Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Сочинение
Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых ви...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального раз...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность темы В течение длительного времени делается попытка понять, что в личности определяется наследственностью, а что формируется под влиянием...полностью>>
Психология->Реферат
Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил Сегодня конфликты...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Размещено на http://www.

Введение

За последние несколько лет в нашей стране произошли серьёзные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит в иных условиях, чем раньше. Исчезла система распределения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большое внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась необходимого планирования карьеры, и этот процесс следует начать ещё со школьной скамьи.

Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии.

Во-первых нужно правильно определить свои профессиональные склонности. В этом могут помочь профориентационные тесты.

Во-вторых, следует правильно оценить, свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры.

В-третьих нужно учесть коньюктуру рынка труда и её ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности.

В-четвёртых нужно исходить из реальных возможностей получения образования,

Профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. В период начального обучения выбор профессии для ребёнка кажется простым, большинство мальчиков хотят стать моряками, лётчиками, бизнесменами, водителями, а девочки мечтают о профессии учителя, актрисы. Но чем взрослее они становятся, тем сложнее становится проблема выбора профессии. Не случайно выбор профессии называют самым трудным экзаменом в жизни человека.

В службе занятости профориентация юношей и девушек особенно актуальна в период растущей безработицы среди молодёжи. Ситуация на рынке труда во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодня школьники, учащаяся молодёжь /1/.

Учащиеся не готовы адекватно оценить обстановку на рынке труда. Им не хватает объективной информации о требуемых специалистах в регионе. Они не способны оценить свои возможности, а это ведёт к тому, что выбор ВУЗа или другого учебного заведения часто происходит спонтанно, как способ на какое то время укрыться от действительности.

Программы сегодняшней профориентации подростков формируют систему представлений о мире профессий, но неадекватных представлений. Часто складывается ситуация когда профориентированный таким образом подросток, закончив школу, институт, попадает из практики учебной деятельности в практику профессии, и сталкивается с проблемой вторичного самоопределения. Возникает вопрос «к чему же стремится подросток: к социуму, к практической деятельности или к своим представлениям?»/2/.

Для овладения той или иной профессией человеку необходимо иметь определённые индивидуально - психологические возможности, соответствующие требованиям, предъявляемым профессией. В этом случае он легко и быстро может овладеть избранной профессией и адаптироваться к длительной работе, добиваясь при этом высоких результатов. При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым профессией, он либо с трудом овладевает ею, либо добивается определённых успехов, но за счёт перенапряжения собственных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму, кроме того, такие люди, как правило, плохо закрепляются на производстве.

В связи с неудачами в выборе профессии центры занятости вынуждены привлекать значительные дополнительные средства на обучение и трудоустройство молодёжи.

В то же время, проведение специальных занятий по профориентации старшеклассников, студентов, встречи с профконсультантом, способствовали бы снижению уровня безработицы среди молодёжи, уменьшению затрат на обучение и основой для проведения профессионального психологического отбора.

Очень проблематичным для работающего, в школе психолога является обработка результатов в ручную. В процессе рутинной работы не трудно ошибиться и в последствии сделать не правильные выводы. Но в условиях быстрой разработки новых информационных технологий можно радикально упростить интеллектуальную деятельность. Автоматизация психологических методик, используемых в профориентационной работе, значительно упрощает деятельность психолога, а так же дает уверенность в правильности полученных результатов.

Таким образом, актуальность нашей работы заключается именно в потребности внедрения в работу психолога новых автоматизированных методов.

Целью нашей работы является: автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками.

Задачи:

  1. изучить и проанализировать литературу по профориентационной работе;

  2. провести исследование с целью определения типа личности, определения наиболее предпочтительных сфер интересов, определения выраженности и склонности к работе в системе «человек-человек», «человек-знаковая система» для старшеклассников;

  3. изучить и провести анализ литературу по автоматизации психодиагностических методик;

  4. автоматизация с помощью языка программирования Delphi и апробация трех методик: «Сложные аналогии», «Тест Мейли», «Количественные отношения»;

  5. в рамках эксперимента оказать помощь старшеклассникам в выборе профессии;

  6. провести окончательный анализ по преимущественному использованию результатов автоматизированных методик перед бланковыми;

Предметом исследования стало изучение профессиональной направленности и профессиональной пригодности старшеклассников.

Объектом исследования стали старшие школьники 10-го и 11-го классов с математическим уклоном средней общеобразовательной школы №16 г. Красноярска. Всего было обследовано 40 человек.

Гипотеза: в результате внедрения компьютерных методов профессиональной психодиагностики школьников упрощается работа по обработке результатов и снижается время, затрачиваемое на обсчет данных в профконсультационной работе.

Глава 1. Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования

1.1 Профессиональное самоопределение личности

1.1.1 Основные этапы профессионального самоопределения

молодёжи

Оказание молодым помощи в профессиональном самоопределении, освоении профессии, переходе от учёбы к самостоятельному труду, профессиональной подготовке и переподготовке в системе службы занятости происходит в России в условиях осуществления реформ и во многом зависит от них. Речь идёт об изменении идеологических ориентиров на возрождение, развитие принципов гуманизма, приоритетности общечеловеческих и национальных российских ценностей, о постановке в центр внимания интересов и потребностей личности. Экономическим базисом этого выступают структурная перестройка и многоукладность экономики, создание конкурентной рыночной сферы, в том числе рынка труда и профессий, укрепление и развитие производственной сферы при использовании различных форм собственности, развитие предпринимательства и т.п.

Профессиональное самоопределение молодёжи – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ самореализации, достигаемые благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональное самоопределение молодёжи протекает на протяжении всего жизненного и трудового пути человека и поэтому может рассматриваться как важная составная часть жизненного самоопределения.

Таким образом, теоретические основы профессионального самоопределения молодежи рассматриваются во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность через внутренние условия ее деятельности, самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, профессиональным становлением личности, активной позицией человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств /3/.

При общем внимании психологов и педагогов к проблеме самоопределения личности проблема профессионального самоопределения молодёжи актуализировалась лишь в последние годы. Десятилетиями вся совокупность вопросов, связанных с выбором профессии и места в трудовой сфере, разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиции доминирующей установки не на личность, а на социальный заказ, на профессиональную среду. Поэтому распространение получила в основном идея профессиональной ориентации, а не профессионального самоопределения молодёжи. Однако отечественная и зарубежная теория и практика профессиональной ориентации сыграли большую роль в изменении концептуального взгляда на оказание помощи учащимися в выборе жизненного, в том числе профессионального пути и применяемого при этом инструментария.

Профессиональное самоопределение молодёжи – это многоаспектный процесс. При его изучении и реализации применяются, прежде всего, следующие подходы: социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический. В зависимости от подхода профессиональное самоопределение рассматривается соответственно как серия задач, которые ставят общество перед личностью; процесс поэтапного принятия решений личностью, который можно использовать для согласования её предпочтений с потребностями общества; процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение молодёжи осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности – профессиональной ориентации.

Большую роль в этом играет равноправное взаимодействие личности и общественных структур. В системе профессионального самоопределения молодёжи можно выделить общенаучную и научно-методическую подготовку, а также организационно-управленческое обеспечение.

Профессиональное самоуправление молодёжи осуществляется в процессе преподавания основ наук, в результате экономической, трудовой и профессиональной подготовки.

Средствами профессионального самоопределения являются: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов; склонностей и способностей (профессиональные пробы); профессиональная консультация; профессиональный отбор; социально-профессиональная адаптация.

Эффективное решение задач профессионального самоопределения молодёжи предполагает: мониторинг, анализ и оценку отечественного и зарубежного опыта, накопленного и зафиксированного в методологии, методике профориентации и профессионального самоопределения за последние годы; определение научно-исследовательских проблем, требующих оперативного решения; организационно-педагогическое обеспечение, то есть уточнение исполнителей, методов, условий решения задач и т.п.; конструирование моделей профессионального самоопределения молодёжи в условиях рыночных отношений; разработку квалимитрического аппарата оценки эффективности теории и практики профессионального самоопределения молодёжи /4/.

Важнейшими направлениями осуществления профессионального самоопределения молодёжи на практике являются:

  1. социально-экономическая диагностика структур материального, духовного производства, с точки зрения восстановления реальных картин, сохраняющихся, трансформирующихся, исчезающих, прогнозируемых родов и видов профессиональной деятельности;

  2. создание практических моделей профессионального самоопределения в расчёте на альтернативные школы, национальные традиции, миграционные процессы, различные формы партнёрства школ с производством и после школьной системой профессиональной подготовки молодёжи, научный анализ позитивного и негативного местного опыта;

  3. разработка программной учебно-методической литературы (в том числе и на компьютерной основе), способствующей реализации психологического и возрастного подходов к профессиональному самоопределению личности;

  4. обеспечение педагогов, специалистов – профориентаторов, производственников, учащихся и их родителей комплексом популярных справочных средств на бумажных и электронных носителях информации;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Педагогика. Учебник

    Конспект >> Педагогика
    ... работы. Ее развитие и апробация продолжаются ... который работает со справочником, ... планомерной профориентационной работы. ... и автоматизации. Старшеклассники ... работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы ... методики, или методики ... психодиагностическое ...
  2. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... автоматизации движений. Автоматизация ... У старших школьников ... работа «Со свидетельского ... психодиагностических методик — проективных методик ... профориентационных тестов и опросников (Е. А. Климов), профориентационных ... конструирование и апробация методик, разработка ...
  3. Психология труда (3)

    Реферат >> Психология
    ... работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики ... профориентационные уроки со школьниками как ... склонности к автоматизации действий; состояние ... и коллегиальность со старшими, равными и ... исследование — апробация своих сил ...
  4. Особенности темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере

    Дипломная работа >> Психология
    ... данных используемых психодиагностических методик. 2.2 Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических методик Занесём ...
  5. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный темп жизни, автоматизация ... работу со ... творчества школьников, ... апробации ... регионы; Методика работы с ... «Старший брат», «Старшая ... здоровья; психодиагностические кабинеты; ... и профориентационными. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020110607147217