая добрачная половая жизнь девушек, а внебрачные дети не были препятствием к браку. Возраст брачного совершеннолетия был установлен для жегнщин – 12 лет и 16 лет для мужчин. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне.

Женщины исключались из списка наследников семейной собственности, так же как и изгои, больные, калеки, слабоумные и пр., утверждалось неравенство наследственных прав детей. Наследство делилось между сыновьями поровну, а дочерям братья выделяли по ¼ из своей доли для приданного.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История государства и права зарубежных стран (12)

    Реферат >> История
    ... по истории государства и права зарубежных стран /Сост. Е.В. Поликарпова и В.А. Савельев; Под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ... служба за рубежом: Курс лекций /Под общ. ред ...
  2. Принцип разделения властей и принцип сдержек по Конституции США

    Реферат >> Государство и право
    ... время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть ... и гражданина 1789 г. Ст. 9. 5 Мишин А. А. Государственное право США. М., 1976. 6 Ильинский Н.И. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран, с.449. 19
  3. Государство и право Древнего Востока (2)

    Реферат >> Исторические личности
    ... Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001. *История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003. * История государства и права зарубежных стран: учебное пособие ...
  4. Контрольная работа по Истории права

    Контрольная работа >> История
    ... История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – 177с. История государства и права зарубежных стран ... по истории государства и права зарубежных стран. (Под ред. З.М.Черниловского). М: ЮЛ. 1984г. 4 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ...
  5. Курс лекций по Теории государства и права

    Реферат >> Государство и право
    ... теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Они выступают в качестве методологических по отношению ... Социологическое понятие права получило наибольшее распространение в странах общего права, где основными ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001990795135498