Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Компоненты психологического теоретического знания имеют разное происхождение Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальн...полностью>>
Психология->Реферат
С точки зрения современной психолого-педагогической науки процесс вхождения ребенка в школьную среду сопровождается сменой ведущей деятельности и соци...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Осуществляемые в России радикальные реформы оказывают серьезное влияние на все сферы жизни общества Они приводят к трансформации социума, его социальн...полностью>>
Психология->Лекция
Принцип диагностического «обучающего эксперимента» может быть использован для перестройки любой экспериментальной методики Эксперимент проводится по с...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недо­оценка родителями особенностей характера детей может не только спо­собствовать усилению конфликтности семейных отношений, но и при­водить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, форми­рованию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отноше­ний.

В зависимости от того, какой метод воспитания используется, какие нормы морали, и правила поведения приветствуются в семье, под таким влиянием будут формироваться ценности у ребенка.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социа­лизации группа ровесников в значительной степени замещает родителей ("обесценивание" родителей, по выражению Х.Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаб­лению эмоциональных связей с родителями. Имеются данные, что, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится к определенным областям жизни. Для большинства молодых лю­дей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами (52).

Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности – отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на основе отечественной выборки, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юно­шей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?", и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек – друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С.Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках совре­менных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А.Реан, М.Ю.Санникова), в котором в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с об­щим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характер­но негативное отношение к собственной матери. В целом, как установ­лено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности (66).

Во многих исследованиях, посвященных социальной значимости семьи, отмечается важная роль родителей в процессе формирования личности ребен­ка. Влияние родителей в период взросления можно считать основным; роди­тели существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных и политических ценностей; помогают им понять происходящее, учат состраданию (McDevitt, Lennon, and Kopriva, 1991), (91).

Особое значение для формирования моральных воззрений имеют следующие факторы:

1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.

2. Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками.

3. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.

4. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.

5. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

Нравственное развитие ребенка возможно лишь в семейной атмосфере взаимного уважения и доверия (Hoge, Petrillo, and Smith, 1982), (92). Дети, эмоци­онально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязан­ность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.

Существует целый ряд объяснений зависимости нравственного роста ре­бенка от характера семейной атмосферы. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стре­мятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных поло­жительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враж­дебности и непонимания, «идентифи­цируют себя с агрессором» – и хотя и боятся своих родителей, но перенима­ют их антиобщественные черты. Тео­рия дифференцированных ассоциа­ций (Sutherland, Cressey, 1966), (94), опи­сывает условия, в которых формируются нравственные и преступные каче­ства, а также оценивает, какое влияние на моральное развитие подростка оказывают его взаимоотношения с окружающими – с учетом их приоритет­ности, продолжительности, интенсивности и частоты.

Согласно концепции ролевого моделирования, то, в какой степени ребе­нок идентифицирует себя с одним из родителей, зависит от частоты, ин­тенсивности и близости их общения. Для сына, проводящего больше време­ни и активно взаимодействующего с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Аналогично, девочка, которой ближе общество матери, скорее идентифицирует себя именно с ней. Благодаря частому и ин­тенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и вза­имное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Од­ностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым свя­зям и меньшему научению подростка. Таким образом, очень важна открытость отношений родителей и детей. Исследования феномена приходящего отца, оказывающего минимум необходимого мужского влияния на ребенка, подтвер­ждают, что отсутствие личного примера весьма неблагоприятно сказывается на нравственном формировании последнего (Parish, 1980), (86).

Исследования фактора семейной дисциплины говорят о том, что она ока­зывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда про­водится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дис­циплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и бес­пристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам; когда между детьми и родителями складываются демократические отно­шения, а не процветает вседозволенность или деспотизм (Zelkowitz, 1987), (87).

Излишняя снисходительность со стороны родителей ведет к отста­ванию в социализации и нравственном развитии ребенка, поскольку детям не помогают учиться контролировать себя. При отсутствии внешнего регулиро­вания ребенок остается как бы вне морали. Подросткам необходимо родитель­ское руководство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испор­ченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутрен­него стержня.

Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они пред­лагают своим детям следовать позитивной ролевой модели. Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценно­стями родителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают правонарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрез­мерной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей.

Сверстники оказывают большое влияние на развитие личности подро­стков, особенно тех, кто имеет максимум возможностей для разнообраз­ных социальных экспериментов вне дома. Социальные контакты с людьми другой культуры и иного общественно-экономического статуса влияют на мо­ральное развитие (Kohlberg, 1966).

Многочисленные исследования показывают, что формирование независи­мых моральных суждений чаще происходит у мальчиков, так как родители, как правило, предоставляют им большую свободу, чем девочкам; поэтому у мальчиков намного шире возможности для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Будучи менее самостоятельными, девочки, в свою оче­редь, отзывчивее, заботливее, чувствительнее к нуждам других. В этом смыс­ле их можно назвать более нравственно зрелыми, поскольку они сосредоточе­ны не на собственной персоне, а на окружающих их людях (Gilligan, 1977; Ornum et al., 1981), (93).

1.6. РАЗВОД И ПОДРОСТКИ

Поскольку развод становится все более распространенным явлением, осо­бую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков.

Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак – в возрасте от 25 до 29 лет — со временем расторгают его (Norton and Moorman, 1987). У подавляющего большин­ства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подростко­вого возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиатров и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное со­бытие в жизни подростка, источник неуверенности, замешательства, бо­лезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие, напротив, настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности подростка (Wallerstein and Kelly, 1980). Однозначно решить эту проблему нелегко: слишком много факторов приходится принимать во внимание.

Реакции подростков на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо. Одна из них — шок и отказ верить в случившееся - возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины семейных проблем. Другая реакция – страх, тревога и неуверенность в будущем: «Папа уедет? Мы с ним еще уви­димся?» или: «Мне придется перейти в другую школу? », «С кем я буду жить? », «Смогу ли я поступить в колледж?»

Гнев и враждебность — также весьма распространенная эмоциональная реакция подростка на развод родителей. Направлена она обычно на того из родителей, на которого возлагается вина за развод. Нередко гнев направлен на обоих родителей: «Вы всю мою жизнь поломали. Из-за вас я должен уйти из своей школы и расстаться с друзьями». Многие подростки озабочены только тем, как развод родителей повлияет на них самих, нимало не беспокоясь о чувствах самих родителей.

Другим распространенным переживанием является чувство вины и самоосуж­дение. Если у родителей возникает конфликт из-за детей, то дети могут в какой-то степени переложить на себя ответственность за расставание взрослых (Wallerstein and Kelly, 1980) или решить, что отец (мать) уходит потому, что хо­чет жить без детей. Подростки часто чувствуют глубокую растерянность из-за того, что родители разводятся, и старательно прячут это чувство от своих друзей.

После развода родителей подростку предстоит приспособиться к отсут­ствию одного из них – причем нередко именно того, к которому он был боль­ше всего привязан. Развод нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родите­лей. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии.

Если отец (мать) начинает встречаться с другим человеком и эмоциональ­но привязывается к нему, подросток становится ревнивым и обидчивым, так как вынужден делить любовь близкого человека с кем-то, на его взгляд, посторонним. Если разведенный родитель вступает в новый брак, что обычно и происходит, то подросток сталкивается с необходимостью приспосабливать­ся к мачехе или отчиму.

Было проведено исследование на ос­нове длительного изучения группы американских детей, рожденных между 1965 и 1970 годами. Исследование базировалось на обширных данных, по­черпнутых из «Общенационального обследования детей»; в нем рассматрива­лось, каким образом развод родителей сказывается на детях в – период их взрос­ления. Среди восемнадцати-двадцатидвухлетних молодых людей, пережив­ших развод родителей, 65% имели плохие отношения с отцами, 30% – с ма­терями, 25% бросили школу в старших классах, 40% – обращались за помощью к психологам. После учета всех демографических, психологических и экономических особенностей было выяснено, что дети разведенных родите­лей в два раза чаще сталкиваются с проблемами, чем дети неразведенных. Су­щественное влияние развода на отношения матери и ребенка со всей очевид­ностью сказывается в жизни повзрослевшего ребенка и практически не обна­руживается в его юности. Молодые люди, пережившие развод родителей до шести лет, имеют худшие отношения с родными отцами, чем те, что склады­ваются у переживших развод в более позднем возрасте. Вообще говоря, по­вторный брак редко оказывает положительное влияние на детей, однако те, кто пережил развод в раннем возрасте, легче выходят из этой ситуации (Zill, Morrison, and Coiro, 1993), (93).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... психологической литературы, посвященной проблемам исследования влияния семейного воспитания на формирование структуры ценностных ориентаций старшеклассников ... Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собст­венности // Социальная ...
  2. Ценностные ориентации личности как динамическая система

    Реферат >> Психология
    ... между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов ...
  3. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.

    Реферат >> Педагогика
    ... формированию структуры ценностных ориентаций ... психологической направленности показывает значимое влияние образовательного процесса в целом на структуру ценностных ориентаций ... В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности// ...
  4. Психологические особенности формирования лидерских качеств у старшеклассников

    Реферат >> Психология
    ... формирования лидерских качеств у старшеклассников. Цель исследования: изучение психологических особенностей формирования лидерских качеств у старшеклассников ... ценностным ... условия ее превращения из социально ... ориентацией ... знать структуру межличностных ...
  5. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... 2. Исследование формирований ориентаций старшеклассников 2.1 Формирование гуманистических ориентаций 2.2 Формирование нравственных ценностей в новом информационном пространстве 2.3 Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001460075378418