Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Гражданское общество в настоящее время входит в число центральных тем отечественной юридической науки. В последние годы ему посвящено немало исследова...полностью>>
Государство и право->Реферат
Противоправное поведение в социальном смысле подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, способно причинить вред правам и интересам ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-эко...полностью>>
Государство и право->Реферат
Земля – один из компонентов окружающей среды; элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова; важнейший пр...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Молодая хищная германская буржуазия, опоздавшая к дележу колоний, требовала и себе "места под солнцем", как выражался канцлер фон Бюлов. Для пропаганды своих захватнических планов был образован так называемый Пангерманский союз, провозгласивший своей целью новый передел мира.

Свои агрессивные планы Германия связывала с проникновением на Ближний Восток, в Китай и Юго-Восточную Азию, захватами в славянских странах, постоянными провокациями в отношении Франции. Страна встала на путь милитаризации. В 1898 году по предложению адмирала Тирпица была принята большая программа строительства военного флота на двадцатилетний период. Но уже в 1900 году она увеличилась вдвое. Перед первой мировой войной Германия тратила на вооружение в полтора раза больше средств, чем Россия.

При всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики внешнеполитический агрессивный курс полуабсолютистского государства Германии, ставшего прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии оставался неизменным. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой. Германское правительство неуклонно готовилось к ней, создавая самую крупную агрессивную армию за счет увеличивающихся военных ассигнований.

Это приводило к прямым нарушениям конституций, сопровождаемым парламентскими кризисами. Результатом, кризиса в начале 70-х гг. явился закон о невмешательстве рейхстага в финансовые расходы правительства на нужды армии. В 1908 г. принимается закон о союзах и собраниях, который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности. После объявления войны в 1914 г. в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счет передачи им дел о сопротивлении властям, о государственной измене и других тяжких уголовных преступлениях.

Закон 1916 года «О вспомогательной службе Отечеству», на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершил процесс полной мобилизации труда в Германии.

Лишь после угрозы тотального поражения германской армии в сентябре 1918г., а также страшась всплеска массового антивоенного, антимилитаристского движения, правящие круги стали проводить политику «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. С этой целью были приняты два конституционных закона, но спасти правящий режим они уже не смогли. В стране началась революция и Вильгельм П вынужден был отречься от престола.

«Рожденная в войнах нечестивая Германская империя прусской нации, - писал великий немецкий писатель Томас Манн, - могла быть только милитаристским государством. Таковым оно и жило, занозой в теле человечества».

Лекция 5.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА США В XX ВЕКЕ

План лекции:

  1. Развитие регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. «Новый курс» Рузвельта (1933-1939)

  2. Эволюция американской конституции . Законодательство об избирательных и гражданских правах.

  3. Централизация государственной власти, как доминирующая тенденция развития американского государства в XX веке.

  4. Изменения в госаппарате и политическом режиме на основных этапах современной истории США.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бельсон Я.М. , Ливанцев К.Е. История государства и права США. М., 1982

  2. Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. - М., 1985

  3. Конституции буржуазных государств. - М., 1982

  4. Мишин А.А., Власихин В.Д. Конституция США: политико-правовой комментарий. - М., 1985

  5. Мальков В.Л. «Новый курс» в США. М., 1973

  6. Чибиряев С.А. Закон Маккарена и борьба за его отмену. М., 1975

1

Для развития США в XX веке наиболее характерно усиление регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. Уже в ходе первой мировой войны были созданы Военно-промышленное и Военно-трудовое управление, Управление военно-трудовой политикой.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов заставил правящие классы еще более усилить вмешательство государства в экономические и социальные отношения. Это выразилось в осуществленной президентом Ф.Рузвельтом программе реформ в области экономики, финансов и трудовых отношений, получивших название "Нового курса" (1933-1939 гг.). Рузвельт, в частности, говорил: "Две трети всей американской промышленности сконцентрировано в нескольких сотнях корпораций и управляется фактически не более чем пятью лицами. Мы видим, что большая часть нашего трудящегося населения не имеет возможности существовать иначе, как милостью этой концентрированной индустриальной машины".

В "Новом курсе" прошли своеобразную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономическую жизнь. Для стабилизации денежной системы был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате чего крупнейшие банки страны получили из казны кредиты и субсидии.

«Чрезвычайный закон о банках» 1933 г. наделял правительство США практически неограниченной властью в области финансов и денежного обращения. Этот один из важнейших законов «Нового курса» был принят 16 июня 1933 года через три месяца после вступления Ф.Рузвельта в должность.

"Новый курс" способствовал приспособлению госаппарата страны к политике регулирования экономики и трудовых отношений, к внедрению некоторых элементов планирования. Правительство получило возможность выпускать доллары, не обеспеченные золотом. Обмен бумажных денег на золото был воспрещен. Граждане США должны были сдавать имеющееся золото в банки. Золотое содержание доллара было сокращено почти наполовину. Министерство финансов могло прекращать на время финансовые операции. Это способствовало прекращению паники в банках, связанных со стремлением вкладчиков реализовать свои сбережения.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности (НИРА). В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность которых регулировалась, составленными в срочном порядке нормативными актами, так называемыми "кодексами честной конкуренции", определявшими квоты выпускаемой продукции , распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и некоторые другие.

Для сельского хозяйства учреждается "Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 года наделяется правом регулировать цены на продукцию сельского хозяйства и выводить их на уровень 1909-1914 годов путем сокращения посевных площадей и поголовья скота. Уменьшение товарной массы способствовало подъему цен до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, и тем самым предотвращало их разорение.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий, принимаются экстраординарные меры. Руководство их осуществлением возлагается на "Федеральную администрацию чрезвычайной помощи", замененную вскоре "Администрацией общественных работ". Безработных направляли в создаваемые специально организации ("Трудовые лагеря"), где они занимались строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.п.

Проведение "Нового курса" потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта оказались.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. Ранее оно носило по существу фрагментарный характер и, более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, игнорирующих фактическое неравенство сторон в договоре.

В 1935 году был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализировалась деятельность профсоюзов. Запрещалось уголовное преследование за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках.

Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, не подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип "закрытого цеха"). Признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за его выполнением было создано Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО). Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долларов или тюремному заключению до одного года.

Основная цель закона Вагнера была сформулирована в его названии: "Закон об устранении причин трудовых конфликтов". В преамбуле этого акта говорится о необходимости устранить причины, вызывающие забастовки и другие формы борьбы или беспорядков в промышленности.

В 1935 году был принят закон о социальном обеспечении (страховании), ставший первым общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Пенсии стали выплачиваться гражданам США, отвечающим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии "... если его общий заработок, как это будет установлено управлением, за период с 31 декабря 1936 года и по достижении им возраста 65 лет не превысит 3000 долларов". Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия равнялась 1/2 от суммы его заработка. Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму. В 1938 году принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксировавший максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге "Новый курс", являвшийся прямым массированным вторжением государства со значительными элементами регулирования в сферу социально-экономических отношений способствовал смягчению проявлений кризиса.

При Рузвельте президент США приобрел такие полномочия в области регулирования экономики, которые были привилегией конгресса и даже законодательных собраний штатов. Вторая мировая война работала на пользу этой тенденции. Многочисленные комитеты, созданные президентом и ему подчиненные стали бдительно контролировать экспорт, распределение сырья, оборудования, рабочей силы, военное производство. С окончанием войны все эти комитеты не только не исчезли, но даже укрепились и расширились, а вместе с ними возвысился и сам президент.

Особое значение приобрели те новые ведомства, в руки которых было отдано претворение военных планов США: Национальное военное ведомство. Объединенная группа начальников штабов. Центральное разведывательное управление (создано в 1947 году) и др.

Следует отметить, что последние десятилетия принесли США значительные перемены в экономическом и социальном отношениях, упрочении демократических институтов. Не менее 60% граждан США составляют - хотя и в неравной степени -богатый и средний имущественный классы (125-140 млн. чел.). Еще 20% населения обладают всем необходимым для безбедного существования и только последний "пятый класс", среди которого и масса хлынувших в страну иммигрантов, сельскохозяйственных рабочих, безработных находится "на дне общества".



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История государства и права зарубежных стран (12)

    Реферат >> История
    ... по истории государства и права зарубежных стран /Сост. Е.В. Поликарпова и В.А. Савельев; Под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ... служба за рубежом: Курс лекций /Под общ. ред ...
  2. Принцип разделения властей и принцип сдержек по Конституции США

    Реферат >> Государство и право
    ... время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть ... и гражданина 1789 г. Ст. 9. 5 Мишин А. А. Государственное право США. М., 1976. 6 Ильинский Н.И. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран, с.449. 19
  3. Государство и право Древнего Востока (2)

    Реферат >> Исторические личности
    ... Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001. *История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003. * История государства и права зарубежных стран: учебное пособие ...
  4. Контрольная работа по Истории права

    Контрольная работа >> История
    ... История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – 177с. История государства и права зарубежных стран ... по истории государства и права зарубежных стран. (Под ред. З.М.Черниловского). М: ЮЛ. 1984г. 4 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран ...
  5. Курс лекций по Теории государства и права

    Реферат >> Государство и право
    ... теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Они выступают в качестве методологических по отношению ... Социологическое понятие права получило наибольшее распространение в странах общего права, где основными ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017440319061279