Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Контрольная работа
Важность развития новых подходов к определению индивидуальности и факторов, влияющих на ее проявление, определяется становлением развивающей парадигмы...полностью>>
Педагогика->Реферат
Уточним: обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов, логики, кибернетики-(например, программированно...полностью>>
Педагогика->Реферат
Принципы и общий алгоритм деятельности педагога профессионального обучения по выбору методов обучения. Методы мотивации и стимулирования учебно-познав...полностью>>
Педагогика->Реферат
На сегодняшний день наблюдается резкое падение популярности семьи, усиление дезорганизации жизни семей, которая выражается в том, что рушатся нравстве...полностью>>

Главная > Доклад >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы организации деятельности и поведения

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение. Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от следующих условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных качеств воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирований упражнений.

Адекватность (т.е. соответствие) упражнений запроектированному поведению — еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят деятельность воспитанника. По форме различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований. При косвенном требовании (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности рекомендуемых действий. Совет будет принят, если ребенок видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Среди косвенных требований выделяется и требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном воспитании просьба становится одним из наиболее употребительных средств воздействия. Она основывается на товарищеских отношениях между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Одно из главных условий эффективности данного метода — чувство меры.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все авторитарные системы воспитания, где этот метод сочетается с наказанием. Использование этого метода в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее здесь, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное.

Хорошие результаты дает метод поручений — с его помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. К поручениям прибегают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, дают задание подготовить и провести действие, требующее точности и пунктуальности, и т.п.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Выделим два важные момента, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций:

— ситуации не надуманны, они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каждом шагу;

— ситуации неожиданны. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если действия для него неожиданны, в большинстве случаев соглашается с учителем. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при единственном и важном условии: они должны быть правильно поняты именно как гуманные действия, а не проявление слабости, неуверенности. В отдельных случаях, оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

Таким образом, методы формирования поведения личности стоят в центре воспитательного процесса.


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Методы и средства воспитания (2)

    Реферат >> Педагогика
    ... личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.       Выделение первой группы ...
  2. Социально-психологическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков

    Дипломная работа >> Психология
    ... индивидуальность. Сюда относятся методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях, т.е. методы воспитывающих ситуаций. Модификацией ...
  3. Методы воспитания (4)

    Лекция >> Педагогика
    ... точки зрения, дезинформация воспитанников. II. Методы организации деятельности воспитанников. Обеспечивают формирование социального опыта ... намек. Приучение – организация деятельности воспитанников, направленная на формирование привычек поведения. Чаще всего ...
  4. Методы воспитания школьников

    Доклад >> Педагогика
    ... пример – метод воспитания, призванный организовать образец деятельности, поступков. Методы организации деятельности и формирования опыта общего поведения. Приучение ...
  5. Методы управления деятельностью предприятий

    Реферат >> Менеджмент
    ... 2. Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека. Уровень ... деятельности фирмы (предприятия, организации). Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001845121383667