Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности Наиболее широкое распространение, в наше время, получила...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем созн...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и поэтому называющееся бытовой наркоманией ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Воркутинский филиал

Психологический факультет

Социально-психологические условия

формирования структуры ценностных ориентаций

старшеклассников

Дипломная работа

Студентки VI курса заочного отделения

Ивановой Ирины Юрьевны

____________________

(подпись)

Кандидат психологических наук,

Зав. кафедрой психологии ВФ УРАО

Москалюк Виктория Юрьевна

_________________________________

(подпись)

Рецензент- ________________________

______________

(подпись)

Допущена к защите: протокол

№___от «___»____________2006 г.

Зав. кафедрой____________________

(подпись)

Дата защиты: «__»__________2006г.

Оценка:________________________

Воркута

2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 9

1.2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ 14

ОРИЕНТАЦИЙ 14

1.3. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ 24

СТАРШЕКЛАССНИКА 24

1.4. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 38

1.5. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ 46

ОРИЕНТАЦИЙ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 46

2.1. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 60

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 62

2.3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРИТАЦИЯ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 125

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 127

ВВЕДЕНИЕ

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежна переоценка ценностей в условии изменений сложившихся устоев (1).

В России 90-х гг. XX в., в периоды сразу же вслед за острыми социально-экономическими кризисами (1992-93 гг. - "срез" 1994 г. и 1998 г. - "срез" 1999 г.) и в периоды относительной стабилизации со­циально-экономических условий жизнедеятельности (1997, 2001 и 2003), (Таблица 1.7.,1.8., Приложение 5), произошли изменения в ценностных ориентациях старшеклассников. За последнее десятиле­тие в структуре жизненных приоритетов старше­классников произошел переход от направленнос­ти на самоутверждение и альтруистические цен­ности к направленности на деловую активность и прагматические ценности (26). Результаты же исследования, во-первых, помогают продвинуться в понимании закономерностей взаимодействия макросоциальных изменений и психологических феноменов сознания личности и социальных групп, способствуя выявлению значимых тенденций в исторических изменениях ценностных ориентации в целом. Во-вторых, они способствуют пониманию направлений общего социального развития других социально-демографических и социально-экономических групп, так как молодежь во многом является детектором приоритетов социального развития. В-третьих, исследование позволяет понять, чем обусловливается социальное поведение личности и группы на уровне не столько отдельных поступков в конкретных социальных ситуациях, сколько более длительных поведенческих программ, направленных на достижение отдаленных целей (1).

Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни" (1).

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в подростковом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие).

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. З.И. Файнбург отмечает "чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре"(9).

Объектом исследования являются особенности ценностных ориентаций современных подростков.

Предмет исследования – полная и неполная семья как условие формирования ценностей у подростков.

Цель – исследовать структуру ценностей у подростков из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что существуют различия в структуре ценностей подростков в полных и неполных семьях.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Подобрать и проанализировать специальную психологическую литературу, посвященную проблемам исследования ценностных ориентаций, особенностей подросткового возраста, структуры ценностей старшеклассников и влияния полной, неполной семей на формирование ценностных ориентаций.

  2. Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций у старшеклассников.

  3. Провести исследование ценностных ориентаций подростков.

  4. Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить различия у испытуемых из полных и неполных семей.

Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение исследований ценностных ориентаций подростков, изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций подростков, валидные и апробированные методики (Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, тест «Осознанность жизненных целей», составитель Е. Карапешта), сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами в школах, в работе с подростками из обычных и проблемных семей, малоимущими семьями, специалистами по социальной работе.

База проведения исследования: МОУ «СОШ № 1», трудовой лагерь МОУ «СОШ № 5» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей (16 мальчиков, 14 девочек, 14-15 лет) и 30- из неполных семей (14 мальчиков, 16 девочек, 14-15).

Структура дипломной работы включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Количество таблиц - 22, количество диаграмм -1, количество приложений с описанием методик, результатами исследования и таблицами статистических данных - 6. Список литературы содержит 95 источников, всего в дипломной работе 81 страница.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей

    Дипломная работа >> Психология
    ... психологической литературы, посвященной проблемам исследования влияния семейного воспитания на формирование структуры ценностных ориентаций старшеклассников ... Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собст­венности // Социальная ...
  2. Ценностные ориентации личности как динамическая система

    Реферат >> Психология
    ... между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов ...
  3. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.

    Реферат >> Педагогика
    ... формированию структуры ценностных ориентаций ... психологической направленности показывает значимое влияние образовательного процесса в целом на структуру ценностных ориентаций ... В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности// ...
  4. Психологические особенности формирования лидерских качеств у старшеклассников

    Реферат >> Психология
    ... формирования лидерских качеств у старшеклассников. Цель исследования: изучение психологических особенностей формирования лидерских качеств у старшеклассников ... ценностным ... условия ее превращения из социально ... ориентацией ... знать структуру межличностных ...
  5. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... 2. Исследование формирований ориентаций старшеклассников 2.1 Формирование гуманистических ориентаций 2.2 Формирование нравственных ценностей в новом информационном пространстве 2.3 Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015921592712402