Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Миф — это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе В нём всегда присутствует обобщающее начало Мифы объясняют...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых я...полностью>>
Культура и искусство->Курсовая работа
В отношении к культуре религию, религиозную веру рассматривают по-разному Существует атеистическая позиция, согласно которой религия – это мракобесие,...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Понятие религии неразрывно связано с феноменом культуры Этимологическое родство слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл ...полностью>>

Главная > Конспект >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1

Сущность и значение музея и музейного дела

  1. Понятие о музееведении как науке

2. Музей как социокультурное явление

3. Музей как учреждение культуры

  1. Классификация музеев

1.Понятие о музееведении как науке

«Наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко: «музейная теория» - такое понимание музееведения фиксирует лишь лежащую на поверхности связь между научной дисциплиной и одним из ее объектов – музеем.

Сам термин «музееведение» появился в немецком «Журнале по музеологии и антиквароведению» в 1878 г. благодаря деятельности директора знаменитого «Зеленого свода» и мюнц-кабинета в Дрездене Й. Г. Грессе. Он пытался утвердить новую научную дисциплину, названную им музеологией.

Музееведение - это наука, изучающая, во-первых, процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, во-вторых, музейное дело, а также музей как общественный институт, его социокультурные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.

В 1950-е гг. определение дефиниции музееведения дал чешский музеевед Й. Неуступный. Он рассматривал музееведение как науку, состоящую из общего и специального музееведения. Специальное, по его мнению, базировалось на профильных дисциплинах, связанных со спецификой того или иного музея. Й. Неуступный выделял историческое музееведение, обусловленное спецификой профильной науки - истории, или искусствоведческое музееведение, обусловленное спецификой искусствоведения и т. д. Но он не мог не заметить, что вне зависимости от профиля музея существует еще и нечто общее как в самих музеях, так и в специфике их деятельности по отношению к обществу, и он назвал его «общее музееведение».

Позицию, отвечающую современному уровню развития гумани­тарных знаний, высказал словацкий ученый 3. Странский. Он сравнил все существующие позиции в отношении музееведения, проанализиро­вав многообразие взглядов на содержание понятия, и выделил

четыре группы мнений:

  • музееведение - самостоятельная научная дисциплина;

  • музееведение - теория и методика музейной работы, т. е. прикладная, вспомогательная наука;

  • музееведение - сумма технических и методических приемов;

  • полное отрицание музееведения как науки.

Объектом музееведения является сам музей как историческая форма существования общественной потребности в сборе, сохранении и использовании данной музейности.

Таким образом, научная дисциплина музееведение это система

(ст.4 в книге)

2. Музей как социокультурное явление.

Развитие музея связано с теми задачами, которые он выполняет по отношению к обществу и культуре - это отбор, сохранение, изучение и использование в целях образования и воспитания материальных свидетельств развития общества, культуры и природы.

Фактором первостепенной важности как в рождении музея, так и в процессе его эволюции является определение его места в обществе и культуре.

В современном виде музей - достаточно молодой социокультур­ный институт, и познание его сути приходится на сравнительно небольшой промежуток времени Новейшей истории. Однако в широком понимании музей существовал и ранее, будучи предметом философского, научного, художественного, исторического, политического и бытового осознания. Его смысл и явление, им обозначаемое, имели разную окраску в отдельные исторические периоды, в различных общественных формациях. Музеи создавались для решения задач, определяемых потребностями общества, а затем трансформировались, откликаясь на новые требования.

Музей понимался как «собрание древностей или редкостей», про­дукт «века истории». Современные же ученые все чаще обращаются к пониманию, восходящему к истокам, к «храму мус» - покровитель­ниц искусств и наук, склоняясь в сторону то первого, то второго слова этого определения, т. е. понимая музей как сакральное место, храм либо как центр искусств и культуры. Музей, подобно храму, помогает человеку каждый раз подтверждать свои убеждения, сравнивать свое мировосприятие с ценностями, принятыми в данном обществе. Либо исследователи видят «музей как культурный центр и социальный инструмент».

Ретроспективный анализ существования музея и его взаимодействия с обществом и культурой указывает на приоритет социальной теории его происхождения. Она связана с осмыслением причин возникновения музея, к которым следует отнести социально-культурные факторы, потребности общества и культуры в сохранении и использовании материальных объектов, свидетельства этого развития.

На рубеже XIX-XX вв., когда во многих областях интеллектуальной человеческой деятельности (наука, образование, искусство и др.), музей оформляется как социальный институт, призванный не только сохранять и демонстрировать культурные ценности, но и способствовать образованию всех категорий публики. Такое превращение музея в общественно значимое учреждение явилось свидетельством того, что он подобен «живому организму», который меняется под воздействием целого ряда факторов. В первую очередь это зависимость музея от государственной политики, от экономических и культурных факторов.

С 1980-х гг. происходит осмысление роли музея как центра культуры, обладающего образовательными возможностями в широком смысле этого слова. Музей тесно связан с такими понятиями, как «национальное наследие», «культурный статус» и т. д., возникают новые воззрения на взаимодействие музея с посетителями в рамках теории музейной коммуникации, разработанной канадским ученым Д. Камероном еще в конце 60-х гг.

В 1990-х гг. понимание музея связано с развитием теоретического музееведения, которое позволяет на современном уровне осмыслить социокультурное назначение музея. В рамках такого подхода музей рассматривается как «специфическое средство извлечения информации, содержащейся в овеществленных формах прошлой и современной культуры» и «средство рефлексии, формирования самосознания общества».

Современный музей воспринимается символом культуры, в кото­ром сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл. Музей предстает перед нами многочисленными гранями: в виде творческой «лаборатории», «сокровищницы», «машины времени», переносящей нас в другие времена и страны; в виде «места сохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого»; «собора лиц», встающих за конкретными предметами; «живого организма»; «способа диалога времен и культур»; «хранилища, занимающегося научно-исследовательской и просветительской деятельностью»; одновременно «театром культуры» и «кладовкой ценностей», «пространством духовной безопасности», воплощением (материализацией) «идей», «соотношений человек — вечность» и т. д.

3. Музей как учреждение культуры.

Эти характеристики в определенной степени раскрывают возможности решения задач, которые общество ставит перед музеем. Многогранность данного явления высвечиваются контуры понятия «музей».

Обстоятельный научный анализ определения «музей» сделал 3. Странский. Рассмотрев и сравнив около 20 различных дефиниций музея, он пришел к выводу о том, что музей - это особое научное и куль­турное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями, использующимися в научных и культурных целях.

Понятие «музей», представленное в энциклопедических изданиях, трактуется как научно-просветительное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. В документах международной орга­низации ИКОМ музей - это учреждение, «не приносящее дохода, на службе общества, которое собирает, хранит, распространяет и, прежде всего, выставляет в целях изучения, воспитания и удовольствия материальные свидетельства развития природы и человека».

Музей решает не свойственные другим учреждениям задачи.

  1. Прежде всего музей представляет собой центр научного документирования. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную (аутентичную) информацию, имеющую большое научное и культурное значение.

  2. Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельности так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требуют серьезной исследовательской деятельности и полученные результаты часто являются научными открытиями, проливающими свет на развитие культурных или природных процессов, происходящих в «пространстве музея».

  3. Музей - это и учреждение культурного представительства региона, так как находящиеся в экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою очередь музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в данном обществе в данное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.

  4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его и образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды.

  1. Классификация музеев

Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только их учрежденческими особенностями.

Музей, являясь социокультурным учреждением, в своей деятель­ности зависит от масштаба своих коллекций, типа, вида и профиля. Это вызывает потребность систематизации музеев по классификационным признакам.

Масштаб музея зависит от масштаба коллекций:

- мирового;

- национального;

- регионального.

В современном определении музея, предложенном Большой совет­ской энциклопедией, указаны следующие типы музеев: научно-исследовательские (Академия наук – природоведческий музей), научно-просветителъные(научно-исторический), учебные(обучающая функция: детский, этнографический), научно - исследовательский, просветительский, учебный, публичный (Российская академия наук).

Классификация по административному признаку:

- государственные (подчиняются Министерству культуры и туризма, чрезвычайных ситуаций (г. Чернобыля));

- частные;

- общественные (на предприятии, в школе и т.д.).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Культурологія. Конспект лекцій. Зміст та історія становлення. Феномен культури

    Книга >> Культура и искусство
    ... гуманітарних дисциплін – якот релігієзнавство, політологія, економіка ... та, що любить танці”) – муза танцю. Уранія – муза астрономії. Зображувалася дівчиною з ... В. Етика: Курс лекцій. – К., 1996. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро ...
  2. Основи наукових досліджень та організація науково-дослідних та дослідно-конструкторських робіт

    Конспект >> Промышленность, производство
    ... іх у майбутньому. Наш курсОснови наукових досліджень та ... рішення [1,2]. Мета даної лекції – знайомство з основними положеннями ... (звалище деталей, технічні музеї, магазини іграшок, дешевих речей ... тература Географія. Історія. Краєзнавство Кожний з 10 класів ...
  3. Історія педагогіки. Навчальний посібник

    Книга >> Педагогика
    ... прочитано три курси лекцій " загальне вчення про людину як основа педагогіки" ... стю й захопленням сприймали нехитру студентську музу, щедро винагороджуючи "тружеників науки". ... з використанням народної творчості, краєзнавства, вивченням історії. Така школа, на ...
  4. Культурологія (2)

    Методичка >> Культура и искусство
    ... які розглядають релігію як основу розвитку культури. Основи теологічного розуміння ... їнська та зарубіжна культура: Курс лекцій. К.: ЦУЛ, 2002. –508 с. Культурология. – ... і: раціональну музейну політику, музеєзнавство і музейну практику. Національна музейна ...
  5. Туристичні ресурси Івано-Франківської області

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... поневолювачів. Левова частка експозиції музею представлена документами, що знайомлять ... часів до початку XX ст. Курс лекцій. — К.: Центр навчальної літератури ... с. Основи туризмознавства. — К.: КНТЕУ, 2003. — 100 с. Панкова Є. В. Туристичне краєзнавство: навч ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019071102142334